Урок русского языка в 3-м классе по теме Обстоятельство по системе Начальная школа XXI века

  • Арутюнова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

Задачи урока: знакомство с обстоятельством,
как второстепенным членом предложения,
отработка умения выделять в предложениях
обстоятельства.

I. Чистописание.

“Хорошо, что с чужим языком ты знаком,
Но не будь во вражде со своим языком!”. С.Маршак.

Как вы понимаете высказывание Самуила
Яковлевича Маршака?

Запишите в тетрадь это высказывание.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство
с нашим родным русским языком.

II. Разминка. (Развиваем зрительную память)

Посмотрите в течение одной минуты на ряд слов и
попытайтесь запомнить их и соответствующий
порядковый номер. (Затем учитель закрывает слова,
и дети отвечают на вопросы)

1. Клен.

2. Облетели.

3. Ковер.

4. Золотой.

5. Река.

Под какими номерами были существительные?

В слове какой части речи больше всего букв?

Правда ли, что предпоследнее слово отвечает на
вопрос что делать?

Из слов под какими номерами можно составить
словосочетание?

В слове под каким номером есть приставка?

Назовите номера слов, в которых спорная гласная
проверяется ударением?

III. Знакомство с новым.

Рубрика «Давай подумаем»

На доске:

Грибники пришли.

Грибники пришли из леса.

Грибники пришли из леса домой.

Грибники пришли из леса домой вечером.

На какие две группы мы можем разделить
предложения? (Распространенные,
нераспространенные)

Назовите нераспространенные предложения?

Назовите распространенные предложения?

Чем они отличаются?

В каком предложении содержится самая полная и
точная информация о грибниках?

Уточните, какую информацию мы получили о
грибниках?

Что нам помогает получить более точную
информацию?

(Предложение записывается в тетрадь, разбор
предложения по членам предложения)

Выпишите из последнего предложения
словосочетания с вопросами.

(Дети наблюдают за функцией обстоятельства, как
члена предложения)

Рубрика “Тайны языка”

(Вводим понятие “обстоятельство”; что
означает этот член предложения, дети знакомятся
с вопросами, которые нужно задавать к разным
словам, являющимися в предложении
обстоятельствами, узнают, как подчёркивается
обстоятельство)

“Вот вопросы: где? куда? как? откуда? и когда?
Обстоятельство в ответ
Никогда не скажет “нет!”
Всё подробно вам расскажет:
Образ действия покажет,
Время, место назовёт
И причину приведет!”.

Обстоятельство будем подчеркивать так: _._._._._._

Работа по учебнику с правилом.

Применение правила.

(Упражнение №3. Отработка умения найти в
предложении обстоятельство и правильно задать к
нему вопрос. Выполняется письменно в парах)

Коллективная работа

  1. Дополни предложения обстоятельствами.
  2. …… сверкает река.

    ….. прилетели птицы.

    Гром гремел ….. .

    ….. мы пошли в школу.

    Белка забралась …. .

  3. Составь предложения по схемам.

IV. Подведение итога урока.

Что нового узнали на уроке?

Чему учились?

Что же такое обстоятельство?

V. Выставление оценок.

Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы. Хотелось
бы отметить…

VI. Домашнее задание.

Упражнение №4.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *