Урок литературного чтения во 2-м классе Гармония

  • Дей Вера Ивановна, учитель начальных классов

Цель.

  • cовершенствовать навыки осознанного
    выразительного, беглого чтения;
  • развивать речь и мышление, оперативную память,
    воспитывать любовь и бережное
  • отношение к природе; активизировать
    познавательный интерес; прививать интерес к
    чтению.

Оборудование.

  • учебник О.В. Кубасовой «Литературное чтение»
    для 2 кл. (Смоленск «Ассоциация 2008 г),
  • мультимедийный проектор со слайдами;
  • портрет писателя,
  • набор №: по Федоренко,
  • эпизод из жизни ежей».

Ход урока

1. Организационный момент.

Давайте разговаривать,
И будем выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно.

2. Введение в тему урока.

Сегодня прочитаем рассказ о животном.

Отгадав загадку, вы узнаете о каком животном
идёт речь.

Под соснами, под ёлками
бежит мешок с иголками. (Ёж).

Ну, конечно, это ёжик. А рассказ называется
«Ёж». Написал его М.М. Пришвин — большой любитель
природы, которому принадлежат такие прекрасные
слова: «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес,
степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять
природу — значит охранять Родину» (портрет
писателя).

3. Речевая разминка.

а). Учись четко произносить звуки:

ри-ры, ра-ря, ру-рю, ир-эр, ар-ар, ур;

трри-трру, трро-трру, трри.

б). Читай быстро.

Род-рог, рот; ряд-род, родня, родной.

в). Читай быстро, и четко.

Скороговорка.

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова, на траве дрова.

г). Экспозиционное письмо. Зрительный диктант.

Набор №1 (по Федоренко)

1. Тает снег. 8 4

2. Идёт дождь 9 4

3. Небо хмурое 10 5

4. Коля заболел 11 5

5. Запели птицы 11 5

6. Поле опустело 12 6

д). Постановка дыхания и развития четкости
произношения.

Таблица согласных. Делаем глубокий вдох и на
выдохе читаем 15 согласных одного ряда.

б к з с т р м н в з р ш л н х

ж л п ф х ш б п т с т к л з н

м н п б ш к л ж з к ч ж д т г

4. Проверка домашнего задания.

а). Чтение сказки Н.Сладкова «Бежал ёжик по
дороге»

Проведём конкурс на лучшего чтеца.

Участвуют 4 человека.

Выбираем строгое жюри — 3 человека.

(члены жюри следят за чтением учащихся;
отмечают ошибки при чтении: т.е. оценивают
прочитанный детьми отрывок).

б). Ролевое чтение сказки.

5. Физминутка. Упражнение для укрепления
мышц глаз и усиления зрения.

Проведём друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем,
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили,
1, 2, 3, 4, 5 — можно глазки открывать.

6. Подготовка к восприятию текста.

1.Рассмотри обложку книги. Как называется книга?
(«Золотой луг»)

(в учебники иллюстрации книги М. Пришвина
«Золотой луг»).

2. Что можно сказать о книге по обложке? (Это
рассказы о растениях и животных).

3. Что можно узнать по титульному листу?
(Произведение является рассказом).

4. Сколько в книге рассказов? (4). Какие?

5. Как быстрее ответить на вопрос — постранично
рассматривая книгу или по содержанию? (По
содержанию).

6. Определить по содержанию, где находится
рассказ «Ёж» в начале, середине или в конце
книги? На какой странице? (стр.10, в середине).

7. Знакомство с текстом.

Текст рассказа читает учитель. (По ходу чтения
учащиеся отмечают карандашом слова, значения
которых им непонятны).

Объяснение этих слов:

Поддал, спихнул, шелест.

8. Обсуждение прочитанного.

— Что тебе из рассказа больше всего запомнилось?

— Женя подготовил сообщение о жизни ежей.

(По ходу чтения сообщения смотрим слайды о
жизни ежей в природе).

Ёж один из многочисленных европейских
зверьков.

Поедает насекомых и их личинок, слизней, мышей,
птичьи яйца, птенцов и даже змей. Бегая по траве,
он издаёт разные звуки:

пыхтит, хрюкает, ворчит. Спина, бока туловища и
верх головы защищены иголками. В случае
опасности сворачивается в плотный шар. Грудь и
брюхо покрыты жесткой щетиной. За лето самки
делают по 1-2 выводка по 3-6 детенышей. Ежата
кормятся материнским молоком 5 недель. На севере
ежи впадают в глубокую спячку. Обитают они в
зарослях кустарников, в лесу.

Теперь вы узнали много интересного из жизни
этого маленького зверька.

9. Физминутка.

Мы сидели и читали,
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево-
Стало гибким наше тело.
А теперь попляшут ножки:
Побежали по дорожке
Быстро- быстро — топ, топ, топ
И в ладоши — хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперёд,
Влево, вправо поворот.
Мы друг другу улыбнулись,
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.

10. Перечитывание и работа с текстом.

1). Повторное чтение текста по абзацам
(«цепочкой»).

2). Ответы на вопросы:

— От чьего имени ведётся повествование? (от лица
автора)

— Как вы это определили?

М.М. Пришвин с детства любил охоту, но это была
особенная охота:

чаще всего он охотился не за птицей или зверем,
а за открытиями. Вот так он вспоминал об этом:
«Моя охота была и тогда теперь — в находках. Нужно
было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и
может быть и никто ещё в своей жизни с этим не
встречался».

Своими книгами М.Пришвин помогает
почувствовать, что мир полон чудес и это «чудеса
не как в сказке о живой воде и мёртвой, а
настоящие:»

11. Выборочное чтение.

— Найдите и прочитайте о том, как ёжик оказался у
писателя?

— Прочитайте эпизод, зачем ежу понадобилась
газета?

— Прочитать, как ёж подружился со своим новым
хозяином?

12. Выразительное чтение.

Подготовить и прочитать понравившийся эпизод.

13. Словесное рисование ежа. (Развитие речи).

Учащиеся словами описывают ежа, каким они его
представляют.

14. Физпауза. Упражнения для глаз.

15. Творческая работа в тетрадях по
литературному чтению.

Дети изображают ежа с помощью карандаша.

16. Итоговая беседа о бережном отношении к
природе.

Ребята, вы должны не только любить природу, но и
участвовать в практических делах по охране
природы: сажать деревья и цветы, охранять их,
вести борьбу с теми, кто уничтожает природу,
загрязняет её; охранять гнездовья птиц и места,
где живут животные.

М. Пришвин обратился к вам:

«Ребята! Мы хозяева нашей природы, и она для нас
— кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо
открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая
вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах,
степях, горах водятся разные ценные животные —
мы будем охранять наши леса, степи, горы:».

17. Итог урока.

  • О ком читали рассказ?
  • Что узнали нового?

18. Домашнее задание.

Принести произведения М.Пришвина, прочитать
понравившийся рассказ.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *