Урок математики в 1-м классе по программе Школа 2100. Тема: Десяток

  • Зданович Елена Витальевна, учитель начальных классов

Тема: Число 10. Состав числа 10. Сложение
и вычитание в пределах 10.

Цели и задачи:

  • Ввести число 10.
  • Рассмотреть состав числа 10.
  • Учить считать в пределах 10.
  • Закрепить умения решать задачи и уравнения.
  • Развивать речь, память, внимание, логическое
    мышление, математические способности.
  • Воспитывать гуманное отношение друг к другу,
    умению выслушивать мнения каждого.

План урока:


Тематические блоки и части
урока.

Время

1 Введение в урок 2 мин.
2 Устный счёт 1,5 мин.
3 Постановка учебной задачи 4 мин.
4 Работа по составу числа 10. 10 мин.
5 Физ. паузы 2 мин.
6 Повторение 4 мин.
7 Закрепление 10 мин.
8 Итог урока 1,5 мин.

Технические средства обучения: магнитофон

Дидактические материалы:

  • Иллюстрации « Весна» « Медведь»
  • карточки с цифрами
  • карточки с опорными словами
  • карточки с примерами
  • картинки бабочек, цветов
  • таблицы с уравнениями

Методическая литература:

  1. С.В.Кульневич Нетрадиционные уроки в
    начальной школе издательство «Учитель».
  2. Тесты, «Дрофа», Москва, 2004 г.
  3. Л.Ф.Тихомирова Математика в начальной
    школе. Развивающие игры, задания, упражнения.
  4. М.А.Бантова Методическое пособие к
    учебнику МАТЕМАТИКА 1 класс, «Просвещение»,
    Москва, 2002 г.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

(По классу развешаны карточки с цифрами 5, 7, 9,
3, 6)

– Найди глазами число.
– Давайте настроимся на работу, а вначале
улыбнёмся друг другу. Я рада видеть вас, ваши
лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день
принесёт вам радость и удачу!
– Нас ждёт математика – волшебная страна.
Сегодня объявляется праздник числа.

II. Работа в тетради

– Сядьте удобно, откройте тетради и напишите
число, классная работа.

(Под симфоническую музыку дети пишут и
слушают учителя)

– Сегодня 23 марта. Весна. На дворе солнышко,
капель, лужи. Весна приходит и приносит с собой
что-то новое. К нам на урок Весна тоже принесёт
много нового. (Вывесить на доску иллюстрацию с
изображением девочки в костюме весны)

III. Работа по числовому отрезку. Устный счёт

– Что это?
– Как обозначаются точки на числовом отрезке?
– Какое число следует за числом пять?
– Какое число стоит левее трёх, правее восьми.
– Какое число предшествует числу семь.
– На сколько пять больше трёх, восемь больше
четырёх,три меньше шести, два меньше пяти.
– Назовите соседей числа шесть, три.
– Сколько шагов надо сделать, чтобы получить
следующее за числом девять.
– Я обозначу этот шаг – 10.
– Как я обозначила этот шаг? Что заметили? Я
использовала две цифры и получила число десять.

IV. Постановка учебной задачи

– Как мы назовём число, в записи которого
используется два знака? (На доске появляется
табличка со словом «ДВУЗНАЧНОЕ»)

– Где ещё мы встретили двузначное число? (Дата)

V. Физминутка для пальчиков

– Хотите научиться писать это число?
– Из каких цифр оно состоит?
– Сколько клеточек потребуется?
– Подготовим пальчики для письма.

«Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – толстячок.
Ну а вместе – кулачок!»

VI. Запись в тетради. Показ учителем на доске

«Круглый ноль такой хорошенький,
но не значит ничегошеньки.
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим.
Он побольше станет весить
Потому, что это десять»

VII. Актуализация темы

– Чего бывает десять?
– Число десять с давних времён использовалось,
как укрупненная единица счёта. С этим связано и
обозначение десятка – один десяток, ноль единиц.
– Каким числом тогда обозначим два десятка, три
десятка …..
– Кто может посчитать десятками?
– Числа, в записи которых есть ноль называются –
круглыми. (На доску вывешивается табличка со
словом « КРУГЛОЕ».)

VIII. Состав числа

– У какого числа сегодня праздник?
– Обозначается это число цифрой десять. (На
доску вывешивается крупные цифры один и ноль)

– Весна украсила число десять своими первыми
цветами (На цифру один и ноль поровну
разместить цветы по пять)

– Как размещены цветы на цифрах?
– Как назовём число, если у него одинаковые
части? (На доску вывешивается табличка со
словом «ЧЕТНОЕ»)

– Запишем выражением состав числа десять.
– Как ещё можно украсить цифры и какие выражения
можно записать?

IX. Музыкальная физминутка

X. Повторение

– Весна спрашивает, а не забыли ли вы состав
других чисел?
– Поработаем по группам. Заполнить домики чисел
6, 7, 5. (Дети работают в группах. По мере
выполнения задания каждая группа вывешивает
свой домик на доску для самопроверки. Выясняется
все ли согласны с результатами.)

– Есть ещё одно задание от весны: По классу
рвзвешаны выражения. Найти и поместить на доску
те выражения, результатом которых являются числа
8, 9, 10.

4 +
4
5 +
4
5 + 5
6 +
2
3 +
6
6 + 4
7 +
1
7 +
2
7 + 3
5 +
3
1 +
8
2 + 8

(Дети свободно перемещаются по классу,
находят таблички и размещают их на доску под
нужными цифрами в три столбика, затем следует
проверить все ли согласны)

XI. Закрепление

– Оживает природа с приходом весны. И к нам на
урок прилетели бабочки.
– По каким признакам их можно разбить на группы? (По
цвету, по размеру)

– По какому признаку разбить не можем? (По
форме)

– Запишем выражения.

XII. Решение уравнений

– Весна разбудила многих зверей в лесу. Первого
медведя. Он пришёл к нам на урок. С чем это он
пожаловал?

х – 4 = 6 3 + х =
10

– Поможем ему проснуться окончательно – решим
уравнения.
– С чего начнём? (Выясним, чем является икс)
– Как найти? (Самостоятельное решение,
проверка в парах по вариантам)

XIII. Гимнастика для глаз

XIV. Работа над задачей

– Весна приходит даже в самые дальние страны.
Побывает она и на северном полюсе. Там ей
предстоит растопить 10 огромных льдин. Три льдины
она уже растопила. Сколько льдин ещё осталось
растопить?
– Что вы услышали?
– Моделируем условие. Ставим вопрос.
– Рассуждаем, как будем решать? (Неизвестная
величина является частью)

– Запишем решение. Ответ.

XV. Итог урока

– У какого числа был праздник? Что вы узнали?
– Спасибо за урок!


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *