Урок на тему Высшие споровые растения. Морфолого-биолого-экологические особенности моховидных, их значение в природе и жизни человека

  • Солнышкин Петр Иванович, учитель биологии

Задачи

Учебно – образовательные:

  • роверить знания об основных признаках высших растений;
  • закрепить имеющиеся и получить новые базовые знания о
    растениях отдела моховидные;
  • продолжать знакомство с экосистемами нашего края, с
    ресурсами болот, с морфолого биологическими особенностями торфообразущих
    растений, их значением в природе и хозяйственной деятельности человека.

Учебно – развивающие:

  • продолжать формирование умений работать с текстом учебника,
    слайдами презентации, в тетрадях (запись основного материала урока).

Учебно – воспитательные:

  • экологическое воспитание — продолжать формирование
    экологической культуры учащихся;
  • воспитание любви к природе и родному краю, на примерах
    видов растений нашего края.

Урок комбинированный, частично проблемный.

Проблемный вопрос: «Почему сохраняется вечная мерзлота и
какое значение имеет сохранение вечной мерзлоты?»

Методические
рекомендации (ход урока)

I. Проверка, закрепление и
актуализация знаний учащихся

Цель: проверить, закрепить и актуализировать знания учащихся
об основных особенностях высших растений.

1. Письменный опрос по индивидуальным карточкам –
заданиям

Карточка I

1. Чем высшие растения отличаются от низших?

2. Почему шиповник иглистый, берёза извилистая, кипрей,
спирея иволистная относятся к отделу цветковые растения?

Карточка II

1. Какое сходство имеют высшие и низшие растения?

2. На какие отделы подразделяются низшие споровые растения?

Карточка III

1. Как размножаются высшие споровые растения?

2. Как осуществляется индивидуальное развитие высших
растений?

Карточка IV

1. Как осуществляется размножение у цветковых растений?

2. У каких растений лучше развиты и дифференцированы ткани и
какое

это имеет значение?

2. Устная проверка знаний по следующим вопросам:

  1. Какие органы образуют ткани высших растений?
  2. На какие периоды подразделяется индивидуальное развитие
    высших растений?
  3. На какие группы подразделяется подцарство высших растений?
  4. Какие отделы относятся к споровым растениям?
  5. Какими отличительными чертами высшие споровые растения
    отличаются от семенных растений?
  6. Какие отделы включают семенные растения?

II. Изучение новой темы

Цель: дать учащимся необходимые базовые знания об морфолого
– биолого – экологических особенности моховидных, их значении в природе  и
жизни человека.

Методы и методические приёмы

Эвристическая беседа с элементами лекции,  запись эколого –
биолого — краеведческих данных в тетрадь.

От кого и когда могли произойти моховидные? (Приложение,
слайды 2, 3)

Научные данные свидетельствуют о том, что моховидные и
сосудистые растения произошли от каких-то древних групп зелёных водорослей.

1. Сходство в строении и функциях хлоропластов.

2. Как у водорослей у высших растений главный
фотосинтизирующий пигмент ─ хлорофилл а, а вспомогательные ─
хлорофилл b и каротиноиды.

3. У всех трёх групп основной запасной углевод ─
крахмал, откладываемый в хлоропластах, а не в цитоплазме.

4. Большое сходство наиболее древней и давно вымершей группы
высших растений – риниофитов – с водорослями и, очень сходный характер их
ветвления.

5. Сходство  в чередовании «поколений» многих водорослей и
высших растений

6. Наличие жгутиков и способность к самостоятельному
плаванию у мужских половых клеток многих высших растений.

Возможно произошли ≈ 350 млн. лет назад от растений
порядка риниевых и являются тупиковой ветвью.

(Данные изучаются более подробно,  можно использовать для
подготовки к ЕГЭ, олимпиадам, викторинам, экологическим конкурсам.)

Общие морфолого – биолого – экологические особенности моховидных

1. Продолжительность жизни – многолетние.

2. Размеры – низкорослые (от нескольких мм до 20 – 50 см, у печёночников стелющийся таллом).

3. Морфология и анатомия  Имеют более простую организацию. В
стеблях отсутствуют специализированные проводящие ткани – ксилема и флоэма.
Поэтому моховидные не имеют настоящих листьев, стеблей и корней, так как в этих
органах отсутствуют специализированные ткани, но тем не менее используются
термины «лист» и «стебель». В спорофитах и гаметофитах имеются клетки – гидроиды,
удлинённой формы, со скошенными на концах тонкими и легко проницаемыми для воды
стенками. По гидроидам в основном передвигается вода с минеральными веществами.
У некоторых мхов тяж гидроидных клеток окружён клетками – лептоидами, проводящими
органические вещества. Другие ткани слабо дифференцированы.У некоторых
тело гаметофита расчленено, и стебель густо покрыт зелёными листьями ─
филлидиями, являющимися органами гаметофита вместо корней ризоиды
(одноклеточные выросты)  –  прикрепление к субстрату.

4. Смена поколений. Гаметофит – половое гаплоидное
поколение; образуется из спор – стебель с листьями образует половые клетки
(гаметы). На ♀ гаметофитах в архегониях образуются  яйцеклетки, на
♂ гаметофитах в антеридиях образуются  сперматозоиды; гаметофит
преобладает над спорофитом (диплоидный, образуется на гаметофите после
оплодотворения из зиготы) – из которого формируются споры.

5. Распространение — широкое, в различных экологических
условиях. В изобилии во влажных местах, в приполярных областях, на каменистых
склонах гор, в пустынях, есть водные формы.

(Изучаются более подробно , можно использовать для
подготовки к ЕГЭ, олимпиадам, викторинам, экологическим конкурсам.)

Классификация растений отдела моховидных

Подразделяются на антоцеротовые (Anthocerotopsida),
печёночники (Marchantiopsida), листостебельные мхи (Briopsida).

Класс Антоцеровые. Название от греческих слов anthos – цветок и  keros – рог. На их
розетковидном слоевище образуются удлинённые и слегка изогнутые спорогоны
роговидной формы. Своеобразная группа, близкая к маршанциевым печёночникам;
иногда рассматривается как подкласс печёночных мхов, 2 семейства, 6 родов,
свыше 300 видов. От других классов мхов отличаются тем, что в жизненном цикле
преобладает стадия спорофита. Слоевище лопастное или розетковидное или
лентовидное. Распространены в странах тропического или умеренно влажного
климата, в северных и южных умеренных широтах. (Приложение , слайды 4, 5)

(Рассматриваются в ознакомительном плане)

Класс Печёночники. Форма гаметофита у одних
слоевищная, у других листостебельная. Их название возникло в IX
в., их гаметофит похож на печень. Вегетативное размножение осуществляется  за
счёт всех частей гаметофита. Образуются выводковые тельца, выводковые почки,
выводковые ветви. (Приложение 1, слайд 4)

(Рассматриваются в ознакомительном плане)

Класс листостебельные

Подкласс сфагновые или сфагниды. Могут быть
двудомными или однодомными. Объединяет свыше 300 видов, распространённых по
всему миру. В России встречается около 40 видов. Сфагнум имеет многолетний
ветвящийся стебель, ризоиды отсутствуют. Листья без средней жилки, состоят из
двух типов клеток: хлорофиллоносных (узкие, длинные, живые с хлоропластами,
ассимилирующие) и широких, бесцветных вздутых водоносных, быстро теряющих
содержимое, с утолщёнными стенками и порами, накпливающими и удерживающими
большое количество воды (в 25 – 37 раз больше своего веса). Сфагны выделяет
бактериоцидное  вещество  сфагнол, обладающее бактериоцидными свойствами и
препятствующими разложению. Растёт в основном на болотах, нарастает верхушкой,
нижняя часть стебля отмирает и участвует в образовании торфа. Распространены от
гор тропиков до арктической и субарктической зон, но особенно широко
представлены в умеренной зоне северного полушария, где на верховых болотах
выступают доминантными растениями. (Приложение 1, слайды 6, 7)

(Изучаются более подробно , можно использовать для
подготовки к ЕГЭ, олимпиадам, викторинам, экологическим конкурсам.)

Подкласс андреевые мхи или андреиды. Хрупкие мелкие
растения красно – бурого или чёрно – бурого цвета обитают на кислых каменистых
субстратах (гранитах), образуя небольшие дерновинки или подушки. Распространены
главным образом в Арктике и Антарктике, в высокогорьях более низких широт.
Около 10 видов встречаются в России.

(Приложение 1, слайд 8). (Рассматриваются в
ознакомительном плане)

Подкласс бриевые мхи, или брииды. Наиболее обширный. Многолетние,
реже однолетние растения от 1мм до 60 см высотой, зелёной, красно – бурой,
бурой или даже почти чёрной окраски. Обитают на почве, гнилой древесине, на
коре. Известны и погружённые водные виды (водный мох фонтиналие).

В умеренных широтах Евразии  обычны представители рода
политрихум.

Политрихум обыкновенный или кукушкин лён. Один из
самых высокорослых мхов (до 50 см). Произрастает на влажных местах,
заболоченных лесах группами, образует крупные подушковидные дернины. Это
основной компонент нижнего яруса некоторых таёжных лесов (леса – долгомошники).
Другие бриевые мхи нередко образуют сплошной покров в наших северных лесах –
зеленомошниках. Обычны бриевые мхи и на низинных болотах различных типов. «Стебель»
прямостоячий, неветвящийся, густо покрыт узкими линейно-ланцетными
«листьями» — из нескольких слоев клеток. У основания стебля
развиваются многоклеточные нитевидные ризоиды. Двудомное растение. На мужском
гаметофите, на верхушке,  формируются мужские гаметангии (половые органы) – антеридии,
в них образуются сперматозоиды. На женском гаметофите женские гаметангии
(половые органы) – архегонии с яйцеклетками. Оплодотворение,
осуществляется в дождливую погоду, так как для передвижения сперматозоидов
необходима водная среда. Сперматозоиды проникают внутрь архегония, происходит слияние
одного из них с яйцеклеткой, Из оплодотворённой яйцеклетки образуется зигота. Через
несколько месяцев из зиготы прорастает спорофит. Спорофит состоит из гаустории
(присоска,  внедряется в тело гаметофита), ножки и коробочки. На ранней
стадии спорофит зеленый — фотосинтезирует, позднее переходит к питанию за счет
гаметофита. На верхнем конце коробочки колпачок — калиптра. В коробочках
путем мейотического деления происходит образование спор (спорическая редукция).
После созревания спор колпачок и крышечка отпадают и споры легко рассеиваются с
помощью ветра. При благоприятных условиях спора прорастает в тонкую ветвящуюся
зеленую нить – протонему, или предросток На ней образуются почки, из
которых развиваются гаметофиты – взрослые растения мха, какого-либо одного
пола, имеющие гаплоидный набор хромосом. Таким образом, у кукушкина льна,
происходит чередование гаплоидного (n) и диплоидного (2n) поколений (гаметофита и спорофита). (Приложение 1,
слайды 9,10). (Изучается более подробно, можно использовать для подготовки к
ЕГЭ, олимпиадам, викторинам, экологическим конкурсам).
 

Краснокнижные мхи ХМАО

1. Политрихум Йенсена.

2. Фискомитрелла отклонённая

3. Неккера перистая.

4. Бриогаплокладиум мелколистный.

5. Бриния ново-английская.

6. Плагиотецум скрытый.

7. Гипнум.

(Приложение 1, слайды 11, 12)

(Знакомство с видовым многообразием живой природы
Тюменской области и ХМАО.)

Значение мхов в природе и жизни человека.
Пионерная растительность, почвообразователи. Регуляторы водного баланса суши,
испарения влаги из почвы. На лугах препятствуют семенному возобновлению трав, в
лесах – прорастанию семян деревьев. Аккумулируя воду, заболачивают почву.
Являются основными торфообразователями. Моховой покров один из основных
стабилизирующих факторов в условиях вечной мерзлоты. Хозяйственное значение.
Торф топливо, подстилки для домашних животных, удобрения. При сухой перегонки
торфа получают метиловый спирт, сахарин, воск, парафин, краски, и т.д. Из торфа
изготавливают бумагу и картон. В строительстве торф используется как
теплоизолирующий и звукоизолирующий материал. Сфагнум используется как
прекрасный перевязочный материал.

Какие мхи наиболее распространённые в ХМАО и каково их
значение для тундровых зон?
 Наиболее распространёнными являются: сфагнумы
(на болотах), гипнум, политрихум (кукушкин лён), аулакомниум, хилокомиум,
дикранум и др.
Это главные растения тундры.

Мхи  — одеяло тундры, хранители вечной мерзлоты и почвенной
влаги. Сохраняя холод, мхи мешают деревьям укореняться и являются как бы
сторожами, не пускающими с юга лесную растительность. Мхи берегут поверхность
тундры от разрушений под действием тепла, препятствуют образованию и
разрастанию оврагов. Оголенные участки тундры после тяжёлых гусениц тракторов и
длительного выпаса оленей зарастают именно мхами. Постепенно нарастая, мхи
образуют толстую мягкую дернину, которая, отмирая снизу, постепенно
превращается в торф и захватывается подступающей мерзлотой. В моховой толще
обитает множество всяких беспозвоночных животных: черви, клещи, пауки,
насекомые. В толще дернины мха прогрызают свои ходы и устраивают свои гнёзда
лемминги и полёвки. Здесь находят хорошие условия для произрастания разные
травы, кустарники и кустарнички. (Краеведческий материал для подготовки к
олимпиадам, викторинам, экологическим конкурсам).
 

Повторение и закрепление полученных знаний

Работа по звеньям, рассчитана на 10- 12 м. с последующей взаимопроверкой

Критерии оценок: «5» — всё задание выполнено; «4» — имеются
1, 2 незначительных недочёта; «3» — выполнена половина заданий.

I.Работая с текстом и
рисунками учебника, записями в тетрадях заполните таблицу

Морфолого – биолого – экологические особенности мхов.

Признаки для
сравнения

Кукушкин лён

Сфагнум

1. Наличие побега

2. Наличие ризоидов

3. Особенности строения клеток

4. Значение в природе

5. Значение  для народного хозяйства

2. Выскажите ваше суждение: что является ограничивающим
фактором для распространения мхов? 

3. Отгадайте задания  кроссворда на тему «Моховидные»

По вертикали:

1. Нитчатые образования у мхов,  на которых из почек
развиваются листостебельные растения, несущие органы полового размножения

2. Корнеподобные выросты у мхов, служащие для прикрепления к
субстрату

3. Продукт образуется в результате неполного перегнивания
мхов

4. Мох не имеющий ризоидов.

По горизонтали:

1. Бесполое поколение мхов, на которых развиваются споры.

2. Вещество выделяемое сфагнумом, обладающее бактериоцидными
свойствами

3. Растения, на которых развиваются половые клетки гаметы

Ответы:

По вертикали: 1. Протонема. 2. Ризоиды.
3. Торф. 4. Сфагнум.

По горизонтали: 1. Спорофит. 2.
Сфагнол. 3. Гаметофит.

Домашнее задание. Учебник с. 50 – 53.  Выполнить
задания рубрик на с. 54 – 55. Повторить записи в тетрадях. Если Вы
выполнили задания на: «5», то можете выполнить творческое задание (составить
кроссворд, ребус); на «4» — повторите запись в тетрадях и материал учебника на
с. 50 – 53; на «3» — Вам необходимо изучить текст учебника на с.50 – 53 и
запись в тетрадях, выполнить задания рубрик на с. 54 – 55.

К уроку прилагается презентация.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *