Урок русского языка по теме Публичное выступление. 11-й класс

  • Пахомова Елена Андреевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • Создать условия для развития положительной
    мотивации к учению.
  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное
    запоминание учащимися особенностей одного из
    жанров публицистического стиля – публичного
    выступления.
  • Формировать умение выделять главное, отбирать
    нужный материал по теме.

Оборудование: теоретический отпечатанный
материал, таблица для “теоретического лото”.


Ход урока

Много говорить и много сказать – это не
есть одно и то же.

Софокл.


I. Повторение “Теоретическая разминка”.

– Назовите характерные особенности
публицистического стиля.
– Каковы общие черты публицистического,
официально-делового и научного стилей?
– Что такое публицистичность?
– Каковы требования к публичному выступлению?


II. Слово учителя (сообщение темы).

На четвертый вопрос вы, ребята,
затрудняетесь ответить, так как о публичном
выступлении мы еще не говорили, это тема
сегодняшнего урока. Итак, мы продолжаем изучать
тему “Публицистический стиль”. Давайте
изобразим схематически, какие жанры нам
известны.

Публицистический стиль


Письменные жанры Устные жанры
Портретный очерк Доклад
Статьи Публичное выступление
Путевой очерк Дискуссия
Репортаж
Проблемный очерк

Каждый жанр имеет свои цели, особенности.

  • Ребята, вы обладаете достаточным запасом
    знаний, чтобы охарактеризовать каждый жанр?
  • Давайте определим задачи урока:
  1. познакомиться с определением “публичное
    выступление”;
  2. узнать требования к устному выступлению;
  3. определить особенности текста – публичного
    выступления.

Эпиграфом к уроку я взяла слова известного
древнегреческого ученого Софокла.

  • Почему именно эти слова взяты в качестве
    эпиграфа?
  • Верно, эти слова напрямую связаны с наукой,
    основ которой мы сегодня коснёмся. Эта наука –
    риторика.


III. Сообщение подготовленного ученика.

Термин “Риторика” ввел Аристотель. Он сказал:
“Риторика – это наука изобретать мысли”, т.е.
это придумывание мысли – гармоничное воплощение
её в слове с целью эффективного речевого
воздействия.

Горгий (около 480-380 вв. до н.э.) – создатель
риторики. Уроженец города Леонтины (на о.
Сицилия), которому угрожали могущественные
Сиракузы. Произнеся в 427 году перед народным
собранием Афин речь об опасности, нависшей над
его родиной, Горгий потряс искушенных в
искусстве слова афинян.

Речи Горгия стали образцами для подражания, их
переписывали, выучивали, создавали подобные. Его
знаменитая речь, посвященная подвигам греков,
отстоявших свою родину от нашествия персов,
многие годы звала на новые свершения воинов
Эллады.


IV. Беседа.

– Имена каких знаменитых ораторов вам
известны?

– Как вы думаете, почему имена этих людей мы
помним?

Их имена известны нам, потому что они несли
слово людям. В слове ораторы видели главное
основание могущества человека. Эти люди создали
правила красноречия, которых мы придерживаемся и
сегодня.

– Итак, что же такое риторика?

– Какова связь между риторикой и публичным
выступлением?


V. Подготовка к самостоятельному изучению
теоретического материала.

– Прежде чем начать изучение данной темы,
вспомним, что мы знаем о публичном выступлении.
Работаем в группах. У вас на партах лежат листы
бумаги. Напишите всё, что вы знаете о публичном
выступлении или свои ассоциации с этим
словосочетанием. Работаем самостоятельно
каждый. А затем обсудите в группе.

– Теперь составим таблицу, состоящую из трёх
колонок.


Знаю Узнал новое Хочу знать

Заполняем первую колонку. Каждая группа
зачитывает свои записи по данной схеме,
остальные дописывают то, что не было названо.


VI. Самостоятельная работа.

– На партах у вас лежит теоретический материал
по теме “Публичное выступление” (приложение).
Ваша задача:

1. Изучить его, поработав самостоятельно с
карандашом в руках. Внимательно читая
предложенный текст, делайте пометки:

“V” – знаю;
“+” – это является для меня новым;
“-” – думал иначе;
“?” – не понял, хочу знать.

2. Обсудите в группе свои пометки, заполните
пустые колонки таблицы.

3. Прочитайте, что вы узнали нового
(представитель одной группы зачитывает, все
остальные группы внимательно слушают, затем
добавляют, не повторяя, что-то из своих записей).

4. А теперь зачитайте, что вы поместили в третью
колонку “Хочу знать”.

– Все интересующие вас сведения мы узнаем на
сегодняшнем и следующем уроке, который будет
посвящен теме “Овладение культурой публичной
речи”.


VII. Первичная проверка знаний, отработка умений
и навыков.

Выделяют несколько видов речей:
информационная, воодушевляющая, убеждающая,
призывающая и развлекательная.

Каждая речь имеет свою цель. Ваша задача,
работая в группе, определить цель каждой речи.

1. Игра “Теоретическое лото” (таблица из двух
колонок, вторая – пустая, её необходимо
заполнить разрезанными карточками).


Вид речи Цель речи
  1. Информационная
  2. Воодушевляющая
  3. Убеждающая
  4. Призывающая
  5. Развлекательная

Карточки:

1) пробудить интерес к какой-либо проблеме, дать
новое представление о предмете;
2) поднять настроение, вызвать эмоциональный
отклик;
3) убедить в своей правоте;
4) побудить начать или прекратить какие-либо
действия;
5) развлечь слушателей, вызвать положительные
эмоции (обычно строится с опорой на смешные
случаи из жизни).

2. Упражнение 438 (учебник Власенкова,
Рыбченковой, 10-11 класс).

– Продолжаем работать в группах (каждая группа
получит своё задание).

а) Найдите примеры и докажите, что речь Плевако
соответствует правилам публичного выступления.
Дайте оценку речи адвоката.

б) К какому виду речей вы отнесете эту речь?
Почему? Докажите это.

в) Какой приём лежит в основе убеждения
защитника Плевако? Подтвердите текстом свой
ответ.


VIII. Творческая пятиминутка.

– Вы сейчас познакомились с образцом
убеждающей речи. А теперь попробуем сами
составить подобную речь.

Любая речь – это текст.

– Из каких частей состоит текст?

Задание: создать текст устного выступления
на тему: “Нужно ли совершенствовать свою речь?”.
(Задание одно для всех групп – время работы три
минуты).


IX. Отчет групп.

У каждой группы на столе лежит карточка
взаимооценки.

Одна группа выступает, а две другие внимательно
слушают и затем скажут: соответствует ли
выступление группы правилам публичной речи.


X. Итог урока (рефлексия).

– Сегодня мы говорили о публичном выступлении,
узнали что-то новое. Продолжите предложение
“Сегодня на уроке…” или напишите фразу-отзыв о
сегодняшнем уроке.


XI. Оценивание работы групп.

XII. Домашнее задание (задание на выбор)

Выберете себе задание по силам:

  1. 1.Подготовить устную речь на один из видов, с
    которыми мы сегодня познакомились.
  2. 2.Составить речевой портрет литературного героя
    (из любого произведения XX века).
  3. 3.Выполнить упражнение 439 по заданию.

Приложение «Публичное
выступление»


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *