Урок русского языка во 2-м классе Корень слова. Однокоренные слова

  • Каменцева Людмила Николаевна, учитель начальных классов

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (622,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: ознакомить учащихся с признаками однокоренных слов, учить выделять общую часть родственных слов, подбирать однокоренные слова, сравнить написание однокоренных слов; развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание; способствовать повышению интереса к урокам русского языка.

Ход урока

I. Орг.момент.

Психологический настрой: Покажите вашу прямую спинку, покажите правую руку, умные глазки. Подарите мне, друг другу и нашим гостям добрые улыбки.

II. Чистописание.

  1. Запись числа с комментированием в тетрадях.
  2. Работа со скороговоркой.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

— Прочитайте предложение. Что это? Проговорите скороговорку друг другу (в паре)

— Какой звук произносится чаще всех? Охарактеризуйте его. Произнесите мягкий звук. Назовите слова со звуком Х. Какой буквой обозначаются звуки?

— Посмотрите, какое упражнение выполним на каллиграфической минутке:

(показ на доске учителем).

— На следующей строке запишите скороговорку (с комментированием).

III. Постановка цели.

— Являются ли слова скороговорки родственными? Кто думает по-другому?

Почему?

— Чему будем учиться на уроке?

— Мы уточним, какие слова являются родственными. Позднее вернёмся к нашей скороговорке и выясним, кто же был прав.

IV. Открытие нового.

1. Сказка о корнях (инсценировка).

— Здравствуй, я – корень, а ты кто?

— А я тоже корень.

— Я в земле живу, а ты где живёшь?

— А я живу в словах.

— Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

— Не хвастайся, от меня и от других корней тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка…

2. Презентация, слайды 1-2.

— Какие слова выросли на дереве из семечки РОС?

— Как догадались, что все слова из одной семечки? Что означают эти слова? (лексическое значение) Как же называется общая часть слов, близких по значению?

— Почему корень? Это часть слова, на которой держатся все слова, чаще всего – не меняется.

3. Работа с правилом.

— Что такое корень слова?

V. Первичное закрепление.

— Давайте вместе составим цепочку однокоренных слов.

Лист – листок – листик – листочек – пролистать – перелистать – землистый

— Выделите корень слов

— Так какие же слова называются однокоренными? (имеют общую часть и близкие по значению)

— Все ли слова в этой цепочке являются родственными? (землистый-земля)

— Поставьте ударение в словах. Сравните написание корня в ударном и безударном положении.

— Вывод? Корень в ударном и безударном положении пишется одинаково.

VI. Закрепление.

1. Работа в группах.

— Группы однокоренных слов называют словообразовательными гнёздами. Вам предлагаются гнёзда, в которых вы должны найти лишнее слово. Поставьте ударение в однокоренных словах. (Учащиеся разделены на 4 группы, каждой группе дается распечатанный 3-й слайд. Группа работает с одним из «гнёзд»).

2. Фронтальная проверка (Презентация 1, слайд 3).

— Почему удалили эти слова? Как определили родственность слов?

— Какое из слов в каждой группе можно назвать проверочным?

— Кто все задания выполнил верно? Кто уже исправил ошибки?

3. Работа со скороговоркой.

— Давайте вернёмся к нашей скороговорке. Выделите корень в словах и ответьте: все ли слова однокоренные? (самостоятельное выполнение в тетради и у доски)

— Какое слово лишнее и почему?

— В однокоренных словах расставьте ударение и подчеркните безударные гласные. Какие слова нуждаются в проверке? Какое слово проверяет первую безударную гласную? Найдите однокоренное слово, которое позволит проверить написание второй гласной в корне (хохочут – чередование согласной в корне).

— Почему в ударном и безударном положении в корне гласные «О»?

VII. Самостоятельная работа.

С.133 упр.318

Выписать слова по вариантам:

  • 1 вар. – с корнем лёд
  • 2 вар. – с корнем мороз

— Кто выполнит работу раньше, может попробовать продолжить ряд.

Фронтальная проверка.

— Знание какого правила помогло справиться с работой?

VIII. Итог.

— Что нового узнали?

— Что называется корнем? Однокоренными словами?

— Что можете сказать о безударной гласной в корне?

— Какие новые слова узнали на уроке?

— Кто допускал ошибки? Поняли, почему ошибались?

— Кому понравился результат работы?

IX. Домашнее задание.

В своем уроке использовала фрагменты презентации «Родственные слова» Аствацатурова Г.О. и Шевченко Л.Е. из г.Армавир.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *