Тема: Обозначение безударных гласных на письме

  • Шелекето Галина Валентиновна, учитель начальных классов

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Ход урока

1. Организация и проверка учебного места.

Создание положительного настроя.

Громко прозвенел звонок — начинается урок.
Время напрасно мы не теряем, слушаем внимательно,

Товарищам помогаем, работаем дружно
Рассуждаем, думаем и запоминаем!
Желаю нам с вами интересной совместной работы.
Потрите свои ладошки, предвкушая интересную
работу!

2. Минутка чистописания.

Cлайд № 2

На экране появляются слова: нос, лак, клён

— Прочитайте слова. Определите какую букву мы
сегодня будем писать на минутке чистописания.
Она обозначает непарный звонкий мягкий
согласный звук.

— Какая это буква? В каком слове она находится?

Объясните свой выбор.

Чтобы пальчики наши потрудились на славу мы их
потренируем.

Зайчики по лесу шли
Друга нового нашли
Ни один не поленился,
Зайцу в пояс поклонился.
Здравствуй, (5 раз)
Добрый друг прекрасный.
Зайчик мило им кивал в обе щечки целовал
(Пальчики поочередно соединяются с большим
пальчиком)
Чмок (5 раз)
И теперь идут гулять сколько зайцев? Ровно…5

Подготовка к письму в тетради.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запишите в тетрадях число, классная работа.

Прокомментируйте, пожалуйста, написание
заглавной буквы Л по данному образцу.

Пишем по методике Илюшиной “Письмо с
секретиком”.

Ставлю ручку на 1/3 снизу рабочей строки, пишу
элемент «клюшечка”, пишу длинную наклонную
прямую с чуть большим наклоном до середины
дополнительной строки, пишу элемент “секретик”,
прячу “секретик” длинной наклонной прямой, веду
ручку до 1/3 снизу рабочей строки, пишу элемент
“клюшечка”, веду линию до середины рабочей
строки.

Напишите заглавную букву 5 раз, самую красивую
выделите точкой снизу.

Прокомментируйте, пожалуйста, написание
строчной буквы л. Напишите ее 5 раз, выделите
самую красивую точкой снизу.

Слайд №3

Определите последовательность цепочки из букв?

Запишите соблюдая последовательность до конца
строки.

Взаимопроверка.

3. Словарно-орфографическая работа.

Слайд №4

Слово, с которым я хотела вас познакомит на
уроке, зашифровано, попробуйте найти ключик к
шифру.

— Какое это слово ?

— Что обозначает слово хозяин?

Хозяин — владелец чего-то, хозяин магазина,
завода, фабрики.

Хозяином называют главу семьи.

— Запишите это слово в словарики.

— Сколько в нем слогов?

— Поставьте ударение.

— Какую особенность в написании заметили?

В этом слове надо запомнить безударную гласную
О.

— Подберите к слову хозяин близкие по смыслу
слова, однокоренные.

Хозяйка, хозяйничать, хозяйство, хозяйственный,
хозяйка, хозяюшка….

— Найдите общую часть в словах. Давайте ее
выделим сверху дугой.

Объясните, как вы понимаете поговорку:
“Человек сам хозяин своего здоровья”?

— Что вы делать должны, чтобы беречь свое
здоровье?

Возьмите красный квадрат, посмотрите на него,
сосчитайте про себя до 5. Красный цвет —
осторожность, опасность, внимание. Наш мозг
получил команду внимание, запомни как
пишется слово хозяин! Слайд 5

4. Минутка отдыха “Точечный самомассаж” (по
часовой стрелке вращаем указательным пальцом 8
раз в указанной точке).

Слайды№ 6-11

5. Изучение нового материала.

Сегодня на урок я принесла вам книжку и
хотела, чтобы вы прочитали тему урока.

Но не понимаю, что-то произошло с буквами.
Помогите разобраться, пожалуйста.

Слайд №12

— Что случилось с буквами? Можно ли разобрать
что написано? (Гласные и согласные поссорились)

— Как исправить ситуацию? (Помирить)

Открывается тема урока: «Безударные
гласные».

— В этой книжке есть один рассказ в картинках.

Один раз Толик написал своему другу Коле
записку, прочитаем ее.

Слайд №13-14

Толик сказал ребятам, что …..

Слайд №15

— Закончите рассказ, чем закончилась эта
история?

— Почему так произошло?

— Кто не правильно понял, и как надо было
сообщить?

В какие спортивные игры хотели поиграть ребята?
А Вы, какие любите?

Слайд №16

— Давайте сделаем вывод, о чем нам на уроке надо
сегодня задуматься?

(Посмотрите на желтый квадрат, сосчитайте про
себя до 5.

Желтый цвет поможет намсконцентрироваться на
рассуждение и беседу. Это цвет радости и хорошего
настроения)

Чтобы не допускать таких ошибок разберем эти
слова.

Запишем слова с мечом — … , с мячом — … .

Поставим ударение. На какой слог падает
ударение?

— Как называется слог, на который падает
ударение?

— Как называется слог, на который не падает
ударение?

— Как называется гласная, на которую падает
ударение?

— Как называется гласная, на которую не падает
ударение?

— Какая гласная слышится в слове четко ударная
или безударная?

— Что надо сделать, чтобы безударная гласная
слышалась четко?

Надо изменить слово, чтобы гласная безударная
стала ударной.

Изменим наши слова.

Подчеркните безударные гласные. Покажите
ударением, в каком слове эта гласная стала
ударной.

Мы познакомились с орфограммой.

— Сделаем вывод, что надо сделать, чтобы
проверить безударную гласную?

В моей книжке есть правило в стихах.

Слайды №17-21 (варианты проверочных слов).

6. Отдых для глаз муз. минутка. Слайд №22

7. Закрепление нового материала.

Игра “Четвертый лишний”. Слайд №23

— Какое слово лишнее?

— Объясни свой выбор?

Чтобы подбирать проверочные слова правильно к
словами с безударными гласными, мы поиграем в эту
игру в парах-игра стоя.

(Прижмитесь к друг другу спинками, возьмите в
руки ручку и карточку с заданием. Как только
справитесь, сигнализируйте соседу локоточком,
обменяйтесь и выполните взаимопроверку. Пара,
которая справится — поднимает руки
“воротиками”)

Слайд № 24

Ваша задача найти “чужака” в словах.

Детям предлагаются по 2 карточки на парту.

1 ряд:

гора, горка, гористый, гореть;

лось, лосенок, лосятина, лосось.

2 ряд:

моряк, морской, морж, море;

листопад, листочки, лиственный, лисонька.

3 ряд:

сед, седой, оседлать, седина;

прислониться, слониха, слоновий, слоненок.

Взаимопроверка по слайдам № 24-30.

Сделаем вывод: проверочное слово должно быть
однокоренным!

8. Физминутка.

Слушайте внимательно слова, которые я буду
произносить.

Если услышите слово, в котором только ударный
гласный разводите руки в стороны.

Если услышите в слове и ударный и безударный
гласный выполняете наклон назад, руки вдоль
туловища.

Лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, ежик, грач,
дом, море, река, пыль, игла.

9. Работа в сборниках. Слайд №31

Стр.123, упр. 4.

Исправление ошибок зеленой пастой, проверка
работы коллективная.

10. Домашнее задание по учебнику. Слайд 32

Стр.45. Вариативная часть разного уровня
сложности по выбору учащихся.

— Выберите себе упражнение, которое вы
выполните уверенно на стр 45:

  • Упр. 3.
  • Упр. 5.
  • Упр. 7.

У кого возникли вопросы подумайте, на переменке
подойдите я объясню подробнее.

10. Рефлексия.

— Посмотрите на зеленый квадрат в течении 5 сек.
Зеленый цвет поможет вам расслабиться и
вспомнить, что больше всего вам удалось
выполнить на уроке.

— Кому было интересно сегодня на уроке
похлопайте в ладоши.

— Теперь похлопайте, кому было неинтересно.

Волшебный цветочек возьмите, если желаете
ответить, а затем передайте товарищу.

Расскажите, что узнали нового?

— Что понравилось?

— Что вызывало трудности?

— Пригодились ли знания, полученные ранее на
уроках русского языка?

— Какой вывод для себя сделали?

Список используемой литературы

  1. В.П. Беспалько. Педагогика и прогрессивные
    технологии обучения. — М.: 1995.
  2. Материалы из комплектов заданий КЦ ДООШ МЗШР.
    (Кировский центр дополнительного образования
    одаренных школьников, межрегиональная заочная
    школа развития).
  3. Е.М. Минскин. От игры к знаниям. — М.: 1982.
  4. Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие
    младших школьников на уроках русского языка. 1 и 2
    класс. М.: 2001.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *