Урок литературного чтения в 4-м классе по теме В.А. Жуковский «Спящая царевна»

  • Ращупкина Ирина Михайловна, учитель начальных классов

I. Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок посвящен творчеству В. А.
Жуковского.

— Знакомо ли вам это имя?

— Что вы знаете о нем?

— Из рассказа ребят вы еще подробнее
познакомитесь с жизнью и творчеством этого
поэта.

(2 ученика рассказывают)

1 уч. Василий Андреевич Жуковский родился в
Тульской губернии. Его отцом был помещик, а
матерью пленная турчанка. Детство поэта прошло в
доме отца. » Я не был оставлен, брошен, имел угол,
но: не чувствовал ничьей любви», — вспоминает
Жуковский. Когда Жуковскому пошел 15-ый год, его
поместили в одно из лучший заведений того
времени — Московский университетский пансион,
который он закончил с отличием. Его имя » лучшего
из лучших учеников» было занесено на мраморную
доску в зале пансиона.

2 уч. По окончании пансиона Жуковский выступил
как поэт- переводчик. Его переводы были высоко
оценены знатоками литературы. Он переводил басни
с французского, стихи и поэмы с французского и
английского языков.

1 уч. Жуковский писал в основном для взрослых. Но
есть у него несколько стихотворений,
предназначенных специально для детей — для его
маленьких сына и дочки. Давайте послушаем
некоторые из них.

Жаворонок.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

Птичка.
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты птичка?
Где ты певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.

2 уч. В 1815 году состоялось его знакомство с 16-
летним Пушкиным. А летом 1831 года в Царском селе
Пушкин предложил Жуковскому поэтический турнир
— состязание на лучший стихотворный пересказ
русских сказок. В результате этих соревнований
Пушкиным была написана » Сказка о царе Салтане»,
а Жуковским » Сказка об Иване Царевиче и Сером
Волке» и «Сказка о царе Берендее». А в
последующие годы — множество баллад, поэм, легенд.

1 уч. Поэт был разносторонне- одаренным: был
отличным музыкантом, профессионально рисовал,
сам иллюстрировал многие свои произведения.

В жизни Жуковский не был грустным человеком, но
стихи писал главным образом грустные,
лирические.

— Послушайте одно из таких стихотворений.

Цветок.
Минутная краса полей
Цветок увядший, одинокой,
Лишен ты прелести своей
Рукою осени жестокой.
Увы! Нам тот же дан удел,
И тот же рок нас угнетает,
С тебя листочек облетел-
От нас веселье отлетает.
Отъемлет каждый день у нас
Или мечту, иль наслажденье.
И каждый разрушает час
Драгое сердцу заблужденье.
Смотри, : очарованья нет;
Звезда надежды угасает:
Увы! кто скажет: жизнь иль цвет
Быстрее в мире исчезает?

II. Работа с текстом до чтения.

— Какое произведение мы будем читать?

— Знакомо ли вам название? Сюжет?

— Впервые подобный сюжет использовал Ш. Перро,
написав в 17 веке сказку » Спящая красавица».
Затем в начале 18 века братья Гримм обработали и
записали сказку «Шиповничек» с похожим сюжетом.

— О чем может быть эта сказка, предположите.

(предположения детей)

— Прочитайте опорные слова

Родила, прекрасна , веретено, из терновника
забор, царский сын, поцеловал.

— Можете уточнить свои предположения?

— Какие слова вам незнакомы?

— Кто может объяснить смысл этих слов?

Веретено — приспособление для прядения.
Стержень для наматывания пряжи или нити с острым
концом.

Терновник или терен — колючее деревце или
куст. Имеет плоды, вроде слив.

III. Работа с текстом во время чтения.

1) Какие сказки хотелось писать Жуковскому? (С.114)
«польза их будет в привлекательности, а не в тех
нравственных правилах, которые только останутся
в памяти, но редко доходят до сердца»

— Удалось ли поэту написать не, сколько
поучительную, сколько увлекательную сказку?
Ответить на этот вопрос можем?

— Почему?

— Начнем читать сказку и ответим в конце чтения.

2) Чтение 1 части. (С. 146)

— Это сказка? Почему?

— А что было бы дальше?

3) Чтение 2 части. (С.147-148)

— Прочитайте часть про себя и ответьте на вопрос
» Почему не позвали 12-ю чародейку?»

(дети читают)

— Сколько чародеек позвали на пир?

— Почему не позвали 12-ю?

— Как назвал ее Жуковский? (незваная)

— Как вы ее себе представляете?

— С каким чувством она говорила свою речь?

— Найдите отрывок, когда чародейки на пиру
говорят свои пожелания. Подготовьтесь к чтению
по ролям.

— Сколько персонажей?

  • 1 чародейка
  • Незваная
  • Последняя
  • Автор

— Как интонационно нужно читать слова последней
чародейки?

(чтение по ролям)

— Как думаете, что будет дальше?

4) Чтение 3 части. ( С. 148-151)

Чтение цепочкой, вслух.

Задание.

— Составьте вопросы классу по содержанию данной
части.

5) Чтение 4 части. (С. 151-152) Работа в паре.

— Прочитать часть друг другу и рассказать ее
своими словами.

— Кто желает вслух рассказать свой вариант?

6) Чтение 5 части. ( До конца)

Чтение цепочкой до конца. Смысловые вопросы по
ходу чтения.

IV. Работа с текстом после чтения.

1) Поучительная или увлекательная получилась
сказка на ваш взгляд?

— В.А. Жуковский стремился к тому, чтобы детская
литературная сказка «представляла воображению
одни светлые образы, чтобы эти образы никакого
дурного впечатления после себя не оставляли».

— Так ли это в сказке » Спящая царевна»?

— Но ведь в ней есть злая чародейка?

2) Поэт создает образы при помощи слов,
композитор при помощи нот.

Послушайте отрывок из балета Чайковского »
Спящая красавица».

— Какие картины из сказки Жуковского напомнила
вам эта музыка?

(ответы детей или зачитывание отрывков).

V. Итог урока.

— Понравилась сказка? Чем?

VI. Домашнее задание.

  • Выучить любой отрывок .
  • Художник создает образы при помощи красок.
    Нарисуйте иллюстрацию к данному произведению, по
    желанию.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *