Бороздина Г.В. ОПП Глава 4, с. 108-120



Акцентирование подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный очень высокий лоб, недостаток ума низкий).

Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

утрирование намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;

преувеличение или преуменьшение (мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, семиглавый Змей Горыныч);

типизация обобщение и эмоциональная насыщенность образа.

Как и любая сторона психического процесса, воображение нуждается в тренировках и развитии. Развивать воображение можно различными путями, но обязательно в таком виде деятельности, которая без фантазии не способна привести к желаемым результатам.

Глава 4. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Эмоции представляют собой один из немногих факторов внутренней жизни человека, которые легко обнаруживаются и довольно точно понимаются другими людьми. В повседневности с эмоциональными проявлениями связывают все внешние реакции человека на происходящее вокруг него и с ним. Чувства содержат целую гамму эмоций и часто затруднительны для словесного описания. Воля же отражает способность личности сознательно регулировать свою деятельность, поведение, эмоции, преодолевая трудности при достижении поставленных целей.

4.1. Эмоции и чувства

То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, его индивидуальность.

Ф. Крюгер

На все, что нас окружает, на отдельные факты и явления мы реагируем не беспристрастно. В различные моменты своей жиз

108

 

ни мы то радуемся, то огорчаемся, то негодуем, то восхищаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим.

Ш

Константин Ушинский подчеркивал: «Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования. …В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».

В эмоциях и чувствах человека проявляется его отношение к поступкам и поведению других людей, а также к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности и т.д. Эмоция в переводе с латинского означает «потрясаю, волную».

Компоненты эмоциональной сферы образуют сложную взаимосвязанную систему (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Компоненты эмоциональной сферы личности

Эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.

Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляются как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции простое, непосредственное переживание в данный момент времени. Чувства более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены: чувства долга, собственного достоинства, стыда, гордости. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами.

Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании действительность, а с другой наши потребности. Все, что для человека безразлично, в чем он не нуждается, не затронет его эмоциональную сферу. Как остроумно заметил Ф. Энгельс, «человек без эмоций, что по-

109

 

койник в отпуске». При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, работоспособными, при других у нас наблюдаются упадок сил, скованность, апатия.

Классификация эмоций и чувств. Эмоции человека отличаются большим разнообразием свойств и оттенков. Классифицировать их можно следующим образом (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Виды эмоций

Все эмоции и чувства делятся на две основные группы:

• выражающие положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности (удовольствие, радость, восторг, любовь и др.);

• выражающие отрицательную реакцию человека на что-либо (боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и др.),

Таким образом, положительные эмоции это приятные для человека чувства, отрицательные неприятные,

Ш

Но некоторые переживания настолько сложны, многогранны, что трудно понять, относятся они к приятным или неприятным. Например, у А.С. Пушкина: «Мне грустно и легко, печаль моя светла». В таких случаях говорят о двойственности чувств. Так, один и тот же человек может одновременно любить и ненавидеть, если испытывает чувство ревности.

Чувства и эмоции выполняют в жизни человека различные функции:

оценивающую положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др.);

побуждающую чувства могут подтолкнуть человека к действию, а могут препятствовать этому;

регулятивную то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно,

110

 

Чувства по-разному влияют на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать. При равнодушии, безразличии ко всему человек не способен ставить и решать жизненно важные задачи.

Ш

Так, Л. С. Выготский писал: «Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та, и другая деятельность стимулировались эмоционально.

Прежде чем сообщать то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувства ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее все живое отношение к миру».

Эмоциональные состояния. Практически всегда мы находимся в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и т.д. Выделяют несколько видов таких состояний (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Виды эмоциональных состояний

Настроение длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Об одном говорят «жизнерадостный человек», другого воспринимают как мрачного, недовольного. Своим поведением мы не только демонстрируем настроение, но и передаем его другим людям. По существу, от настроения человека во многом зависит настроение окружающих.

Ш

Примером может быть Беликов герой рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»: «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге: на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью… Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице он давил нас всех, и мы уступали…»

Умение управлять своим настроением особенность культурно развитой личности. Так, на Востоке существует традиция

Ш

 

не обнаруживать не только плохое настроение, но и горе, печаль. Она предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других своими заботами и переживаниями.

Аффект (от лат. affectus волнение, страсть) эмоциональное состояние, противоположное настроению; бурная, кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая личность полностью. Человек теряет самоконтроль, власть над собой. Аффект возникает внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя длительный след в виде общего нервного потрясения. Например, результатом сильнейшего аффекта явилось убийство Иваном Грозным своего сына. Описание аффективных состояний очень часто встречается в художественной литературе.

Нередко человек попадает в состояние аффекта из-за собственной безответственности и ощущения безнаказанности. Главное в предупреждении аффекта чувство ответственности перед собой и окружающими людьми.

Страсть самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта, это стойкое, всеохватывающее чувство, вызывающее стремление к активной деятельности. Страсть не является просто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель предмет страсти. Страсть может быть пагубной и даже роковой. Она представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов, но в то же время своеобразно сочетает в себе активность и пассивность человека.

Ш

Вспомним главного героя повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Желткова, который писал: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя это не болезнь, не маниакальная идея, это любовь, которой богу было угодно за что-то меня вознаградить…. Каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас… сладким бредом».

Страсть может быть позитивной и великой. Ничто значительное в мире никогда не совершалось без великой страсти и в науке, и в труде, и в спорте, и в искусстве, и в литературе, и в жизни.

Фрустрация (от лат. frustratio обман, тщетное ожидание, разрушение планов) представляет собой эмоциональное со

112

 

стояние, которое возникает при сильном переживании от встречи с непреодолимым препятствием на пути человека к значимой цели. В его поведении появляются гнев, агрессивность либо чувство безысходности, отчаяния, вины. При этом человек направляет удар на себя, что порой приводит к самоубийству.

Самое эффективное средство противодействия фрустрации оптимизм. Известный кардиолог Элиот сформулировал на этот счет два правила: первое не обращайте внимания на мелочи, второе все в жизни мелочи.

Стресс (от лат. stress напряжение) состояние сильного эмоционального напряжения, которое оказывается воздействием на организм раздражающих факторов различной природы, нарушающих привычный образ жизни. Факторы могут быть физиологическими (большие физические нагрузки) и психологическими (возрастные кризисы, значительные информационные перегрузки, страх, горе и др.). Ни одному человеку не удается избежать стресса, поэтому основная его функция защитная.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, отношением к жизни и окружающим, с убеждениями и взглядами. Их можно классифицировать следующим образом (рис. 4.4).

ВЫСШИЕ ЧУВСТВА

Любовь

Товарищество

Патриотизм

Долг

Честь

Дружба

Совесть

Привязанность

Ненависть

Трусость

Жадность

Зависть

Презрение

Жажда знаний

Любознательность

Радость открытия

Удивление

Сомнение

Уверенность

в суждениях

Юмор

Ирония

Сарказм

Цинизм

Любовь к природе, людям, искусству

Рис. 4.4. Классификация высших чувств

113

 

Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, обществу, своим обязанностям, самому себе. Человеколюбие является их главной ценностью. Нравственность развивается в человеке с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) отличать хорошее от плохого, у него постепенно вырабатываются принципы собственного нравственного поведения. Все, что для нас является нравственным, вызывает положительные чувства, а то, что безнравственным отрицательные.

Очень тонко определял чувство совести М. Пришвин: «Если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью».

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности, связаны с познавательными процессами и творчеством, активизируют психические процессы.

В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. Им чаще всего обладают добродушные люди, тонко чувствующие прекрасное в жизни.

Чувство иронии тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме; остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ее цель совершенствование действительности. Ирония никогда не бывает мелочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего.

Сарказм язвительная насмешка, гневная ирония.

Цинизм издевки, насмешки, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его. «Цинизм опасен прежде всего потому, что он возводит злобу в добродетель», писал А. Моруа. Циничные люди способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником служат природа, произведения искусства, люди. Они выражаются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений. Развитое эстетическое чувство позволяет испытать эстетическое наслаждение от прекрасного.

Индивидуальные различия эмоциональной жизни. Характеризуя человека, мы обязательно упоминаем о его эмоциональности как особой черте личности. Прежде всего, люди отличаются друг от друга эмоциональной впечатлительностью: одни и

114

 

те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка взволнуют, у третьего вызывают сильнейшие переживания. Диапазон различий широк: от весьма чутких людей, поведение которых меняется под влиянием эмоций, до сдержанных, называемых дорой людьми с «каменным» сердцем. Необходимо отличать сдержанность от своеобразной эмоциональной глухоты. О таких людях с болью и состраданием писал Ф.И. Тютчев:

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Увы, души в нем не встревожит И голос матери самой!

Каждому человеку присуща своя душевная мелодия, звучание которой зависит от того, какие из эмоций наиболее близки ему, наиболее желательны и постоянны.

Ш

Как говорил Корней Чуковский, Л.Н. Толстой «первым понял, что, кроме всяких свойств, у человеческой личности есть как бы своя душевная мелодия, которую каждый из нас носит повсюду с собою».

Наверное, именно эмоциональная мелодия и есть то, что так трудно объяснить научно, но так просто почувствовать, пережить, с помощью чего можно объяснить тайну избирательности нашего отношения к явлениям природы и искусству, жизненным ситуациям и, главное, к другим людям.

4.2. Воля и волевые качества личности

Ум, он не только лишь ум,

Но характера свойство,

Сила характера и беспокойство. Воля не существует сама,

Воля есть высшая степень ума.

М. Доризо

Почему люди, имеющие примерно одинаковые знания, умения и способности, в реальной жизни приступают к решению

115

 

стоящих перед ними задач с разной степенью интенсивности и решимости? Почему при столкновении с трудностями одни действуют с удвоенной энергией, другие же бросают начатое дело? Эти вопросы приводят к осознанию понятия «воля».

Воля сознательное преодоление личностью трудностей при достижении цели. Основными ее функциями являются регулирование поведения и поступков человека, руководство потребностями, желаниями, мотивами. Ни одна более или менее сложная жизненная проблема не решается без участия воли. Ее считают ядром характера человека. По словам В. Шекспира, «наша личность это сад, а воля в нем садовник». Волевой человек умеет подняться над своими влечениями, инстинктами, посмотреть на них с высоты своей личности, сделать осознанный выбор и действовать, преодолевая преграды, в направлении поставленной цели.

Препятствия, которые приходится преодолевать человеку, бывают двух видов: внешние объективные трудности, неожиданные условия, обстоятельства; внутренние инертность человека, подавленное эмоциональное состояние, лень, чувство страха и др.

Психологическая структура волевых действий. Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли.

Ш

Например, двадцативосьмилетний французский врач Ален Бомбар отправился в одиночное плавание через океан, чтобы изучить приспособляемость организма в непривычных для человека условиях в целях уменьшения числа смертельных случаев во время морских катастроф. По его мнению, смерть наступает чаще всего по психологическим, а не физиологическим причинам: люди умирают не от голода или жажды, а от страха. На пятьдесят третий день своего плавания один, без пищи, в крохотной резиновой надувной лодке, не веря глазам своим, Бомбар увидел корабль. Первым его порывом было намерение отказаться от продолжения эксперимента, тем более что капитан корабля предложил забрать его вместе с лодкой. Однако мысль о том, что прекращение рейса снизит ценность результатов, заставила исследователя принять трудное решение плыть дальше.

Таким образом, воля проявляется не только в умении достигать цели, но и в умении воздержаться от искушения.

Волевые действия могут быть как простыми, так и сложными. К простым относятся действия, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться.

116

 

Ш

Так, для ведения конспектов по изучаемым предметам необходимы общие тетради. Студент решает их приобрести. Деньги для этого у него есть. Он идет в магазин, в котором есть нужные ему тетради, и покупает их. Действие имеет следующие компоненты: цель приобретение тетради; мотив конспектирование в них лекции; средства деньги, необходимые для их приобретения; способы выполнения действий студент сам идет в магазин, а не просит товарища, который отправляется за покупками.

Однако не каждое действие является волевым. Привычные действия совершаются без усилия воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения: приветствие, умывание по утрам И Т.д.

Структуру сложного волевого действия составляют определенные компоненты (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Сложное волевое действие

Появление потребностей «вечный двигатель» человеческой активности. Человек не будет делать то, что ему не интересно и не соответствуют жизненным планам.

Осознание цели это оценка возможностей ее достижения.

Формирование мотивов, их борьба иногда мотивы находятся в согласии, иногда вступают в противоречие друг с другом. В последнем случае борьба мотивов становится центральным звеном волевого процесса.

Принятие решений волевой опыт, требующий от человека решительности, мужества и личной ответственности. Нетрудно представить, например, какие волевые усилия потребовались М.И. Кутузову, чтобы принять непопулярное среди российских военных решение оставить Москву и сдать ее французам без боя.

Реализация решения если на первых этапах волевого действия очень важна решительность, то реализация решения требует настойчивости, выдержки и терпения, чтобы довести начатое до конца. Это трудная задача. Согласно статистике, корабли чаще всего терпят бедствия у берегов, при завершении плавания, когда ослабевают волевые действия тех, от кого зависит успех.

Волевые действия могут проявляться в разных формах:

• побуждение (связано с усилием заставить себя что-либо сделать);

• запрет (связано с торможением);

117

 

• поддержание работоспособности (усилия по Преодолению утомляемости);

• контроль (самоконтроль) действий и поступков;

• сопротивление внешним воздействиям на пути к достижению цели.

Если у человека имеются серьезные основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, назвать его безвольным нельзя. Волевой человек должен уметь, когда это необходимо, отказаться от намеченного действия, принять новое решение, в противном случае он проявит бессмысленное упрямство.

Выполняя различные виды деятельности, Преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы и профессиональной деятельности.

Волевые качества личности. К таковым относятся:

целеустремленность способность человека осуществлять жизненные цели;

самостоятельность умение определять и совершать действия, поступки без помощи других, руководствуясь только своими убеждениями, взглядами и основываясь только на своих знаниях, умениях и навыках. Противоположным самостоятельности свойством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им;

решительность способность к быстрому и продуманному выбору цели, определению способов ее достижения. Особенно ярко она проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому свойству нерешительность, которая чаще всего характеризуется постоянными пересмотрами принятого решения;

настойчивость способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели. От настойчивости следует отличать упрямство. Упрямый человек признает лишь собственное мнение и стремится во всем им руководствоваться;

выдержка (самообладание) умение сдерживать психологические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество импульсивность, т.е. склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая последствий своих поступков;

инициативность отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость решений и поступков человека, благодаря которой он способен действовать творчески;

118

 

дисциплинированность сознательное подчинение своего поведения общественным правилам и нормам;

мужество наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия.

Воспитание воли. Формирование волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием. Существует немало жизненных примеров того, как люди, не обладая хорошими задатками, стали известными учеными, художниками, писателями, добились поставленных целей за счет повышенной работоспособности и воли.

Воля тесно связана с другими сторонами психики: потребностями, интересами, способностями, мировоззрением, убеждениями, процессами мышления, чувствами. Если человек, например, глубоко убежден в правильности своих действий, он может приложить максимальные усилия воли и преодолеть большие трудности.

Ш

О замечательном артисте Малого театра А.А. Остужеве вспоминают: «… Через десять лет после прихода Остужева в театр он в результате тяжелой болезни потерял слух. «Выхожу на сцену и не слышу суфлера, говорил актер, точно нахожусь в беззвучной пустыне. Как же выйти на сцену, когда знаешь, что ты беспомощен? Ужас охватывает при мысли, что вдруг забудешь какое-нибудь слово забудешь, и никто, никто не сумеет тебе там, на сцене, помочь!»… Остужев победил свой недуг… Нет, он не излечился, но все же долгие годы оставался на сцене, затрачивая на подготовку ролей втрое больше энергии и сил, чем другие. Актер выучивал полностью не только свои роли, но и роли всех своих партнеров для того, чтобы не пропустить их реплики и вести с ними сценический диалог».

Чувства оказывают на волю двоякое влияние: будучи положительными, в большинстве случаев укрепляют волю, отрицательными ослабляют. Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами.

В волевых поступках характер, с одной стороны, формируется, с другой проявляется. От нашей воли зависит, как мы используем в жизни другие достоинства своей психики. Человек одаренный, но со слабой волей не способен реализовать свой талант и ничего в жизни не добьется. Ценность воли зависит также от того, на что она направлена. Сильную волю может иметь, например, карьерист, который старается продвинуться в жизни за счет других, не стесняясь в средствах достижения Цели. Преступник с сильной волей особенно опасен.

 

Первые признаки воли наблюдаются у детей в двачетыре года. В возрасте 2530 лет волевое развитие личности практически прекращается. Условия воспитания воли специфичны для каждого человека, однако можно выделить наиболее общие из них:

• иметь цель, так как не осознающий, куда и зачем идти, будет всегда зависеть от внешних обстоятельств;

• быть хозяином своей жизни, т.е. признавать личную ответственность за все, что происходит с тобой и вокруг тебя;

• бесстрашно идти навстречу жизненным невзгодам.

Практически невозможно добиться чего-либо в жизни, не выстрадав своего успеха. Вспомним, например, великого Микеланджело, который, работая над фресками в Сикстинской капелле, стал калекой, ибо не мог без боли опустить голову вниз при том, что ему постоянно приходилось смотреть вверх. Но воля победила боль, и шедевр был завершен.

Как видим, успех чаще определяется не столько тем, чего человек достиг, сколько тем, что ему пришлось преодолеть на этом пути. Трудности и неудачи неизбежная часть жизни каждого. Воля может развиваться только тогда, когда ее применяют.

Глава 5. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Любой человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном из них умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом трудно и неэффективно. Человеку присущи также специфические состояния сознания.

5.1. Природа психических состояний

Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.

Демокрит

Психическое состояние относительно устойчивое явление, отражающее особенности функционирования психики человека на ограниченном отрезке времени. Его нельзя рассматривать как некую «остановку» в работе психики человека. В целом подобные состояния возникают под воздействием внутренних и внешних факторов и представляют собой реакцию лично-

120

 

 


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *