Знакомство первоклассников с мерой длины — дециметр

  • Сомова Светлана Ильинична, учитель

Цели урока:

1. Образовательные:

  • ввести новую единицу измерения длины – дециметр;
  • закрепить действия с круглыми числами, решение текстовых задач.

2. Развивающие:

  • развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные
    интересы;
  • развивать творческие способности детей.

3. Воспитательные:

  • умение работать в коллективе, учить детей общению.

Оформление урока – Приложение 1.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

— Здравствуйте, ребята!

— Сегодня у нас с вами необычный урок математики. Во-первых, у нас гости, а
когда приходят гости нужно обязательно поздороваться и пожелать всем и нам
хорошего настроения.

Дети читают стихи:

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.

Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит нас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу.

— Во-вторых, урок необычный. Сегодня мы будем с вами играть в игру
«Крестики-нолики».

Правила игры.

  1. Класс я разделю на две команды по желанию.
  2. Одна команда «Крестики», а другая «Нолики».
  3. На плакате 9 заданий вы выбираете любое и выполняете его быстро, та
    команда, которая выполнит быстро и правильно получает очко.
  4. Побеждает та команда, которая больше выполнит заданий.

— Сегодня мы с вами будем решать задачи и уравнения, решать примеры с
круглыми числами и познакомимся с новой единицей измерения длины.

— А вот зачем она нам необходима, мы узнаем на уроке.

— Итак, кто же начнёт игру. Прошу подойти командиров каждой
команды и угадать в какой руке у меня ключик. Начинаем игру. Самое главное
помогайте друг другу. Начинает команда «Нолики».

II. Решение задач на повторение.

1) «Как хорошо уметь считать».

а) Работа в тетради.

— Число, классная работа.

— А сейчас проведём минутку чистописания. О каком числе пойдёт речь,
послушайте?

Ничего нет проще
Число десять написать –
Нужно только к единице
Справа ноль пририсовать.

— Запишите строчку и подчеркните лучшие числа.

б) Математический диктант (2 человека от каждой команды у доски).

— Первое слагаемое 30, второе 50. Чему равна сумма?

— Уменьшаемое 90, вычитаемое 30. Найдите сумму.

— Сумма двух чисел равна 70, одно слагаемое 50. Чему равно другое?

— Я задумала число, к нему прибавила 30 и получила 60. Какое число я
задумала?

— Я задумала число, вычла из него 60 и получила 30. Какое число я задумала?

— 80, 60, 20, 30, 90 – как можно назвать эти числа? Почему?

— Какое число самое большое? Какое число самое маленькое?

в) Работа с числами.

— Прочитайте числа: 8521, 423, 80, 14, 8.

— В каком порядке расположены числа?

— Какое число лишнее? Обоснуйте свой ответ.

— Назовите четырёхзначное, трёхзначное, двузначное, однозначное?

— Назовите круглые числа.

— Назовите чётные числа, нечётные числа .

— Назовите число , в котором 2 десятка и 3 единицы.

г) «Кто быстрее всё решит».

— На доске записаны примеры. Вы ребята выбегаете к доске
решаете пример и садитесь на место, выбегает следующий и т.д. Посмотрим, чья
команда решит быстро и правильно.

90 – 30 =

40 + 20 =

70 + 10 =

80 – 50 =

50 + 50 =

80 – 40 =

50 + 30 =

60 + 10 =

90 – 70 =

30 + 70 =

— Теперь выбирает следующее задание команда «Крестики».

2) «Запомни всё».

— Задание называется «Запомни всё!». Я вам сейчас покажу геометрические
фигуры и геометрические тела. (Приложение 2)

— А кто мне скажет, чем отличаются геометрические тела от геометрических
фигур?

— Вы должны запомнить как можно больше фигур, а потом их нарисовать и
правильно назвать. Кто нарисует фигур больше, тот и победит.

— Кто же больше запомнил фигур? Команда «Крестики» или команда «Нолики».

— Выбираем следующее задание.

III. «Открытие»детьми новых знаний.

3) «Измеряем всё подряд». (Приложение 3)

а)

— С какой величиной мы сейчас будем работать? (Масса – m.)

— В каких единицах измеряется масса?

— Какова масса дыни?

— Какова масса арбуза?

— Чья масса больше? На сколько больше?

б)

— С какой величиной мы сейчас будем работать? (Объём – v.)

— В каких единицах измеряется объём?

— Сколько литров воды в ведре?

— Сколько литров в 3 банках?

— Чей объём больше? На сколько больше?

в)

— С какой величиной мы сейчас будем работать? (Длина – L.)

— В каких единицах измеряется длина?

— Покажите мне эту мерочку. (На столе лежит см.)

— Измерьте длину карандаша. Как вы это будете делать?

— Сколько см длина карандаша?

— Измерьте ширину тетради. Сколько см ширина тетради?

Проблема!!!

— А теперь попробуем измерить длину шарфика нашей мерочкой. (Длина шарфика 50
см.)

— Почему у вас такие разные ответы?

— Почему не получается?

— Я предлагаю поработать в группе и всем вместе обсудить этот вопрос.

— Не забудьте, как мы работаем в группе, выслушиваем каждое мнение, обсуждаем
и делаем выводы, выбираем человека, который будет объяснять у доски.

— Что вас удивило в этом задании? Что интересного?

— Вы не можете измерить нашей мерочкой длину шарфика? А почему?

— В чём трудность измерения? (Очень маленькая мерочка – неудобная.)

— Какой меркой здесь удобнее воспользоваться? (Большего размера.)

— Как, вы, считаете, сколько сантиметров должно содержаться в укрупнённой
мерочке измерения? (10 см.)

— А почему? (Для удобства.)

— Оказывается, ребята, такая единица измерения уже существует.

— Может быть кто-то уже знает как она называется? (Дециметр – дм.)

(На столе лежит новая мерочка дециметр.)

— Попробуйте измерить шарфик новой мерочкой.

— Сколько таких мерочек уложилось в шарфике? (5)

— Какова длина шарфика? (5 дм)

Запишем в тетради:

1 дм = 10 см

— С какой новой укрупнённой мерой длины мы познакомились?

— А зачем она нам необходима? Может быть, мы бы обошлись без неё? (Для
удобства измерения.)

— Какова длина шарфика в дм? А в см?

5 дм = 10 см +10 см + 10 см + 10 см + 10 см = 50 см

— А можно ли сравнить длину карандаша и длину шарфика?

10 см? 5 дм?

— А почему нельзя?

— Да, вы правы, складывать, вычитать и сравнивать величины можно только
тогда, когда они выражены одинаковыми единицами измерения.

IV. Первичное закрепление.

— Ребята, а сейчас я проверю, как вы поняли новый материал.

— Я показываю задание сначала одной команде, а потом второй. Будьте
внимательны!

Выразите дм в см:

2 дм = ___ см

3 дм = ___ см

4 дм = ___ см

5 дм = ___ см

6 дм = ___ см

8 дм = ___ см

Выразите см в дм:

50 см = ___ дм

10 см = ___ дм

70 см = ___ дм

90 см = ___ дм

60 см = ___ дм

40 см = ___ дм

Сравните величины:

4 см … 9 дм

7 дм … 70 см

50 см … 6 дм

3 дм … 20 см

8 дм … 80 см

70 см … 9 дм

— Почему возникли трудности в последнем задании? В каких примерах? (Когда
сравнивали разные единицы длины.)

— Что необходимо было сделать? (Перевести в одинаковые единицы измерения.)

— Кто победил в этом задании? Выбираем следующее.

V. Обучающая самостоятельная работа.

4) «Проверь себя!» (работа в тетрадях).

— Ребята, на доске записаны примеры и уравнения. Вы выбираете
для себя любые задания и решаете их в тетради. Задание № 5, 9. (Приложение
5)

«Я могу. У меня получится».

5 дм + 3 дм =

9 дм – 2 дм =

5 дм + 4 дм =

6 дм – 1 дм =

60 см – 1 дм =

4 дм + 30 см =

10 дм – 5 дм =

4 дм + 3 дм =

а) Х + 20 = 80

б) Х – 30 = 40

в) 50 – Х = 20

— А теперь проверим. Сверяем ответы с доской.

— Какая команда справилась лучше в этом задании?

— Выбираем следующее задание.

VI. Физкультурная минутка.

5) «Задачкино».

— Ребята, будьте внимательны, я буду читать задачи, а вы
должны внимательно послушать, посоветоваться со своей командой и ответить на
вопрос задачи.

а) От нитки отрезали кусок в 3 дм. Остался кусок в 4 дм.
Какова была длина нитки?

4 + 3 = 7 (дм) – длина нитки.

б) У Насти лента длиной в 7 дм, а у Ксюши длиной в 9 дм. У
кого лента длиннее и на сколько?

9 – 7 = 2 (дм) – у Ксюши лента длиннее.

в) На урок труда Оля принесла 9 дм тесьмы, а Катя 90 см. Кто принёс больше
тесьмы Оля или Катя? Почему?

9 дм = 90 см – одинаково.

— Откройте учебник на странице 52 задача № 6. (Приложение
1, задание № 6.)

— Задачу будем решать в тетради.

— Прочитайте задачу (схема нарисована на доске):

— Что известно в задаче?

— Что необходимо узнать? (Сколько тесьмы у неё осталось?)

— А что такое тесьма? (Прочитайте в словаре.)

— А можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)

— Почему? (Нам необходимо сначала узнать, сколько тесьмы у неё было?)

— Как ответить на этот вопрос? (Найти целое.)

— Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)

— Почему? (В задаче говорится о разных мерках длины.)

— Да, ребята, а мы знаем, что сравнивать, складывать, вычитать величины можно
только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками длины.

— Переведём 30 см в дм.

30 см = 3 дм

— Как узнать, сколько дм тесьмы у неё осталось? (От целого отнять часть.)

— Запишите краткую запись и решение в тетрадь.

1) 5 + 4 = 9 (дм)

2) 9 – 3 = 6 (дм)

— А можно записать решение задачи математическим действием?

(5 + 4) – 3 = 6 (дм)

Ответ: 6 дм.

5) «Это интересно!»

— В городе Севре (Франция) есть Международное бюро мер и
весов. Там в специальном помещении на специальных подставках лежит стержень
сделанный из весьма твёрдого сплава платины и иридия. На нём имеются две
отметки. Расстояние между ними по международному соглашению принято считать
основной единицей измерения длин и называть метром (м) (показать метровую
линейку).

— Это более укрупнённая мерка длины, с которой мы познакомимся в будущем
(задание опережающего характера – возможность вызвать познавательный интерес).

6) « Загадкино».

— Загадываю загадки для каждой команды, если не сможет отгадать загадку одна
команда, ход переходит к другой.

  1. Палочка волшебная
    Есть у меня друзья,
    Палочкою этой
    Могу построить я
    Башню, дом и самолёт
    И большущий пароход. (Карандаш.)
  2. Делать ровную черту
    Всем всегда я помогу,
    Что-нибудь без меня
    Начертить сумей-ка,
    Угадайте-ка, друзья,
    Кто же я? (Линейка.)
  3. Часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками. (Отрезок.)
  4. Удобная мерка длины. (Дециметр.) Сколько см в дм?

— Молодцы, отгадали все загадки. В этом задании никто не победил.

7) «Найдите лишнее».

а) Приложение 4.

б) 25, 972, 10, 36, 6 .

в) 80л, 25л, 17л, 9л, 8 дм.

— C какой новой мерочкой длины мы познакомились?

— Сколько сантиметров в 1 дм?

— А сколько сантиметров в 8 дм?

— Для чего необходима новая мерка длины?

8) «Чёрный ящик».

— В чёрном ящике лежит мерка, которой измеряют величину.

— Каждая команда задаёт мне вопросы. А я говорю: «да» или «нет».

— Правильно, это новая мерочка длины.

VII. Итог урока.

— С какой новой мерой длины мы познакомились?

— Для чего нужна новая мерка длины?

— Сколько сантиметров в 1 дм?

— Понравился ли вам урок? Почему?

— Итак, подведём итоги. Победила дружба.

— Спасибо вам за работу на уроке.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *