Урок литературного чтения в 1-м классе Белая акация

  • Чугай Елена Александровна, учитель начальных классов

Цель: Через стратегии развития критического
мышления познакомить учащихся с произведениями
о красоте и пользе русской природы.

Задачи:

  • учить выражать свою точку зрения о прослушанном
    произведении;
  • учить умению рассматривать определённое
    понятие с разных позиций;
  • работать над выразительностью речи детей,
    интонацией;
  • развивать внимание, память воображение,
    фонематический слух и культуру
    звукопроизношения;
  • воспитывать чувство любви, добра, радости
    общения друг с другом.

Ход урока

Организационный момент.

Настроить учащихся на данный урок. Приветствие
гостей. Подготовка рабочих мест.

Разминка. Разогревание речевого аппарата

— Сегодня на уроке мы познакомимся с уникальным
растением. Но так как у нас урок литературного
чтения, а не окружающего мира, мы будем узнавать о
его жизни и пользе, используя художественный
текст.

Для начала разогреем свой речевой аппарат.
Проговариваем скороговорки:

1) Дятел дерево долбит, день- деньской кору
дробит.

2)Ты нас, мама, не ищи,щиплем щавель мы на щи.

3) Перепёлка перепелят прятала от ребят.

4) Роет землю старый крот, разоряет огород.

5) Вол везёт с дровами воз, а вдали растёт овёс.

6) Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

7) — Расскажите про покупки.

— Про какие про покупки?

— Про покупки, про покупки, про покупочки свои
(Дети проговаривают скороговорки)

Актуализация знаний.

— У каждой пары в конвертах находятся разрезные
карточки с буквами и слогами.

Задание:

1, 2 группа — Соберите слово из букв;

3 группа — Соберите слово из слогов.

(Работая в парах, а затем в группах, дети
собирают слово «АКАЦИЯ»)

На доске: АКАЦИЯ

— Закройте глаза и ещё раз произнесите это слово
(Дети проговаривают слово «акация»)

— Опираясь на свой жизненный опыт, скажите,
какие ассоциации у вас связаны с этим понятием?

— Что такое акация? На какие группы делятся
растения?

(Это растение. Растения делятся на группы:
деревья, кустарники, травы)

— Маша с Мишей поспорили: К какой группе
растений относится акация?

Маша утверждает, что акация — это дерево. А Миша
с ней спорит, что это — кустарник. Давайте поможем
им решить спор. Но для этого нужно вспомнить
отличительные признаки деревьев и кустарников.

(Дети называют отличительные признаки деревьев
и кустарников)

— Так к какой же группе относится акация: к
деревьям или кустарникам? Ваши предположения.

(Дети высказывают свои предположения)

— Ваши мнения разделились. А кто может с нами
поделиться интересной информацией?

(Дети делятся информацией из дополнительных
источников)

— Сделайте вывод.

(Акация может быть деревом и кустарником. Белая
акация — дерево, жёлтая акация — кустарник)

На доске: <Рисунок 1>( белая акация),<Рисунок 2> (желтая акация).

Рис. 1

Рис. 2

— А кто видел акацию у нас в Омске?

— Какая она?

Первичное восприятие и усвоение нового
теоретического учебного материала

Работа с учебником.

— Теперь давайте откроем «Азбуку» на 118стр. и
рассмотрим иллюстрацию, которую предлагает нам
художник. Обратите внимание на то, что рисунки
мелкие. Какой предмет нам поможет рассмотреть
более мелкое изображение?

(Лупа. Дети при помощи лупы рассматривают
иллюстрации учебника)

— Что заметили на дереве?

(Белые цветочки)

— На что они похожи?

— Как вы думаете, пахнут ли они? Какой запах они
издают?

— Кого и что вы видите ещё?

Определение темы урока.

— Прочитайте название рассказа.

— На доске: БЕЛАЯ АКАЦИЯ

— Сформулируйте тему нашего урока.

(Тема нашего урока: Белая акация)

— Как вы думаете, можно ли по иллюстрациям и
названию определить содержание рассказа? Почему?

— Что мы с вами должны будем сегодня узнать?

— Да, мы будем сегодня с вами говорить о жизни и
пользе белой акации.

На доске:

  • ЖИЗНЬ
  • ПОЛЬЗА

Постановка цели урока.

— Для чего мы будем читать этот рассказ?

— Этот художественный текст мы с вами должны
будем научиться читать красиво, плавно,
выразительно.

Словарная работа.

— В этом тексте встретятся слова, значение
которых, возможно, вам будет незнакомо. Прежде,
чем начать работу с текстом, мы должны
постараться объяснить их лексическое значение. А
поможет вам в этом ваш жизненный опыт.

Слова в конвертах для каждой группы:
пернатые, сорванцы, аромат, красавица, труженицы,
пыльца

(Каждая группа по своему желанию выбирает
конверт со словами. Дети, работая в группах,
объясняют лексическое значение слов)

Динамическая пауза.

Продолжение работы с текстом.

-Я сейчас буду читать рассказ, а вы постарайтесь
ответить на вопрос: Какое чудо произошло у
старого колодца?

Чтение текста учителем.

Рис. 3

— Какие предложения по цели высказывания и по
интонации вам встретились? Прочитайте их.

Самостоятельное творческое использование
сформированных умений и навыков.

— Сейчас мы будем читать этот рассказ по
абзацам
. Ваша задача определить:

1) о чём хотел сказать нам автор;

2) почему пернатые певцы устроили концерт на
белой акации;

3) благодаря кому и чему дедушка угостил своих
гостей мёдом?

— А теперь мы будем подробно читать о тех
событиях, которые произошли в рассказе. Будем читать
по цепочке.
Постарайтесь заметить каждую
деталь.

(Чтение текста детьми. Ответы детей на
поставленные вопросы)

Обобщение изученного и включение его в систему
ранее усвоенных ЗУНов.

Выборочное чтение по рассказу «Белая
акация».

— Кто разбудил автора?

— Куда выбежала девочка?

— Где росла белая акация?

— Как назвал автор акацию?

— Кто уселся на дерево?

— Что устроили пернатые певцы?

— Кто слушал птиц?

— Как вели себя пчёлы-труженицы?

— Что манило пчёл?

— Что ели дети зимой у дедушки?

— Что рассказал дедушка про мёд?

Сообщение дополнительного материала.
Информационная справка.

Рубрика «Это интересно».

— А вы знаете, что в одном из парков Москвы в2000
году даже был поставлен памятник пчеле
-труженице.

На доске:

Рис. 4

— А хотите узнать, какой путь проходит мёд
прежде, чем попасть к нам на стол?

(Дети просматривают фрагмент фильма о
добывании мёда)

Итог урока. Рефлексия.

— Так что же мы узнали сегодня на уроке?

(Мы узнали о жизни и пользе белой акации)

— Что такое белая акация, и какую пользу она
приносит? Поможет нам ответить на этот вопрос
пятистишье.

На доске:

Рис. 5

  • 1 строка: 1слово понятие;
  • 2 строка: 2 слова-признака;
  • 3 строка: 3 слова действия;
  • 4 строка: фраза из 3-4 слов, поясняющая данное
    понятие;
  • 5 строка: слово — синоним.

Задание: Составьте пятистишье «Белая
акация».

(Дети в парах, а затем в группах составляют
пятистишье и зачитывают его на «Авторском
стуле»)

— А теперь давайте посмотрим на белую акацию с
разных позиций:

1) белой акации;

2) пчёлки;

3) дедушки.

Задание: составьте ролевое письмо.

(Каждая группа выбирает для себя определённую
позицию и составляет «ролевое письмо», затем
зачитывает его на «Авторском стуле»)

— Что наиболее интересно вам было на уроке?

— Что составило трудность?

— А сейчас осталось выяснить, какое настроение у
вас осталось от работы на уроке?

Задание: У вас на столах лежат кружочки,
дорисуйте на них подходящую для вас улыбку.

(Учитель благодарит детей и гостей за работу на
уроке.)


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *