Урок литературы в 5-м классе по рассказам Н.С. Устиновича Вороны, Лебединая дружба

  • Подберезкина Галина Викторовна, учитель русского языка

Жанр урока: диспут (дискуссия).

Цели и задачи урока:

1. Раскрытие идейного содержания
рассказов “Вороны”, “Лебединая дружба”,
осмысление философской и эстетической
проблематики произведений
2. Развитие читательских интересов учащихся,
умение обобщать, анализировать, синтезировать
литературный материал
3. Формирование нравственной позиции учащихся,
мудрого и доброго отношения к природе,
интереса к творчеству писателя Н.С.Устиновича и
его личности
4. Помочь учащимся увидеть удивительный мир птиц,
в его многообразии и многозвучии, сопоставить
с миром людей

Виды деятельности:

– Аналитическая работа с текстом.
– Проблемная дискуссия.
– Работа с теоретико-литературными понятиями.
– Словесное иллюстрирование.
– Рефлексия.

Оборудование:

– портрет писателя;
– эпиграфы, записанные на доске

На доске:

“Я не пишу о природе, я пишу о людях в этой
природе” Б.М.Петров.

“Она не требует награды
За драгоценные дары.
И лишь одно природе надо:
Чтоб люди были к ней добры”


Ход урока

1. Организационный момент

2. Работа с эпиграфами:

– Вчитайтесь в высказывания, записанные на
доске

– Как вы думаете, о чём они?

– Какая мысль заключается в них?

– Для того чтобы понять смысл высказываний,
назовите слова и словосочетания, на ваш взгляд,
самые важные в каждом из них?


3.Определение темы урока

– Какая связь между выбранными вами словами,
выражениями и рассказами, с которыми вы
познакомились дома?

– Кто автор этих рассказов? (Н.С.Устинович)

– Что вы знаете об этом писателе?

– Как называются рассказы? Кто главные герои,
если судить по заглавиям?

– Какова же тема нашего урока? О чём будем вести
разговор?


4. Дискуссионная беседа:

– Героями рассказов стали лебеди и вороны. А
какие птицы вам больше нравятся? Почему? Что
знаете о них, об их повадках?

– Найдите в тексте и выразительно прочитайте
описание замёрзшей лебёдушки?

– А как автор знакомит нас с вороном, что пишет
о встрече с ним? Прочитать.

– Что же сходного в этих зарисовках? ( Лебёдушка
и ворон, видимо, пострадали от

рук людей, они больны)

* Всегда ли встреча с людьми заканчивается
трагедией для птиц, животных?

* Единое ли целое человек и природа?

Чтобы ответить на эти нелёгкие вопросы,
предлагаю вам объединиться в группы и найти в
тексте рассказов “за” и “против” (Всегда
человек вредит природе или нет) Помощниками вам
станут карточки, в которых нужно дописать
примеры для аргументации своей точки зрения

Карточка №1

“Лебединая верность”

  1. “Стал чаще приходить к озеру…”
  2. “ Попробовать разве подкармливать…”
  3. “ Может и перезимуют…”

Карточка №2

“Вороны”

  1. “…озадаченно пробормотал Анисим”
  2. “… и хотел поймать Дружка”
  3. “ … срубили два дерева”

5. Результат работы

– Так что же привносит человек в мир природы:
добро или зло?

(Ученики приводят примеры из текста)

– Можно ли, работая с текстом, определить
отношение автора к героям рассказов –

бакенщику Никите Семёновичу Волкову и
пасечнику Анисим?

6. Эмоциональное восприятие текста через
беседу

– В народе говорят: “Человек познаётся в
беде”, можно ли эту пословицу использовать,
говоря о птицах? Аргументируйте свои утверждения
примерами из текста

– Как автор проявляет свою позицию в данном
вопросе? Какие средства использует?

7. Словесное иллюстрирование

Если бы вы иллюстрировали рассказ, что
изобразили бы?

8. Работа с теоретико-литературными понятиями

1 вариант: выписать из текста обоих рассказов
примеры эпитетов.

Какова их роль в тексте?

2 вариант: выписать из текста обоих рассказов
сравнения, пояснить их роль

В тексте.

9. Обобщающая работа. Рефлексия

– Чему учит нас Николай Станиславович
Устинович, родившийся и выросший в тайге,
убеждённый, что каждый человек должен любить
кусочек земли, на котором он родился?

– Какой из эпиграфов вам стал понятнее и ближе
после нашей совместной работы?

– Какие нравственные качества должны быть
присущи нам, и взрослыми, и детям, чтобы привнести
в мир природы только хорошее, мудрое, доброе?

10. Домашнее задание

По выбору:

  1. Творческая работа: изменить концовку рассказа
    “Лебединая верность” (как бы вам хотелось).
  2. Создать филологический текст (справку) о
    писателе Н.С.Устиновиче о его творчестве.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *