Урок по обществознанию. Тема: Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних

  • Дутова Елена Юрьевна, учитель истории и обществознания

Цели урока:

Образовательная:

  1. сформировать начальные знания особенностей уголовного права, научить
    работать с нормативно-правовыми документами.
  2. научить элементарным умениям правильного поведения в сложных для
    несовершеннолетних учащихся жизненных ситуациях;
  3. научить адекватно анализировать свои действия и принимать решения с
    целью предотвращения противоправного поведения;
  4. показать неотвратимость ответственности за совершение преступления.

Развивающая:

  1. Развить логическое мышления и речь учащихся через решение задач
    правового характера,
  2. сформировать умения работать и анализировать нормативно-правовые
    документы,
  3. грамотно реализовывать на практике свои конституционные права.

Воспитательная:

  • повысить уровень правовой грамотности и культуры несовершеннолетних,
  • воспитать уважение к праву;
  • сформировать представление о толерантном отношении и поведении;
  • сформировать активную жизненную позицию учащихся.

Основные понятия: ответственность, уголовная ответственность,
преступление, проступок, несовершеннолетний, наказание.

Межпредметные связи: история, основы правоведения.

Оборудования и материалы:

  • компьютер, мультимедийная установка, доска;
  • опорный конспект, нормативно-правовые документы.

План урока:

  1. Преступление. Категории преступлений.
  2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
  3. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока (Приложение.
Слайд 1).

«Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних».

II. Основная часть.

Беседа.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что означает понятие
«Ответственность»?

Ученики: Ответы учащихся.

Учитель: На доске выписаны термины, очень часто вы их слышали от
родителей, учителей, из СМИ (термины). Я предлагаю вам разобрать их содержание?

Ученики: Высказывают свое мнение, рассуждают.

Учитель: Итак, обобщая вами сказанное поступок это — сознательное
действие, реализованный акт свободной воли.

Содержание поступка определяет нравственность и моральность поведения,
различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком, но
только то, которое является сознательным выбором.

Поступок – личностная форма поведения, в которой осуществляется
самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий
общепринятым правилам.

Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного
самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность – в своем
отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в
целом. Личностная форма поведения, в коей производится самостоятельный выбор
целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам.

В уголовном праве его заменяют словом «ДЕЯНИЕ».

Правонарушение – это любое деяние (действие или бездействие), нарушение каких
– либо норм права. Оно имеет ряд признаков:

  1. Это всегда деяние, т.е. действие или бездействие.
  2. Это всегда виновное деяние, т.е. проступок, совершенный лицом, способным
    осознать недопустимость своего поведения и связанных с ним последствий.
  3. Это деяние всегда опасное для общества, причиняющее ему вред.

Из перечисленного следует, что правонарушение влечет за собой юридическую
ответственность.

Ответственность – субъективная обязанность отвечать за поступки и
действия, а также их последствия.

Ответственность – определенный уровень негативных последствий для
субъекта в случае нарушения им установленных требований. По характеру за
совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую,
материальную, моральную, политическую и др.

Ответственность – личностная характеристика человека, описывающая его
способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать
последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной
ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия
выбора, как неизбежные свершившиеся факты.

Учитель: Как вы понимаете содержание определения «Преступление»?

Ученики: Высказывают свое мнение.

Учитель: Игровой момент. Предлагаю вам составить амограмму из слова
«Преступление»

На доске учитель пишет вертикально данное слово и предлагает подобрать такие
слова, которые соответствовали бы данному понятию а также имели букву из него.
Буква может быть совершенно любой по счету. Например:

Учитель: Внимание на экран (слайд 2 «Преступление», слайд 3 «Категории
преступления») Запишем в тетради. Я рекомендую запись сделать в виде схемы,
экономим время и легче для запоминания.

Учитель: Устали? Полминуты на перерыв (несколько упражнений),
продолжаем. Как вы думаете, при совершении преступления, какие меры наказания
применяют к преступнику?

Ученики: Ответы и размышления.

Учитель: Внимание на экран (слайд 5 «Виды наказаний»). Пожалуйста,
запишите.

Учитель: Уголовная ответственность наступает с 14-ти лет по определенным
статьям и полная с16-ти лет. Цитирует 20-ю статью УК РФ (слайд 6).

Мне бы сегодня хотелось дать вам небольшую консультацию. Я очень надеюсь, что
она вам не пригодится, но как говорят мудрые: «Предупрежден, значит вооружен».
Внимание на экран (комментарии слайдам (слайды 7-18)).

III. Итог урока.

Учитель: Итак, подведем итог нашего урока в виде рефлексии, т.е. дадим
ему объективную оценку. (Высказываются ученики, учитель.) Оценки за урок
(перечисляются фамилии учеников, оценивается их ответ). Через минут прозвенит
звонок. И свой урок я хочу закончить высказываниями мудреца «Счастливей всех
бывает тот, кто мудро избегает бедствия. Умея видеть на перед дел совершаемых
последствия». Запишите домашнее задание (на доске написано домашнее задание).
Всем спасибо, до свидания.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *