Урок истории в 7-м классе Российское государство в XVII в.

  • Гребеник Ольга Ивановна, учитель истории и обществознания

Цели урока:

Образовательные:

  • учить обобщать, систематизировать
    изученный материал;
  • расширять знания учащихся по изученной
    теме

Развивающие:

  • сформировать объективное понимание
    исторических событий на основе глубокого
    усвоения необходимого объёма знаний;
  • продолжить работу по формированию
    речевых умений, практических умений
    работать самостоятельно с историческими
    источниками, учебником;
  • развивать умения систематизировать
    материал.

Воспитательные:

  • возбудить интерес учащихся к прошлому;
  • формировать активную жизненную позицию
    и твёрдые убеждения;
  • воспитывать культуру мышления и речи,
    навыков взаимосотрудничества.

Методическая цель: формирование
устойчивых исторических представлений
учащихся на основе проблемного метода
обучения

Оборудование:

  • Настенная карта “Русское государство в
    ХVII в.”, на доске.
  • Атласы по истории России с древнейших
    времён до ХVII века, на партах.
  • Карточки с тестовыми заданиями на
    знание дат (для работы учащихся в парах)
  • Исторические источники, документы (ксерокопии),
    на партах.
  • Карточки с терминами и их значения (для
    работы на доске).
  • Дидактические карточки с заданиями на
    знание терминологии
  • Иллюстрации по теме урока (на доске).

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на
уроке – гости! Давайте поздороваемся,
посмотрим на них, чтобы в течение урока не
отвлекаться. Садитесь, настраиваемся на
работу.

Сегодня у нас урок повторения и обобщения
по пройденной теме истории России в XVII веке.

— Ребята, что мы с вами сегодня будем
повторять?

II. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вам было предложено
выбрать для подготовки сообщения ту
историческую личность, которая вас
наиболее привлекла.

Заслушивание подготовленных заранее
сообщения учащихся о выдающихся личностях
периода XVII вв. (Дмитрий Пожарский, Алексей
Михайлович, Богдан Хмельницкий, Патриарх
Филарет, Степан Разин), демонстрация
иллюстраций к сообщениям учащихся.
(8 мин)

III. Закрепление и обобщение изученного
материала.

План обобщения:

  1. фронтальная беседа по основным вопросам
    периода;
  2. тестовые задания на знание исторических
    дат данного периода;
  3. устный опрос на знание исторических
    терминов;
  4. определение территорий, вошедших в
    состав Российского государства в XVII вв.
  5. решение исторических задач

1. Фронтальный опрос по основным
событиям XVII в.:

Почему XVII век в нашей истории
называется Бунташным? Перечислите самые
значительные восстания и бунты XVII века.

— Почему смутное время получило такое
название? Какие именно государства
участвовали в интервенции и что этому
способствовало?

— Нарисуйте схему государственного
устройства России XVII в. (Выполняется на
доске)

— Назовите причины прихода семьи
Романовых к власти в России по окончании
Смутного времени. Перечислите первых царей
из рода Романовых, правивших в XVII веке.

— Назовите основные сословия России в XVII в.

— Назовите причины церковного раскола.
Назовите основных деятелей церкви XVII в.

— Назовите и покажите на карте территории,
вошедшие в состав России в XVII в.

— Назовите важных государственных
деятелей России в XVII в.

2. Тестовые задания на знание
исторических дат данного периода;

Учащимся раздаются карточки с тестовыми
заданиями на знание дат, проводится
взаимопроверка в парах (5 мин)

  1. Смутное время – это период:
    а) 1600-1615 гг. б) 1598-1613 гг. в) 1613-1645 гг. г) 1666-1667
    гг.
  2. Окончательное закрепощение крестьян
    произошло в:
    а) 1598 г. б) 1648 г. в) 1649 г. г) 1645 г.
  3. Соляной бунт произошёл в:
    а) 1682 г. б) 1647 г. в) 1652 г. г) 1648 г.
  4. Соборное Уложение XVII было создано в:
    а) 1649 г. б) 1652 г. в) 1666 г. г) 1619 г.
  5. Избрание Михаила Романова на царство
    произошло в:
    а) 1698 г. б) 1648 г. в) 1613 г. г) 1649 г.

— Подведём итоги знания хронологии.
Назовите самые значимые даты XVII века

3. Устный опрос на знание исторических
терминов

Для проведения устного опроса на знания
терминов учащиеся получают карточки,
обдумывают ответы, отвечают

вариант 1

самодержавная монархия, сословия,
первопроходцы

вариант 2

гражданская война, раскольники, Юрьев
день

вариант 3

Земский собор, ясак, приказы

вариант 4

Боярская дума, старообрядцы,
мануфактура

вариант 5

интервенция, подворная подать,
барщина

— Подводим итоги знания терминов.

4. Работа учащихся с исторической картой-
показать на карте у доски территории,
присоединённые к Российскому государству в
XVII вв.

Делаем вывод о расширении
Российского государства в XVII веке

5. Решение исторических задач

проводится в форме ответов на проблемные
вопросы учащимся в парах по принципу «верно,
неверно, спорно». Учащиеся внимательно
читают текст, определяют всё ли верно,
находят исторические ошибки (если они есть),
обосновывают свой выбор, поднимая
соответствующую карточку «верно», «неверно»,
«спорно».

  1. В 1646 г., по инициативе боярина Морозова
    правительство для улучшения финансового
    положения решило ввести косвенный налог:
    была увеличена цена на хлеб. Но при этом
    отменялись ямские и стрелецкие деньги.
    Население отказывалось покупать дорогой
    хлеб. По стране прокатился ряд бунтов.
  2. В середине XVII века в России назрела
    необходимость проведения реформы Церкви.
    Начало ее осуществления связано с именем
    митрополита Макария. Основные
    мероприятия реформы включали в себя
    исправление церковных книг по
    древнерусским текстам, необходимость
    креститься двумя пальцами, порядок
    церковного песнопения и др.
    Государственные власти не вмешивались в
    дела Церкви, но выражали симпатии
    противнику реформы протопопу Аввакуму.
  3. Согласно Соборному Уложению 1649 года,
    феодал получал полное право на землю и
    зависимых крестьян. Был установлен
    бессрочный розыск беглых крестьян и
    большой штраф за укрывательство беглецов.
    Юрьев день был отменён.
  4. Иван Сусанин завёл в леса и болота
    поляков и тем самым спас жизнь Михаилу
    Романову. В знак благодарности царь
    пожаловал мужу единственной дочери
    Сусанина половину дворцовой деревни с
    освобождением его и его потомства от
    всяких податей. Почему награда досталась
    мужу дочери Сусанина, а не ей самой?
  5. Московская Русь тянулась к образованию
    и просвещению. При этом ориентировалась
    на Западную Европу. Однако правительство
    часто не решалось заимствовать западное
    образование напрямую от его учителей,
    мастеров и специалистов, а искало
    посредников, которые могли передать
    русским образование. Почему?

Подводим итог повторения. Подводим
учащихся к выводу о том, что Россия в XVII веке
была готова к масштабным преобразованиям,
которые затем проведёт Пётр I.

IV. Рефлексия.

Учащимся предложено написать синквейн с
использованием понятий, имен курса. (выполняется
на доске учителем с помощью учащихся)
Например:

Алексей Михайлович

образованный богобоязненный —2
прилагательных

правил реформировал укреплял – 3
глагола

Русский царь – общее определение

«Тишайший — слово, наиболее точно
характеризующие личность

V. Подведение итогов урока, выставление
оценок.

VI. Домашнее задание. Подготовиться к
контрольной работе по теме: «Российское
государство в XVII в.», составить кроссворд по
изученной теме*


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *