Урок литературного чтения в 3-м классе

  • Золотарёва Лариса Сергеевна, учитель начальных классов

Цели:

  • Учить бегло, выразительно читать;
  • Учить детей обобщать и сравнивать
    художественные произведения; учить
    ориентироваться в учебной книге;
  • Развивать навык самостоятельного выявления
    основного смысла прочитанного;
  • Обогащать чувственный опыт учащихся, его
    реальное представление об окружающем мире и
    природе.

Оборудование:

  • Портрет Л.Н.Толстого.
  • Выставка детских книг Л.Н.Толстого.
  • Компьютерная презентация.

Ход урока

I .Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

(Слайд № 1). Ребята, сегодня на
уроке мы продолжим изучать творчество
Л.Н.Толстого. Познакомимся с рассказом “Прыжок”,
сравним это произведение с рассказом “Акула”,
будем учиться бегло, правильно и выразительно
читать, отвечать на вопросы, выполнять
интересные задания, которые я вам предложу.

— Давайте вспомним, какие рассказы Толстого мы
читали? (“Старый дед и внучек”, “Отец и
сыновья”, “Котёнок”, “Филиппок”).

III. Рассматривание выставки книг Л.Н.Толстого
для детей.

— Рассказы в этих книгах, были написаны
Л.Н.Толстым специально для детей. Вот как было. В
те времена народ был безграмотный, школ в городах
было мало, а в деревнях их почти не было. (Слайд № 2). Лев Николаевич Толстой
очень любил крестьянских детей и устроил в своём
имении Ясная Поляна школу для них. А так как
учебников тоже не было, Толстой написал их сам.

Так появилась “Азбука”, “Новая азбука” и 4 “
Книги для чтения”. По ним учились многие дети.

Ученики очень любили своего учителя, так как он
был добр и терпелив к ним, проводил своё
свободное время с крестьянскими детьми, играл с
ними в разные игры, катался на санках и коньках. И
звали дети своего учителя – “Милый человек Лев
Николаевич”.

IV. Проверка домашнего задания.

— Какой рассказ Л.Н.Толстого вы читали дома?
— Прекрасны картины моря. Но море таит в себе и
неожиданности, и опасности.
— О какой опасности пишет Л.Н.Толстой в рассказе
“Акула”?
— Почему рассказ называется “Акула”?
— Можно ли придумать рассказу другое название?
— Какое?
— Как Л.Н.Толстой называет акулу в своём рассказе?
— Почему?
— Что вы знаете об акуле? Расскажите.

Ученик. На Земле много видов акул.
Одни из них безвредны для людей, хотя и имеют
внушительные размеры.

(Слайд № 3). Самая крупная рыба на
Земле – это китовая акула – достигает в длину
18метров и весит около 40 тонн (почти как 10 слонов),
но питается она мелкими рачками и водорослями. (
Слайд № 4). А вот белая акула страшный
охотник – убийца. При случае она нападает на
пловцов, и для многих из них такая встреча
заканчивается гибелью. Эта акула – самая крупная
рыба – людоед на Земле. Она достигает в длину
почти 8м и весит около 4 т (как крупный слон).

Учитель. Вот такая опасность
подстерегает мальчиков, купающихся в открытом
море.

— Были ли они смелыми?
— Почему вы так считаете?
— Что ещё управляло ими, кроме смелости?
— Какие пословицы вы соотнесли бы с качествами
мальчиков? (Слайд № 5).

Не страшись, да и не хвались.
Коли хорошо, так и не хвастай: тебя и так заметят.
Хвастовством свет пройдёшь, да назад не
воротишься.

— Как вы понимаете смысл этих пословиц?
— Кто первым заметил акулу?
— Заметили ли её дети сразу?
— Пытались ли матросы спасти мальчиков?
— Почему они не могли этого сделать?
— Что произошло после того, как дети заметили
акулу?
— Найдите и прочитайте, как дети заметили акулу?
(Выборочное чтение)

— Выделите самый напряжённый момент рассказа.
— Самый напряженный момент в любом произведении
называется – кульминацией. Обратите
внимание, как вели себя люди до этого момента,
особенно старый артиллерист.
— И как во время наибольшей опасности?
— Расскажите, с использованием иллюстрации, как
это происходило. (Рассказы детей).
— Как вы думаете, почему на судах находилось
оружие?
— Для кого оно было предназначено?
— Можно ли назвать артиллериста смелым человеком?
— Почему?
— Мог ли этот рассказ закончиться по–другому?
— Как?
— Почему?

V. Физкультминутка.

VI. Работа над рассказом “Прыжок”.

Учитель. Сейчас мы познакомимся с ещё
одним рассказом Толстого, который называется
“Прыжок”.

Рассказ о мореплавании в прошлом.

Ученик. (Слайд № 6). В
прошлом основным средством дальних морских
плаваний был большой корабль – парусник. Палуба
такого корабля делалась из твёрдых, как камень,
пород дерева. Скорость парусного корабля была
небольшой, т.к. зависела от скорости ветра,
который надувал паруса и погонял судно, плавание
было долгим.

И если случалось паруснику побывать в жарких
странах, команда нередко раздобывала себе
обезьянку, весёлого и шаловливого зверька,
который потешал людей в свободную от нелёгкой
морской службы минуту. А бывало и так, что проказы
зверя становились причиной неприятных
происшествий.

Чтение рассказа сильными учениками. Проверка первичного
восприятия.

— Понравилось ли вам это произведение?
— Что общего в рассказах “Акула” и “Прыжок”?

Выборочное чтение, словарная работа. (Слайд № 7).

Ещё больше расходилась;

Разобрал задор;

Аршина два; Аршин – старая мера длины, равная 71
см. Два аршина – 142 см.

Раззадорился;

Разбился в дребезги; Пушечное ядро.

Анализ текста.

— Почему, вся команда корабля оказалась на
палубе? — Расскажите, почему сын капитана полез на
мачту?
— Каким был мальчик?
— Соотнеси его поступок с пословицами. (Слайд
№ 8).

“Иди вперёд – лучше страх не берёт”.
“Страху в глаза гляди — не мигни: мигнёшь –
пропадёшь”.

— Как вы их понимаете?
— Какие ещё пословицы о смелости вы знаете?
— Прочитайте, как обезьяна, подразнивая мальчика,
постепенно увлекла его наверх.
— Почему взрослые замерли от страха, когда
увидели, что мальчику угрожает опасность?
— Что сделал капитан, когда увидел своего сына на
верхушке мачты?
— Для чего он закричал, что будет стрелять?
— Что сделал мальчик, услышав приказ?
— Прочти это место в рассказе.
— Можно ли считать этот момент самым напряжённым
в рассказе?
— Как же называется самый напряжённый момент в
произведении?
— Почему сорок секунд, которые мальчик находился
в воде, показались всем очень долгими?
— Сравните, как вёл себя капитан, когда увидел
сына на верхушке мачты, и как, когда убедился, что
сын вне опасности.
— Почему капитан заплакал?
— Каким человеком был капитан?
— Подумайте, как к такому человеку отнеслись
матросы? — О чём этот рассказ?
— Какова же основная мысль этого рассказа?
— Почему его написал автор?

VII. Обобщение.

Рассказы “Акула” и “Прыжок” тоже взяты из
учебных книг Л.Н.Толстого. Они объединены одной
темой.

— Как вы думаете, какая тема будет объединять
эти рассказы?
— Находите ли вы что-то общее в поведении
артиллериста и капитана из рассказов “Акула” и
“Прыжок”?
— Как вы считаете, похожи ли мальчики, герои двух
рассказов Толстого?
— Чем они похожи?
— Как передаёт Л.Толстой своё отношение к
мальчикам из обоих рассказов?

VIII. Итог урока.

Давайте вспомним рассказ “Прыжок”

— Понравился ли вам этот рассказ?
— Чем понравился?
— Смогли бы вы в подобной ситуации поступить так
же, как этот мальчик?
— А можно ли считать этот поступок безрассудным?

IX. Домашнее задание: с156 -159, пересказ
рассказа “Прыжок” близко к тексту.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *