Урок литературы в 6-м классе. Тема: Басня как эпический жанр. Притча и басня

  • Матюхина Татьяна Владимировна, преподаватель русского языка и литературы

Цели:

1. Познакомить учащихся с отличительными
признаками басни, её строением

2. Развивать коммуникативные навыки, речевую
культуру, творческое воображение

3. Воспитывать толерантность, честность,
негативное отношение к порочным поступкам

Задачи:

1. Сформулировать определение жанра басни

2. Определить жанровые особенности басни

3. Сопоставить жанр басни с жанром притчи,
выявить их сходство и различие


Ход урока

    1. Организационный момент (лирические жанры,
      лироэпические жанры, эпические жанры)
    2. Вызов

  1. Чтение басни Эзопа “Муравей и горлица”
    подготовленным учеником
  2. Фронтальный опрос с предварительным
    обсуждением ответов:
  • К какому жанру мы отнесём это произведение: к
    лирическому, лироэпическому или эпическому?
  • Как называется этот жанр? Докажите с помощью
    конспекта предыдущего урока.
  • Вывод: прочитанное произведение — не притча. Что
    это за жанр? (Ответить с помощью определения
    притчи)

    1. Формулировка темы урока, определение задачи
  • О чём пойдёт речь на уроке? Как будет звучать
    тема?
  • С чем перепутали басню?
  • Какую задачу нам необходимо решить в связи с
    этим? Чему научимся на уроке?
  • Запись темы урока

    1. Новый материал

  1. Формулировка определения жанра басни
  • Давайте попробуем самостоятельно (в парах)
    сформулировать определение жанра басни. Что нам
    нужно вспомнить для выполнения этой работы?
    (структуру определения научного понятия, см. Приложение 2)

Один ученик работает со справочной литературой
(“Словарь юного литературоведа”)

Запись любого определения в тетради (наиболее
понятного)

  1. Отличие басни от притчи
  • Вернёмся к задаче нашего урока. С помощью каких
    материалов мы можем её решить? Каким образом мы
    это сделаем?

Запись в тетрадях: “Отличие басни от притчи”

Анализ жанровых отличий притчи (записываем
только те пункты, которые не относятся к басне,
предварительно их сформулировав)

  • Однозначная трактовка
  • Цель написания – нравоучение, воспитание
  • Отсутствие тайны, загадочности
  • Явное нравоучение
  1. Рефлексия
  • Можно ли считать басней следующий текст:
    “Жил-был пёс. Он был очень злой. Басня направлена
    против человека злого”? Почему? (нет сюжета,
    морали) А такой текст: “Однажды один человек
    пошёл в столовую и отравился колбасой. Басня
    направлена против нерадивых работников
    общепита”?

    1. Диагностика усвоения материала
    2. Работа в группах+индивидуальная работа (см. Приложение 1)

    3. Представление результатов работы (группа,
      работавшая с построением басни)
    4. Работа с листом самооценки “Оценка за урок”
      (см. Приложение1)
    5. Домашнее задание
    6. Рефлексия содержания учебного материала (см.
      Приложение2)

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *