Урок химии в 8-м классе Чистые вещества и смеси

  • Некрасова Тамара Николаевна, учитель химии

Цели урока:

  • Закрепить знания номенклатуры неорганических
    веществ разных классов.
  • Сформировать понятия о чистом веществе и смеси
    веществ.
  • Раскрыть значение смесей в природе и жизни
    человека.
  • Познакомить со способами разделения смесей.

Формы организации познавательной деятельности
учащихся:
фронтальная, парная, групповая.

Оборудование:

  • Химия 8 — учебник для 8 класса
    общеобразовательных учреждений под редакцией
    О.С.Габриеляна — М., Дрофа, 2007 г.
  • Презентация в MS Power Point (приложение)
  • Компьютер, проектор
  • Реактивы
  • Смесь порошков железа и серы, раствор
    поваренной соли, смесь песка и воды, раствор
    метилового оранжевого; фильтры, выпаривательная
    чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка,
    воронка, стеклянная палочка, химические стаканы,
    колбы, магнит, пипетка.

Демонстрационный эксперимент:

  • Разделение смеси фильтрованием;
  • Разделение смеси магнитом;
  • Хроматография;
  • Разделение смеси веществ выпариванием.
  • Карточки с заданием для групповой работы.
  • Разделение смеси (раствора) растворимого
    вещества и растворителя:
  • Раствор поваренной соли, лабораторный штатив с
    кольцом, фарфоровая чашка (выпаривательная),
    спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная палочка.
  • Разделение смеси нерастворимого в воде
    вещества и растворителя (растворимого вещества):
  • Лабораторный штатив с кольцом, воронка,
    фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба
    или стакан химический.
  • Разделение смеси железа и серы:
  • Железные опилки, порошок серы, магнит , 2 фильтра.
  • Хроматография:
  • Фильтр, раствор метилоранжа, пипетка.

Ход урока

Организационный момент. Проверка
домашнего задания.

Беседа:

Какие соединения называются оксидами? (Оксиды
— это сложные соединения, состоящие из двух
элементов, один из которых кислород со степенью
окисления (-2))

Какие соединения называются кислотами?
(Кислоты — это сложные вещества, состоящие из
атомов водорода и кислотного остатка)

Какие соединения называются основаниями?
(Основание — это сложные вещества, состоящие из
атомов металла и одной или нескольких
гидроксогрупп OH)

Какие соединения называются солями? ( Соли —
это сложные вещества, состоящие из атомов
металла и кислотных остатков)

Проверочная работа (5-7 минут) на листках. На
слайдах 1-2 — вопросы проверочной работы.

Проверочная работа сдается учителю (результаты
объявляются на следующем уроке).

Подготовка к восприятию нового материала.
Объявление темы.

1. Беседа

Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая
тетрадь, чистые руки, чистый лист : А какое
вещество считается чистым? Есть ли в природе
чистые вещества? Чем отличается чистое вещество
от смеси веществ?

Как вы думаете, что будет темой нашего урок
сегодня? (слайд 3)

2. Запись даты и темы урока учащимися в тетради.

Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить
на уроке?

Цели урока обсуждаются с учащимися.

Учащиеся предлагают: выяснить, какое вещество
считается чистым и что такое смесь; узнать, где
применяются чистые вещества и смеси; узнать, как
разделить вещества.

В результате обсуждения — слайд 4.

3. Объяснение нового материала.

На данном этапе урока учитель формирует
понятие о чистом вещества и смеси. Учащимся
известно понятие «вещество» (это то из чего
состоят физические тела). Поэтому, вначале даем
определение «смеси веществ».

Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси,
находящиеся на демонстрационном столе и примеры
смесей, представленные на слайде 5.

Далее ребята дают определение смеси, как системы
из
их нескольких веществ, находящихся в
непосредственном контакте друг с другом
. Эта
формулировка появляется на слайде после щелчка
мыши.

Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно
чистых веществ. Вещества встречаются
преимущественно в виде смесей. Учитель приводит
примеры смесей, ребята записывают их в тетради:
воздух, морская вода, молоко, сплавы металлов,
растворы, туман и др. Он рассказывает о воздухе,
как смеси, которая состоит из газов — азота,
кислорода, аргона и др. (слайд 6).

Посмотрите внимательно на смеси, находящиеся
на столе. В чем разница между ними?

Далее рассматривается классификация смесей
(слайда 7).


Смеси

Однородные Неоднородные
Растворы сахара в воде, растворы солей,
воздух,
Смесь Fe +S, песок и сахар, глина с водой,
песок с водой

Неоднородными называются смеси, в которых
невооруженным глазом или при помощи микроскопа
видны частицы веществ, составляющих смесь.

Однородными называют смеси, в которых нельзя
заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже
при помощи микроскопа).

Для научных исследований и промышленности, в
основном требуются чистые вещества. Некоторые
примеси даже в небольших количествах способны
сильно поменять свойства веществ. Например, в
полупроводниковой технике применяют
сверхчистые вещества, где примеси составляют
всего 1 атом на миллион атомов основного элемента
(Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению
полупроводниковых свойств этих веществ. В тоже
время, необходимо выделить, что невозможно
получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое
чистое вещество содержит, хотя ничтожное малое
количество примесей.

Как вы думаете, морская вода и чистая
дистиллированная вода будут обладать
одинаковыми свойствами? (ребята предполагают,
что нет). Слайд 8. Учитель объясняет условия
эксперимента: в 2-х сосудах нагревали до кипения
дистиллированную и морскую воду. Через
определенное время измеряли температуры кипения
в этих сосудах). Вместе обсуждаем результаты
эксперимента. Встает проблема: «Почему у морской
воды t кип не постоянная в разные
промежутки времени по сравнению с t кип
дистиллированной водой?»

Учащиеся высказывают предположение, что
соленость морской воды влияет на температуру
кипения.

Далее учитель предлагает дать определение
«чистого вещества».

С помощью учителя формулируется
определение «Чистым веществом называется такое
вещество, у которого постоянные физические
свойства (температуры кипения, температуры
плавления, плотность).

В тетрадях ребята записывают определение
«чистое вещество» —

Чистым называется вещество, которое обладает
постоянными физическими свойствами.

Учитель дополняет, что в чистом веществе
примеси, хотя и есть в незначительных
количествах, но они не влияют на физические и
химические свойства. Пример чистого вещества —
дистиллированная вода.

Демонстрируется слайд 9.

Ребята записывают в тетрадях выводы.

Педагог обращает внимание детей на
отличительную особенность смесей «В смесях
каждое из составляющих их веществ сохраняет
свои индивидуальные свойства.
Для
подтверждения этого учитель проводит опыты:

Демонстрация разделение смеси железа и сера с
помощью магнита (отработать с ребенком заранее
методику выполнения опыта и тогда демонстрацию
проводит ученик)

Следующий этап урока — знакомство с основными
способами разделения смесей, которые
представлены в виде схемы: Слайд 10.

Одновременно уточняется, на каких физических
свойствах веществ основан каждый способ
разделения. На слайдах 11- 13 показаны области
применения разных способов очистки неоднородных
смесей.

Демонстрация разделения смеси песка и воды
фильтрованием. Обращается внимание на
правильность выполнения эксперимента (Слайд 11).

Знакомство со способами разделения однородных
смесей продолжается с помощью слайда 14,
акцентируется внимание учащихся на физических
свойствах веществ, применяемых в данном способе
разделения.

На слайдах 14-18 показаны области применения
разных способов очистки однородных смесей.

Закрепление

1. Групповая работа.

Каждая группа получила задание » Как разделить
смесь :?»

Нужно было описать свои действия. Через 1 минуту
каждая группа озвучила свой ответ. В заданиях
были использованы жизненные ситуации, где
требовалось очистить воду в походных условиях и
т.п.

Ответить на вопросы, представленные на слайдах
19 — 21

Рефлексия.

Беседа:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что запомнилось?

Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?

Подведение итогов

Домашнее задание:  23 упр. 1,2,4

Творческое задание.

Составьте задания на разделение смеси.

Вам выдали смесь, состоящую из соли и мела.

Предложите способы разделения этой смеси.

Приложение.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *