Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. Зимнее утро

  • Безель Наталья Петровна, учитель начальных классов

Цель: познакомить учащихся с приёмом противопоставления картин в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с поэзией А.С. Пушкина.
  2. Формирование осознанного чтения целыми словами.
  3. Развитие речевых умений и творческих способностей детей.
  4. Воспитание любви к своей Родине, природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дети показывают рисунки, нарисованные к понравившимся стихотворениям о зиме и сопровождают их чтением отрывков наизусть.

III. Объявление темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одним стихотворением А.С.Пушкина и научимся выразительно его читать.

IV. История создания стихотворения.

Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не только горестным чувством одиночества, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви, творческого вдохновения.

Стихотворение написано очень быстро, в один день — 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Старицкого уезда тверской губернии в семье друзей.

V. Чтение стихотворения учителем.

Вам понравилось стихотворение? Чем?

Каким настроением проникнуто оно? (Весёлым, радостным, бодрым).

Какие картины, вы хотели бы нарисовать и какие чувства, передать, прослушав это стихотворение?

А какие картины нарисовал Пушкин в этом стихотворении? (Яркое зимнее утро, вьюжный ветер).

VI. Словарная работа.

(Интерактивная доска). Значения появляются после того, как даётся объяснение детьми значений слов.

Нега — с.218 учебника, блаженство, наслаждение.

Аврора — с.218- богиня утренней зари.

Мгла — непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек.

Мрачный — тёмный, погружённый во мрак.

Великолепный — роскошный, превосходный.

Озарить — ярко осветить.

Кобылка — лошадь.

Бурый — серовато-коричневый или серо-рыжий.

Предаться — целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь.

Вечор (устар.)- вчера вечером.

Янтарный — прозрачно-жёлтый.

Янтарь — ископаемое драгоценное вещество, идущее на изготовление украшений и мелких вещей.

VII. Речевая разминка (интерактивная доска).

Читайте целыми словами.
Чудо – чудеса — чудесный
Лесть – прелесть — прелестный.
Дадим – предадим — предадимся.

Читайте плавно, по слогам, затем целыми словами.

Ве-ли-ко-леп-ны-ми — великолепными.
За-топ-лен-на-я — затопленная.
Не-тер-пе-ли-во-го — нетерпеливого.

Читайте внимательно.

Вечор — вчера.
Блеском — треском.
Пустые — густые.

VIII. Анализ стихотворения.

Чтение стихотворения детьми.

Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. (Ответы детей).

Сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении?

Перечитайте отрывки из стихотворения, соответствующие частям.

Как меняется настроение в этом стихотворении?

Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется АНТИТЕЗОЙ или ПРОТИТВОПОСТАВЛЕНИЕМ (запись слова в словарик).

* С какой целью описывает поэт контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно).

Чтение стихотворения по строфам и работа над ними.

Чтение первой строфы.

Какая картина встаёт перед нами? (Яркое зимнее утро, в морозный солнечный день лирический герой увидел как прекрасен мир и ему захотелось поделиться своими чувствами с близким человеком). Доказывают своими словосочетаниями из текста. («Друг прелестный», «красавица».) Свою возлюбленную он сравнивает с самой яркой звездой.

Чтение второй строфы (читается иначе).

Закрадывается тревога; вся строфа звучит как воспоминание о чём-то мрачном неприятном.

Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»? (Сильный ветер, снег бьёт в лицо, ничего не видно, ветер воет, как живой).

Какой художественный приём использует автор во второй строфе (приём олицетворения).

Чтение третьей строфы.

Что видит поэт? (Картину солнечного утра).

Какие краски он использует, чтобы описать это утро? (Яркие, светлые). Докажите это. (Под голубыми небесами, блестя на солнце, прозрачный лес один чернее, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом блестит).

Учитель обобщает знания детей и делает вывод:

Вот какое прекрасное было утро! Ведь главное не в том, что выпал снег, а в том, что мир прекрасен, великолепен, блестящ.

Чтение четвертой строфы.

Дети читают её самостоятельно.

Прокомментируйте эту строфу.

Дети говорят, а учитель из выше сказанного делает и обобщает ответ.

Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь». (Повторяются звуки «тр», «т», «ч».)

Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга». В речь входит простая разговорная лексика: «запрячь», «кобылка», «санки». Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом.

Чтение пятой строфы.

Чтение учащимися вслух.

Рисование словесных картин к пятой строфе. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты.

Вывод делает учитель: настроение на протяжении всего стихотворения меняется. Сначала утреннее, доброе, радостно- солнечное. Потом воспоминание «про вчера»- печальное, тоскливое, мрачное.

А «нынче» — радостное любование великолепным солнечным утром и ощущение домашнего тепла и уюта. И всё это сменяется мечтой о том, что будет потом.

IX. Выразительное чтение.

Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

Найдите слова, наиболее важные в смысловом отношении и подчеркните их карандашом.

Как вы прочитаете эти слова?

Какие художественные приёмы использовал поэт?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Обсуждение выступлений.

  • На доске три репродукции картин. Дети должны подобрать к каждой части соответствующую.
  • Самооценка учащихся. Поставьте себе оценку в тетрадь. Оцените свою работу адекватно.

X. Итог урока.

Что нового, интересного вы узнали на уроке?

Что особенно понравилось?

Что осталось непонятным?

XI. Домашнее задание: страница 88-89 наизусть.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *