Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме Стихи В.Д. Берестова

  • Овчинникова Наталья Владимировна, учитель начальных классов

Цель: — расширить знания учащихся о творчестве В.Д. Берестова;
— продолжить работу над совершенствованием техники чтения;
— формировать устойчивый интерес к чтению;
— развивать речь, память и умение работать с текстом;
— воспитывать нравственные качества: любовь к живому,
бережное отношение к природе.

Оборудование:  — портрет и выставка книг В.Д. Берестова;
— учебник В.Г. Горецкий «Русская азбука»
-произведения В.Д. Берестова «Прощание с другом».
— карточки с буквами З, И, П, Р, С, Ю;
— карточки с текстом  к стихотворению «Прощание с другом».
— иллюстрация к стихотворению «Прощание с другом».

Ход урока.

1.Организация урока.

Громко прозвенел звонок — начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться,  
Работаем старательно, слушаем внимательно.

2.Постановка целей и задач урока.
 Учитель: Как хорошо уметь читать!
Ученик 1. Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Ученик 2.  Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай ещё страницу!»
Хором:  Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и почитать!
Учитель: Кто написал эти замечательные стихи, которые мы уже знаем наизусть?
Дети: Валентин Дмитриевич Берестов.
Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним раннее изученные стихотворения В.Д. Берестова  и познакомимся с новыми его произведениями. А так же продолжим учиться читать правильно, выразительно и бегло.

3.Повторение изученного. Поэтическая разминка.
Учитель: Для того  чтобы научиться читать,  мы выучили все буквы.
В изучении букв нам помогали стихи В. Д. Берестова. Вспомним эти стихи.

Дети читают изученные стихотворения, а в руках карточки, на которых написаны первые буквы из названия стихотворения.

Ученик 3.Занят заклинатель змей               
Звонкой музыкой своей.                                        
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея.

З

Ученик 4. Ивы.
— Почему вы так красивы?
— Потому, — шепнули ивы,-
Что стоим мы над рекой,              
Над красивою такой.

И

Ученик 5. Петушки.
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,                   
Можно пёрышек лишиться,
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.

П

Ученик 6 и 7.  Робот.
Это чей там слышен топот?
На работу вышел робот.                  
Мышцы металлические,                    
Мышцы электрические.

Робот рыбок наблюдает,
Дно морское изучает                          
— На экран взгляни, матрос!
Я ракушками оброс!

Р
Р

Ученик 8.Слон.
Слон – москвич, в столицу он
Был слонёнком привезён                        
Из соседней из страны,
Той, где водятся слоны!

С

Ученик 9. Куклы вальс танцуют старый.
Льются звуки, вьются пары.
А юла, юла, юла                                     
Пары так и не нашла.
Кто с юлой подружится,
Тот совсем закружится.

 Ю

 Учитель. Спасибо чтецам. Ребята,  переставьте  буквы так, чтобы   получилось слово.
Дети: Сюрприз.
 Учитель: Молодцы! Вас сегодня в конце урока ожидает сюрприз- подарок.
А мы продолжаем свой урок тренировочными упражнениями.

4. Тренировочные упражнения.

Учитель: Для того чтобы правильно и быстро читать, нужно глубоко и ровно научиться дышать.
1) Работа над дыханием.
У вас на столах лежат воздушные шарики. Надо надуть эти шарик. (Дети надувают шары.)
— Закончили упражнение. Сдуйте шарики и положите на парту.

2) Работаем над слитным чтением слогов и слов.
Запись на доске:
Ой –бой – мой – мог
Ом- сом – лом – том
Он – сон – кон – тон
Ос  — ост —  сто —  дос
От  — лот – пот — мот

— прочитаем хором, напевно в умеренно темпе;
— индивидуальное чтение с четким проговариванием (2-3 человека)
– бинарное чтение ( 2 человека одновременно читают с ускорением)

3) Развиваем оперативное поле зрение – чтение словесной пирамиды.

— прочитаем слова без пауз – хором.
— чтение с ускорением целыми словами.
Учитель:    Запомните эти слова. Они вам встретятся в  новом тексте.
Мы читали слоги, из них составляются слова, а из слов, что можно составить?
Дети: Предложения.
Учитель: Правильно.
4) работаем над дикцией  и памятью (интонационная разминка)
прочитаем медленно, хором, проговаривая выделенные звуки:

Выпускаем цветные шары.
Пусть летят они выше горы,
Выше крыши и выше луны.
И вернуться назад с вышины.

— прочитать стихотворение с ударением  в каждой строчке на первое слово.

Выпускаем цветные шары.
Пусть летят они выше горы,
Выше крыши и выше луны.
И вернуться назад с вышины.

— прочитать стихотворение с ударением  в каждой строчке на третье слово.

Выпускаем цветные шары.
Пусть летят они выше горы,
Выше крыши и выше луны.
И вернуться назад с вышины

-быстрое проговаривание (в темпе скороговорки)
— закроем глазки и повторим наизусть стихотворение
Учитель: Произведения, какого автора помогли нам сделать разминку? 
Дети: Помогли нам стихи В.Д. Берестова.

5. Физкультминутка.

6. Знакомство с творчеством В.Д. Берестова и новым произведением «Прощание с другом».

Учитель: Во время разминки мы вспомнили известные произведения В.Д. Берестова. Эти и многие другие стихи вы можете прочитать в книгах, которые представлены у нас на выставке.

1) Биография В.Д. Берестова
Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 году в маленьком городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя. Читать маленький Валентин научился в 4 года. И первые свои стихи писал уже в школе. Это были дразнилки на одноклассников. За это мальчишки били его, но Валентин не перестал писать, он просто новые стихи записывал в тетрадь и хранил в тайнике. В 14 лет поэт показал свою заветную тетрадочку Корнею Ивановичу Чуковскому, стихи ему понравились. Став взрослым, Берестов окончил университет и пытался писать для взрослых. Но дочь Марина вдохновила его писать стихи и сказки для детей. Так Валентин Берестов стал детским писателем. Он пишет про детей и для детей.  1  апреля 2008 года замечательному поэту исполнилось бы  80 лет, поэтому  2008 год Литературный центр им. В.Д. Берестова Российской  государственной детской библиотеки объявляет годом Валентина Берестова.
Сейчас мы с вами познакомимся с новым произведением.
2)  Проблемная ситуация. Моделирование сюжета.

Учитель: Прочитайте название стихотворения:

«Прощание с другом»                             

Учитель: Можно ли по названию определить, о каком друге написано в произведении.
Дети: Высказывают своё мнение.
Учитель: Прочитайте первые строчки стихотворения

     Он сбежал у меня на глазах.
     Я его провожаю в слезах.

Учитель: Какое настроение и чувства у вас возникли после прочтения этих строк?
Дети: Высказывают своё мнение.
Учитель: — Стало ли понятно, кто сбежал и кого провожает герой произведения?
— Давайте прочитаем последние две строчки.    

     И в колючей траве он исчез,
     И в дремучий отправился лес.

— Какое слово в тексте может нам подсказать о ком это стихотворение.

Дети: Слово колючий. Может это ёж.

Учитель: Предположим, что это ёж. А почему он сбежал? Может нам поможет иллюстрация.

— Из иллюстрации мы видим, что это  точно  ёж. А почему он сбежал? Может быть мальчик плохо обращался с ним?
Вывод: Чтобы ответить на все наши вопросы нужно прочитать всё стихотворение.
3) Первичное знакомство с текстом.
 Учитель читает стихотворение наизусть, держа в руках  игрушку ежика.
Учитель: Понравилось вам стихотворение?
Обижал ли мальчик ежика?
4) Работа по учебнику и анализ текста.
Учитель: Откройте учебники на странице 236. Прочитаем это стихотворение «цепочкой» по две строчки. Попытаемся ответить на вопрос:
— Как жилось ёжику у мальчика?
Ученики   читают   и отвечают на вопрос, подтверждая словами из текста.

Дети: Мы с ежом замечательно жили,
          Уважали друг дружку, дружили.

Учитель: Найдите и прочитайте описание ёжика, что он любил, что не любил.

Дети: Позволял он потрогать брюшко.
            Он с ладошки лизал молоко.
           У него была милая рожица.
           Не любил он колоться и ёжиться.

Учитель: Почему же всё-таки ёжик ушёл? Как вы считаете?  Начните свой ответ со слов: «Я считаю…
— Понимал мальчик, что ежу лучше жить на воле?  Кто сможет подтвердить словами из текста.
Дети: Проводил я его до околицы.
Учитель: Кто знает, что такое околица?
Словарная работа.

Околица – это край деревни. 
Последний дом на улице в деревне.

Учитель: Какой можно сделать вывод, где лучше жить животным?
Дети: Животным лучше жить на воле, как бы хорошо за ними не ухаживали.
Учитель: Мальчик поступил как настоящий друг. И видно, что он с любовью и пониманием относится к животным.
Валентин Берестов сам всегда ко всем относился с любовью и старался детям в своих стихах объяснить, что любить нужно всех и все живое на земле без особых причин. В заключение нашего урока послушаем стихотворение В.Берестова «Любили тебя без особых причин».
Стихотворение читает подготовленный ученик.

Ученик 10.  Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

7. Итог урока.
Учитель: Вспомните, сколько исполнилось бы в этом 2008 году В.  Берестову?
Дети: Исполнилось бы 80 лет и этот год объявлен годом Валентина Берестова.
Учитель: Захотелось ли вам прочитать другие произведения В. Берестова?
Дети: Да!
Учитель: Вот вам и обещанный сюрприз. Каждый из вас получает книжку- малышку сделанную руками  старших школьников со стихами В.Д. Берестова. Получайте подарок, читайте и запоминайте стихи замечательного поэта Валентина Дмитриевича Берестова.

Детям вручаются самодельные книжки-малышки.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *