Урок литературного чтения во 2-м классе. М.Пришвин Осеннее утро

  • Цветкова Светлана Ромальдовна, учитель начальных классов

Цели:

  • вызвать настроение, связанное с представлением
    картины природы (осени);
  • передать чувства автора, его замысел;
  • помочь детям представить образ (картину);
  • выявить художественные возможности слова при
    создании картины природы;
  • развивать речь, наблюдательность, чуткость к
    поэтическому слову;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать эмоционально-эстетическую
    отзывчивость на произведение;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к
    природе.

Оборудование:

  1. Выставка книг об осени.
  2. Мини-сочинения детей.
  3. Рисунки «Осень».
  4. Чайковский П.И. «Времена года. Октябрь».
  5. Картина Левитана «Золотая осень»

Ход урока

I. Организационный момент.

— Ребята, вы хотите, чтобы урок
получился интересным и увлекательным?

— Это будет зависеть от вас и от того,
как вы будете помогать мне и друг другу.

— Договорились?

II. Подготовка к восприятию нового
материала.

— Ребята, прослушайте стихотворение и
скажите, о каком сне пойдет речь?

Между летом и зимой
Всё впадает в сон:
Засыхает зверобой,
Опадает клен.
Дуб морозцем опален,
Спать сурки идут:

— Как же люди назовут этот сон?

— Подтвердите словами из текста, что
это осень.

— Про себя прочитайте 2-ую часть
стихотворения и назовите осенние месяцы?

— Прочитаем вслух отрывок. Попробуйте
представить картину из стихотворения.

— Представили?

— Как же вы поняли, почему люди называют
осень сном природы? (засыхает зверобой, опадает
клен, дуб морозцем опален)

— Вспомните уроки ознакомления с
окружающим миром и назовите еще признаки прихода
осени.

III. Сообщение темы урока

— Сегодня на уроке мы продолжим нашу
большую тему. Прочитайте ее название. (Люблю
природу русскую. Осень)

— А вы любите осень?

— Что же вам в ней нравится?

— А как творческие люди: художники,
музыканты могут выразить свои чувства, осеннее
настроение? (картины, музыку)

А как — писатели и поэты?
(стихотворения и рассказы об осени)

— Сейчас мы это увидим.

IV. Проверка домашнего задания.

— Вы дома готовили отрывки из
произведений поэтов об осени. Задайте свои
вопросы . А вы, ребята, должны сказать автора и
название стихотворения.

1.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера : (Ф.Тютчев)

2.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее. (К.Бальмонт)

3.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты. (А.Плещеев)

4.

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой. (А.Фет)

5.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду. (С.Есенин)

— Молодцы!

— Помните, мы с вами на прошлом уроке
подбирали рифмы, пробовали сами сочинять стихи
об осени. Трудно было?

— Из четырех времен года Пушкин больше
всего любил осень. Именно она вдохновляла его. И
вот в одну такую осень Пушкин написал более 40
произведений.

— Ребята, а какие настроения вы слышали
в прочитанных произведениях об осени?

— Действительно, настроение очень
противоречивое.

— Скажите, а осень всегда одинакова на
протяжение 3 месяцев?

— Какие периоды осени знаете? (ранняя
или «бабье лето», золотая осень, поздняя осень).

V. Работа с текстом. Выборочное чтение.

— Сейчас мы будем работать с рассказом
М.Пришвина «Осеннее утро» (его вы читали дома),
но сначала разберем трудные слова, которые
попадутся в тексте.

1. Словарная работа

Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)

Душа — бестелесная оболочка,
невидимая человеческому глазу.

Перелетные — птицы, которые улетают в
теплые страны.

2. Первичное восприятие текста

— Ира выразительно читает, а вы
попробуете увидеть осеннее утро таким, каким
увидел Пришвин.

— Какая осень изображена в рассказе?
(ранняя, бабье лето)

— Прочитайте выборочно, по каким
приметам мы видим осень.

— А вы наблюдали, как падают листья?

— Как это явление называется? (листопад)

— Как автор описывает обычное падение
листьев? Прочитайте.

— С чем сравнивает автор полет
листиков? (летит парашютиком, мотыльком,
винтиком)

VI. Динамическая пауза.

— Давайте попробуем изобразить
движения листочков.

(Как парашютиком — плавно,
раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком —
плавно кружась, винтиком — быстро кружась).

— Кто покажет?

— Молодцы!

Продолжение работы над текстом.

— Какое время суток описывает Пришвин?
(утро)

— Прочитайте, как наступает утро. (А
между тем мало-помалу день открывает глаза)

— Что значит «мало-помалу» открывает
глаза? (Это раннее утро и наступает день, как
после ночи мы открываем глаза и видим утро)

— Вот смотрите, день как живой. Как
называется такой прием в литературе?
(олицетворение)

— Что такое олицетворение?
(Олицетворение — это когда неживое действует как
живое)

— Молодцы!

— О каких птицах говорится в рассказе?
Перечислите.

— Как их назвать одним словом?

— Почему их так называют?

— А куда они улетают?

— А надолго они улетают?

— Вернутся?

— Вы видели, как улетают птицы?

— А как автор описывает полет листьев?
Прочитаем

— А почему Пришвин говорит, что листья
улетят вместе с перелетными птицами?

— А листья, которые улетают, вернутся к
нам?

Работа с 1-м абзацем.

— Глазками пробегитесь по первому
абзацу и найдите, как автор называет птиц и
листья? (листик за листиком, птички)

— А почему так? Что мы слышим в этих
словах? (любовь к природе)

— Правильно.

Работа со 2-м абзацем.

— Прочитайте про себя второй абзац и
скажите: сколько здесь предложений?

— 1

— Правильно!

— Но как много оно говорит нам!
Прочитаем его вслух.

— Пришвин стоял на берегу один?

— Как он стоял на берегу?

— А видели, когда люди так делают?

— Когда? (Сердце болит, человек
переживает из-за чего-то).

— Давайте положим руку на сердце и
подумаем, почему Пришвин так сделал? (Болит
сердце, но физически, а от грусти)

— Говорят, что у каждого человека есть
душа. Как вы понимаете, что такое душа?

— Ее никто не видел, но как будто бы она
живет у нас в сердце.

— Душа — без тела, невидимая,
бессмертная сила, имеющая самостоятельную жизнь
от тела. Говорят, что когда человек умирает, душа
остается.

— Прочитайте на доске фразеологизмы и
подумайте, какие из них подойдут к состоянию души
автора, когда он прощался с листочками.

  • Душа нараспашку
  • Душа в душу
  • Душа болит

— Да, душой автор как бы улетает вместе
с листьями и птицами.

— Как вы думаете, какое у него было
настроение?

— Как это грустно?

— А вам бывает грустно?

Работа с 3-м абзацем

— Посмотрите на третий маленький абзац
и скажите, сколько здесь предложений?

— Почему автор говорит: «:бывает
грустно, и так хорошо!»? Так бывает?

— А у вас было?

— А почему автору грустно?

— А почему хорошо?

— А как автор прощается с листьями?
Прочитайте.

— Здесь автор применяет олицетворение?

Работа с 4-м абзацем

— Прочитайте последний абзац и скажите,
о какой еще примете осени здесь говорится?

— Объясните, как это «бабье лето»
осенью?

— С чем сравнивается «бабье лето»?

— А почему?

— А везде ли у автора одинаковое
настроение?

— Какое настроение у автора в начале
рассказа?

— А потом какое настроение?

VI. Работа по картине Исаака Ильича
Левитана «Золотая осень».

— Мы говорили, что осень вдохновляла и
поэтов, и писателей, и композиторов, и художников.

— Молча посмотрите на картину
И.И.Левитана из нашей школьной картинной галереи.
Ее название я вам пока говорить не буду, вы мне
сами ответите чуть позже.

— Понравилась картина?

— Какая это осень?

— А почему?

— Как бы вы назвали картину?

— И у автора такое название.

— Какие краски использовал художник?

— Какой изображен день?

— А в нашем рассказе день солнечный?

— Прочитайте.

-Прочитайте, как писатель Николай
Сладков говорил о листьях: «Всё лето листья
подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и
животики. И до того налились и пропитались
солнцем, что сами к осени стали, как солнышки —
багряными и золотыми».

— Использует автор олицетворение?

Назовите.

Работа с приметами и пословицами.

— Подумайте, какие из примет осени
подойдут к нашему рассказу.

— А к нашему осеннему утру?

— А теперь прочитайте поговорки.

— Какие из них подходят к нашему
рассказу?

— А какие к поздней осени?

VII. Итог урока.

— Сегодня мы вспоминали разные
произведения, но у них есть что-то общее. Что их
объединяет?

— У каждого времени года есть
незаменимые, великолепные, неповторимые краски и
звуки. Конечно, их неповторимо много у осени,
поэтому домашнее задание будет необычным.

VIII. Домашнее задание

— На осенних листочках напишите
несколько слов-определений: какая осень.

— Вы хорошо работали, спасибо за урок!


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *