Урок литературного наследия Сибири во 2-м классе по теме «Сказка эвенков Почему карась стал плоским. Сочинение объяснительной сказки»

  • Калиниченко Наталья Ивановна, учитель начальных классов

Цель учителя: Познакомить учащихся с
новой сказкой эвенков, организовать творческую
деятельность учащихся

Цели урока:

Дидактические:

  • Познакомиться с новой сказкой эвенков
  • Учить выразительному чтению произведений
  • Закрепить знания об особенностях
    объяснительной сказки
  • Формировать первоначальные умения и навыки
    написания сочинений на основе жизненных
    впечатлений и литературных произведений.

Развивающие:

  • Развитие у обучающихся навыков
    литературно-творческой деятельности.

Воспитывающие:

  • Поддерживать атмосферу доброты, уважения,
    взаимопонимания, общей заинтересованности,
    коллективного поиска, взаимного удовлетворения
    в процессе обмена мыслями, личностно-значимыми
    переживаниями (и в групповом, и в коллективном
    обсуждении)
  • Формировать навыки учебного общения и
    сотрудничества со сверстниками.

Оборудование. Текст сказки “Почему
карась стал плоским” (См. приложение к уроку);
картинка с изображением карася, других животных:
ежа, зайца, мыши, черепахи; карточка-опора со
словами- помощниками для сочинения сказки.

Аннотация к уроку

Урок из раздела “Волшебный мир сибирской
сказки”, 2- ой урок изучения и знакомства со
сказками эвенков.


п/п

Этапы урока

Продолжительность
этапа
(мин.)

Используемые формы

Приемы и методы
Вид читательской деятельности

1 Актуализация 1–2 фронт. Диалог
2 Проверка домашнего задания 8 фронт. Диалог, пересказ, литературное слушание
3 Изучение нового материала. 10 фронт. Прогнозирование
Литературное слушание
Аналитическое чтение
4 Творческая работа. 15 фронт.
групповая
Литературное творчество
5 Представление работ.
Обсуждение детских сочинений
10 фронт. Литературное чтение.
Литературное слушание.
Диалог.
6 Подведение итога урока.
Домашнее задание
1 фронт. Диалог


Ход урока

I этап: Актуализация

Учитель. О чем говорим на уроках
литературного наследия Сибири?

Дети. О творчестве сибирских народов, читаем
сказки сибирских народов, узнаем, как они живут,
чем занимаются.

У. С творчеством какого сибирского
народа мы познакомились на прошлом уроке?

Д. Эвенки.


II этап: Проверка домашнего задания

У. Произведение какого жанра читали
на предыдущем уроке?

Д. Сказку.

У. Вспомним название.

Д. “Глухарь и лебедь”

У. Как мы назвали такую сказку?

Д. Объяснительная.

У. Что значит объяснительная сказка?

Д. Что-то объясняет.

У. Что объясняет сказка “Глухарь и
лебедь”?

Д. Сказка “Глухарь и лебедь”
объясняет, почему у глухаря красные глаза и белые
перья.

У. Перескажите сказку.

Д. пересказывают сказку.

У. Понравилась вам сказка?

Д. Понравилась


III этап: Изучение нового материала

У. Сегодня познакомимся еще с одной
объяснительной сказкой эвенков “Почему карась
стал плоским”. (См. Приложение.) Как
вы думаете, что объясняет эта сказка?

Д. Почему карась плоский.

У. Посмотрите на карася (учитель
вывешивает картинку с изображением карася).
Какой он?

Д. Карась плоский.

У. Действительно, в этой сказке
эвенки попытались объяснить , почему карась
имеет такой внешний вид. Почему он плоский, а не
пузатый. А сейчас предлагаю вам сделать ваши
предположения, выдвинуть свои версии, почему же
карась плоский.

Д. Кто- то его ударил, кто-то на него
наступил.

У. А сейчас узнаем, что нам
предлагают эвенки. Читаем сказку.

(Начинает читать учитель, продолжают хорошо
читающие дети.)

– Подтвердились наши версии? Кто был ближе
всех к объяснению эвенков? Как эвенки объясняют,
почему карась стал плоским?

Д. Сохатый бросал его в воду три раза, Карась
шлепался боком об воду и стал плоским.

У. Каким показан в сказке карась?
Сохатый?

Д. Карась задиристый, Сохатый
добрый.

У. Читаем сказку с выражением.


IV этап. Творческая работа

У. А сейчас мы сами попробуем сочинить свою
объяснительную сказку “Почему у…”

Дети рассаживаются по группам.

– Работать будем по плану:

  1. Ребята, вы сейчас получите картинку с
    изображением животного. Рассмотрите животного,
    выделите его ключевую особенность, по которой
    будете сочинять сказку.
  2. Используя слова – помощники, сочините свою
    сказку (учитель раздает детям карточку-опору):
  • Раньше
  • Но однажды
  • С тех пор

Самостоятельная работа детей.


V этап. Представление детских сочинений,
обсуждение работ

Сказка первой группы “Почему у черепахи
появился панцирь”

Шла черепашка и нашла камень с дыркой внутри.
Она заползла в этот камень, а вылезти не сумела.
Через некоторое время камень позеленел. И с тех
пор у черепахи панцирь.

У. Что объясняет эта сказка?

Д. Почему у черепахи появился
панцирь

У. Справились ребята с поставленной
задачей?

Д. Справились.

У. Какие можно дать рекомендации?

Д. Ребята не использовали слова – помощники раньше,
но однажды

Сказка второй группы “Почему у ежика иголки”

Раньше у ежа не было иголок. Однажды он сидел
под елкой. По елке прыгала белка, она искала
шишки. Когда она прыгала, с елки сыпались иголки.
Эти иголки сыпались на ежика. С тех пор ежик ходит
с иголками.

У. Что объясняет эта сказка?

Д. Почему у ежика иголки?

У. Справились ребята с поставленной
задачей?

Д. Справились.

У. Понравилась сказка?

Д. Да.

Сказка третьей группы “Почему у мыши лысый
хвост”

Раньше у мышки был большой длинный пушистый
хвост. Но однажды на травке, где бегала мышка,
подожгли траву. Она вильнула пушистым хвостиком
и шерсть на хвосте сгорела. Мышка спаслась. Но с
тех пор у мышки лысый хвост.

У. Что объясняет эта сказка?

Д. Почему у мыши лысый хвост?

У. Справились ребята с поставленной
задачей?

Д. Справились.

У. Понравилась сказка?

Д. Да.

Сказка четвертой группы “Почему у зайца белая
шерстка”

Раньше зайцы были черные и рыжие. Они были очень
храбрые. И постоянно ссорились с другими зверями.
И однажды к ним явился тигр, его боялись все
звери. Заяц расхрабрился и вызвал тигра на
поединок. Тигр согласился. На следующий день тигр
и заяц встретились. Тигр как зарычит. Заяц
испугался и поседел от страха. С тех пор все зайцы
белые.

У. Что объясняет эта сказка?

Д. Почему у зайца белая шерстка

У. Справились ребята с поставленной
задачей?

Д. Справились

У. Понравилась сказка?

Д. Да


VI этап. Подведение итога урока. Домашнее
задание

У. Что нового узнали на уроке?

Д. Познакомились с новой сказкой эвенков.

У. Чему научились?

Д. Попробовали сочинить свою объяснительную
сказку.

У. Чья сказка вам больше всего понравилась?

У. Что на уроке вам понравилось
больше всего?

Д. Сочинять свою сказку.

У. Домашнее задание: выразительное чтение
“Почему карась стал плоским”. По желанию
сочинить свою объяснительную сказку.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *