Викторина Анализаторы. 8-й класс

  • Скалабан Любовь Анатольевна, учитель биологии

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательная: углубить и закрепить
    знания учащихся по биологии.
  • Развивающая: через занимательные
    задания развивать биологическое мышление,
    устную речь, способность применять имеющиеся
    знания в поисках решения проблемных ситуаций.
  • Воспитательная: воспитывать чувство
    дружбы, товарищества, взаимопомощи, умение
    работать в коллективе, повышать интерес к
    учебным предметам.

Оборудование: компьютер, проектор.

Правила

  • Игра состоит из 2 раундов. В начале каждого
    раунда объявляются темы и стоимость вопросов
    (количество баллов, которые можно получить при
    правильном ответе на вопрос). Одна из команд
    выбирает тему и стоимость вопроса, после чего
    ведущий зачитывает соответствующий вопрос.
    Время на обсуждение составляет 25 секунд. По
    истечении 25-ти секунд по сигналу команды
    записывают свой вариант в бланк ответа и отдают
    ведущему, при этом, если команда не уверена, то
    ответ можно вообще не сдавать. В одном раунде 6
    тем и 4 различных стоимостей вопросов (т. е. всего
    24 вопроса).
  • Порядок, в котором команды выбирают вопросы,
    определяется ведущим перед началом раунда.
  • В случае правильного ответа команда получает
    количество очков, равное стоимости вопроса. В
    случае неправильного ответа команда теряет
    количество очков, равное стоимости вопроса. Если
    команда вообще не дает ответа, то ничего не
    происходит.

Если команде достался “Кот в мешке”, она
обязана передать его кому-то из соперников.
Отвечать на такой вопрос может только та команда,
которой подбросили “Кота”. Ведущий называет
тему “Кота” (она, как правило, не совпадает с
исходной темой выбранного вопроса), а получившая
его команда выбирает стоимость, равную
минимальной или максимальной в раунде (например,
в первом раунде можно выбрать стоимость “Кота”,
равную 100 или 700). Команда обязана отвечать на
вопрос, молчание приравнивается к неверному
ответу.

Вопрос от учителя 1000

Представители всех трех команд могут ответить
на вопрос. Вопрос читает ведущий. Исходная
стоимость вопроса удваивается, однако в случае
неправильного ответа команда ничего не теряет.
Тема самого вопроса заранее не объявляется.

Вопросы.

Темы вопросов: Зрительный, слуховой,
тактильный, обонятельный и вкусовой анализаторы,
орган равновесия.

Зрительный анализатор.

  1. Что находится непосредственно за зрачком?
  2. А) Сколько информации мы получаем через орган
    зрения?
    В) Из чего состоит глаз?
  3. Какими тремя оболочками покрыто внутреннее
    ядро глаза?
  4. Чем представлен рецепторный аппарат глаза,
    назовите его функции?

Слуховой анализатор.

  1. На что подразделяется орган слуха?
  2. Что такое анализатор? (“Кот в мешке”)
  3. Каково значение среднего уха?
  4. Что представляет собой внутреннее ухо
    (лабиринт) ?

Орган равновесия.

  1. Где расположен вестибулярный аппарат?
  2. Как располагаются полукружные каналы и чем они
    заполнены?
  3. Как происходит раздражение рецепторов
    вестибулярного аппарата?
  4. Что такое отолиты? Каково их значение?

Тактильный анализатор.

  1. Что такое осязание?
  2. Может ли младенец почувствовать слабое
    прикосновение? А прикосновение горячим или
    острым предметом?
  3. Где находится высший центр тактильной
    чувствительности?
  4. Как информация от рецепторов поступает в мозг?

Обонятельный анализатор.

  1. Где расположены обонятельные рецепторные
    клетки?
  2. Сколько, примерно, существует обонятельных
    рецепторных клеток? Какова их особенность?
  3. Как возникает ощущение запаха?
  4. Какие шесть основных запахов выделяют в
    настоящее время?

Вкусовой анализатор.

  1. Что относится к периферическому отделу
    вкусового анализатора?
  2. Из чего состоит вкусовая почка?
  3. Какие четыре вкуса воспринимает язык, и где
    расположены рецепторы, отвечающие за каждый
    вкус?
  4. Какие рецепторы помимо вкусовых, участвуют в
    определении вкуса? Сколько лет живет рецептор?

Ответы.

Зрительный анализатор.

  1. Хрусталик.
  2. А)70%.
    В) Из глазного яблока и вспомогательного
    аппарата.
  3. Фиброзной, сосудистой, сетчатой.
  4. Рецепторный аппарат глаза представлен
    зрительной частью сетчатки, содержащей
    фоторецепторные клетки, а также и аксоны
    нейронов, образующих зрительный нерв.

Слуховой анализатор.

  1. Он подразделяется на наружное, среднее и
    внутреннее ухо.
  2. Система, обеспечивающая восприятие, доставку в
    мозг и анализ в нем какого-либо вида информации.
  3. Усиление механических колебаний и передача их
    перепонке овального окна.
  4. А) Преддверие.
    В) Улитка (рецепторы).
    С) Полукружные каналы.

Вестибулярный аппарат.

  1. В полукружных каналах и мешочках внутреннего
    уха.
  2. Каналы расположены в трех взаимно
    перпендикулярных плоскостях и заполнены
    полупрозрачной студенистой жидкостью.
  3. Рецепторы раздражаются при изменении положения
    или движения тела в любом направлении.
  4. Отолиты-кристаллики карбоната кальция, они
    давят на волоски нервных клеток, в результате
    клетки постоянно возбуждены и импульсы от них по
    вестибулярному нерву поступают в мозг.
    Вестибулярный аппарат постоянно информирует
    центральную нервную систему о положении тела в
    пространстве.

Тактильный анализатор.

  1. Это комплекс ощущений, возникающих при
    раздражении рецепторов кожи.
  2. Прикосновение горячим или острым предметом
    чувствует с первых дней жизни, а на слабое
    прикосновение реагирует через несколько.
  3. Высший центр тактильной чувствительности
    находится в области задней центральной извилины
    коры больших полушарий.
  4. Информация от рецепторов собирается в спинном
    мозге и по проводящим путям белого вещества
    поступает в ядра таламуса, а оттуда в высший
    центр тактильной чувствительности.

Обонятельный анализатор.

  1. В слизистой оболочке верхней части носовой
    полости.
  2. Их около 100 млн. , каждая клетка имеет тело и
    множество обонятельных волосков.
  3. Сигнал от волосков проходит к телу обонятельной
    клетки и дальше – в мозг, прямо на внутреннюю
    поверхность височных долей.
  4. Цветочный, фруктовый, зловонный, пряный,
    смолистый, запах гари.

Вкусовой анализатор.

  1. Вкусовые рецепторные клетки.
  2. Она имеет форму луковицы и состоит из опорных и
    базальных клеток.
  3. Кислое – бока языка ; соленое – и сладкое кончик
    языка; горькое– корень языка.
  4. Обонятельные, температурные, тактильные, а
    иногда даже болевые рецепторы. Они живут в
    среднем около 10 дней.

Вопрос от учителя 1000.

  1. Назовите все части анализатора.

Ответ.

  1. Периферический отдел (рецепторы).
  2. Проводниковый отдел (чувствительные нервы).
  3. Центральный отдел (специальные зоны коры
    больших полушарий).

Победителем игры объявляется тот, кто по итогам
финального раунда набрал наибольшую сумму очков.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *