Урок литературного чтения в 3-м классе А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане. Чудеса в сказке

  • Никифорова Вера Ивановна, учитель начальных классов

Цели:

  • формировать навыки выразительного чтения;
  • развивать речь, внимание, память;
  • воспитывать красоту и культуру речи.

Оборудование: иллюстрации к сказке, аудиокассета с записью музыки к спектаклю Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», репродукция картины М.Врубеля «Царевна Лебедь».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

— Для того, чтобы хорошо читать, урок начнём с речевой разминки.

— Читаем слоги, чётко произнося каждый звук:

чпа – ачпа
чпы – ычпы
чпэ – эчпэ
чпо – очпо
чпу – учпу

чла – ачла
члы – ычлы
члэ – эчлэ
чло – очло
члу – учлу

3. Проверка домашнего задания.

— С какой сказкой мы познакомились?

— Кто её автор?

— Назовите главных героев.

— Какое домашнее задание было задано? (Дочитать сказку, нарисовать иллюстрации к чудесам.)

— Посмотрите на доску, перед вами выставка рисунков, на которых изображены чудеса. Расположите их по порядку, как они следуют в сказке.

4. Постановка цели урока.

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

— Сегодня мы поговорим о чудесах, которые встретились в сказке. Будем учиться анализировать их, сравнивать и выразительно читать.

5. Работа над темой урока.

Давайте подумаем, что такое чудо? У вас на партах словарь С. И. Ожегова, найдите и прочитайте, как в словаре дано понятие этого слова?

— Перечислите чудеса по порядку.

— Как и почему возникают чудеса? (Город — за спасение царевны Лебедь, белка и 33 богатыря — завлечь отца в гости, царевна Лебедь — для женитьбы князя Гвидона.)

1 чудо

— Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о появлении города.

— Найдите и прочитайте, каким увидели город корабельщики.

— Город новый, златоглавый…Что это значит?

— Что рассказали о городе корабельщики царю Салтану?

— Выделите слова, описывающие, каким был город?

— Прочитайте, голосом выделяя выделенные слова.

(Звучит музыка Н. Римского-Корсакова к спектаклю «Сказка о царе Салтане».)

Вывод. Можно ли считать чудом появление города за одну ночь?

Рассмотрите репродукции картин. На них изображены старинные города, в которых до наших дней сохранилась русская старина.

2 чудо

— Найдите и прочитайте, о каком чуде рассказала повариха? (О белке.)

— Прочитайте, как корабельщики рассказали царю Салтану о белке?

— Что нового мы узнали из их рассказа?

— Как вы думаете, почему они приукрасили чудо?

— С какой интонацией надо читать о белке? Почему?

— Выделите в каждой строчке главное слово.

— Какие слова выделили? К какой части речи они относятся?

— Прочитайте выразительно этот отрывок.

— Почему белочку назвали диковинкой?

— Найдите в словаре С.И. Ожегова значение слова диковинка.

(Звучит музыка из спектакля Н. Римского-Корсакова к этой части произведения.)

Физминутка.

3 чудо

— Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха? (33 богатыря.)

— Найдите и прочитайте, как об этом чуде говорил князь Гвидон.

— Одинаково ли описание? В чём отличие? (Работа в парах.)

— Вернёмся к словам ткачихи. Найдите слова, которые помогают передать мощь и грандиозность чуда.

— К какой части речи относятся эти слова? (Глагол.)

— Прочитайте выразительно этот отрывок, силой голоса выделяя слова, соблюдая паузы.

— Можно ли это чудо назвать диковинкой?

— А как можно? (Диво.)

— Посмотрите значение этого слова в словаре С.И. Ожегова.

— Богатыри рождаются из морской стихии и также сильны, как и она.

(Звучит музыка из спектакля Н. Римского-Корсакова к этой части произведения.)

4 чудо

— О каком чуде рассказала баба Бабариха? (Царевна Лебедь.)

(Звучит музыка из спектакля Н.Римского-Корсакова.)

— Ожидал ли Гвидон, что царевна — это Лебедь?

— Обрадовался ли он, когда увидел её?

— Что вас больше всего поразило в облике царевны Лебедь?

— Почему это чудо последнее в сказке?

(Работа в группах.)

— Вам надо прочитать, выделить главные слова, подготовить выразительное чтение отрывка появления царевны Лебедь.

Проверка. Читает один представитель от группы.

— Рассмотрите репродукцию картины художника М. Врубеля «Царевна Лебедь». Удалось ли ему передать её сказочный образ?

6. Итог урока.

— Понравилась ли вам сказка?

— Есть ли чудо, которое понравилось вам больше всего?

7. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение фрагментов произведения о чудесах.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *