Урок литературы в 7-м классе по теме Какое редкое, чудесное создание была эта старушка Л.Н. Толстой Детство, глава Наталья Савишна

  • Дубынина Рамзия Альтафовна, учитель русского языка

Цели урока:

  • Формировать у учащихся умение осознанно воспринимать текст, анализировать его, создавать художественный образ, составлять личностный  портрет. Уметь находить связи между понятиями.
  • Развивать умение выделять главное и второстепенное, развивать логическое мышление, развивать речевую компетентность при работе над монологической речью.
  • Продолжать работу по формированию гуманного отношения к старшим, воспитывать любовь и доброту, отзывчивость и милосердие.

Оборудование: учебник, тетрадь, иллюстрации, жетоны, магнитофон.

Ход урока

I. Актуализация, постановка целей: Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из глав повести Л.Н. Толстого «Детство». Интересно, почему автор посвятил целую главу крепостной  крестьянке, какую роль она сыграла в его жизни?

II. Основная часть.

1) Звучит музыка.

2) Беседа:

«Счастливая, счастливая  невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником  лучших наслаждений» — Л.Н. Толстой.

— А что для вас детство? Ваши ощущения.

3) Работа в парах.

— Найдите и зачитайте из произведения фразы, характеризующие няню. Ключевыми словами выделите качества её личности. («И на этом новом  поприще она заслужила похвалы…за верность и привязанность к молодой госпоже»; «Весь запас любви, который  в ней хранился, она перенесла на барышню свою»; «С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, её любовь и ласки »; «… вся жизнь её  была любовь и самопожертвование» и т.д.)

Итог: Вывешиваются на доску качества личности: любовь, усердие, кротость, верность, привязанность, ласка, самопожертвование.

— Личностные качества записываются в тетрадь.

4) Словарная работа. Слово «самопожертвование».

— Домашнее задание ученика. (Работа с толковым словарём)

— Запись слова в тетрадь (Самопожертвование – отказ от своих личных    интересов ради других людей)

5) — Как же выглядела эта женщина? (Высказывания детей). Рассмотрим иллюстрацию учебника.

6) Работа с художественными образами. Выбор портрета няни из   предложенных репродукций (рисунки №1,№2, №3)

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Аналитическая беседа:

— Как вы думаете, какая иллюстрация наиболее подходит под описание Натальи Савишны? Ответ обоснуйте.

7) А в молодости как она выглядела?  (рисунок №4)

Рисунок 4

— Работа с текстом, выборочное чтение.

— Соотнесите репродукцию с текстом.

8) Няня сыграла большую роль в жизни Н. Иртеньева. Зачастую значимость человека мы понимаем уже во взрослой жизни.

— Работа с учебником. Найдите размышления Иртеньева — взрослого о няне.

 — Почему Николенька любил «мечтать вслух и говорить всякий вздор» именно в комнате няни? А с кем делитесь своими секретами вы и почему?

— Найдите сцену ссоры Николеньки и няни. Обратите внимание, что Николенька дважды плачет и каждый раз с новыми чувствами.

— Что было бы, если няня не пришла мириться?
9) У какого русского поэта была няня? Как он отзывался о ней?

Итог: Давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: почему же простой женщине, крепостной крестьянке, Л.Н. толстой посвятил главу?

III. Обобщение.

а) Работа в тетради и на доске. Предположим, вам нужна няня.

— Допишите  те качества характера, которые должны быть у современной няни

б) Работа с жетонами и качествами личности.

— У каждого из вас лишь один жетон. Подойдите к доске и прикрепите его около того качества личности, которое считаете самым главным, важным.

Вывод: В каком человеке нуждается каждый из нас? Во все времена востребованными остаются такие качества:…

IV. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «Пять добрых советов самому себе»

Литература:

  1. С.М. Аникина, И.В. Золотарева «Поурочные разработки по литературе», М. 2002.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *