Технологическая карта урока русского языка во 2-м классе по теме Правописание предлогов и приставок

  • Козякова Валентина Геннадьевна, учитель начальных классов

Тип урока: урок закрепления и
систематизации знаний.

Образовательные цели:

  • закрепить и систематизировать знания о
    написании предлогов и приставок;
  • развивать умение правильно писать предлоги и
    приставки со словами;
  • развивать умение правильно употреблять их в
    речи.

Развивающие цели:

  • развивать умение наблюдать, сравнивать,
    анализировать, обобщать изученный материал и
    делать выводы;
  • развивать творческое мышление и речь;
  • развивать умение учащихся работать
    самостоятельно, в том числе и умение
  • осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
  • развивать умения учебного сотрудничества
    учащихся между собой: умение договариваться,
    распределять работу, оценивать общий результат и
    свой личный вклад в него.

Воспитательные цели:

  • содействовать проявлению индивидуальных
    качеств учащихся, их способностей, возможностей,
  • интересов посредством использования
    дифференцированно-групповых форм организации
    учебно-познавательной деятельности;
  • содействовать воспитанию самостоятельности
    суждений учащихся, а также уважительного
    отношения к мнению других товарищ.

Этапы урока Содержание
учебного материала
Методы Формы орг-и УПД Дид. средства Обратная связь
1. Орг. начала урока — Над какой темой мы работаем на
уроках русского языка? (Приложение 1.
На экране тема урока.)

— Вы научились различать
написание предлогов и приставок? Как нужно
проверять их написание?

— Завтра будет контрольный диктант, вы покажете
свои знания по данной теме.

— А для чего нам нужен сегодняшний урок, если вы
уже всему научились?

Дети высказывают свои предположения по поводу
возможных задач урока. (Ответы детей: — Нам нужно
еще раз все повторить, поупражняться в написании
предлогов и приставок, может быть мы еще не все
изучили по этой теме, нужно проверить свои знания
и т.д.)

На доске постепенно появляется структура
урока.

План урока:

повторение

упражнение

узнать новое

проверка знаний

итог

Детям раздаются оценочные листы, в которых
напечатаны все этапы урока.

— Я думаю, у вас все получится, и вы покажете
прочные знания на уроке.

Словесный, метод создания
ситуации успеха.
Фронт. Мульти-
медиа, таблички с этапами урока, оценочные листы
2. Актуал. знаний — Повторим, как проверить слитное
и раздельное написание предлогов и приставок.

Игра
“Ручеек” (у каждого учащегося в руках карточка,
на которой с одной стороны – задания на
правописание предлогов и приставок, а с другой –
ответы. Дети работают в парах сменного состава:
сидящие на 1 варианте – “учителя”, на 2 варианте
– “ученики”)

По завершению работы осуществляется
самооценка по предложенным учителем критериям.
Оценка ставится в оценочный лист.

Критерии оценки: (на доске)

“5” — без ошибок

“4” — 1-2- ошибки

“3” — 3-4 ошибки

Репрод. метод стимули-
рования интереса к учению (познавательная игра),
метод самостоятельной работы, метод
самоконтроля
Парная (пары сменного состава) Карточки с заданиями Само-
анализ, самооценка (оценочный лист)
3-4. Закрепление знаний (выполнение
упражнений конструк. и творческого характера)
— А теперь задания потруднее. И
чтобы с ними справиться, как легче работать?
(Конечно же, в группах.)

Учащиеся разделены на 4
группы с учетом индивидуальных способностей.

1 и 2 группы получают карточки с заданиями и
самостоятельно работают.

(В это время 3 и 4 группы проверяют свои знания,
выполняют тест на компьютере. Затем меняются.)

Учащиеся 1 группы списывают стихотворения,
раскрывая скобки:

Решили лисы кролика (за)печь,
А кролик из духовки – прыг (за)печь.
Сидел лентяй на (о)кошке
И размышлял (о)кошке.
Вдруг подумал: “А (у)сов
Есть усы иль нет (у)сов?”

Учащиеся 2 группы составляют предложения с
данными словами:

согнем – с огнем
сосна – со сна
подушки – под ушки

3 группа находит среди данных предлогов
предлоги с антонимичными значениями и
раскладывает их парами: над, из, под, в, с, на, к, от.
Составляют с двумя парами предлогов предложения
и записывают их в тетрадь.

4 группа делает сравнительный анализ предлога и
приставки.

Предлог Приставка

1. Это… 1. Это…

2. Служит… 2. Служит…

3. Пишется… 3. Пишется…

4. Проверяем… 4. Проверяем…

5. …………. 5. ………….

(Дополнить самим)

Проводится фронтальная проверка выполненных
группами заданий, используется мультимедиа
(задания каждой группы показываются на экране). Приложение 1

Группы осуществляют взаимооценку по
следующим критериям (критерии на доске):

Правильно?

Полно?

Доказательно?

(Оценки ставят в оценочный лист.)

Практ. (метод упражнений),
словесный, видеометод (просмотр),
частично-поисковый, метод поощрения, метод
взаимоконтроля, метод самостоятельной работы
Дифференц. – групповая, фронт. Мультим., карточки с заданиями Самоанализ, фронт. проверка,
взаимо-
оценка
Контроль знаний По две группы, чередуясь,
учащиеся выполняют тест на компьютере.
(Программа “Фраза”)

Оценивание производит
компьютер. Оценку заносят в оценочный лист.

Тестирование, метод
самостоятельной работы, видеометод
Инд. Элек-
тронный учебник
Оценка за тест
5. Работа над правильным
употреблением предлогов в речи.
3 группа учащихся, выполняя
групповое задание, подвела класс к разрешению
проблемы правильного употребления предлогов в
речи.

Приложение 1. Используется
мультимедиа: на экране – словосочетания с
пропущенными предлогами:

пришел … магазина

пришел … работы

приехал … Урала

приехал … Москвы

вышел … автобуса

пришел … школы

— Вы очень часто в речи употребляете данные
словосочетания. Какие предлоги вы считаете
подходящими для этих слово-ий? (Дети показывают
карточки с предлогами)

— Почему возникли разногласия?

— В речи, как и на письме, тоже существуют свои
правила. Как узнать, какие предлоги правильно
употреблять в данных слово-ях?

— Посмотрите на предлоги – антонимы.

Путем наблюдения, сравнения, анализа дети
приходят к правильному выводу.

(Пример: Если мы говорим “пошел в школу”,
значит нужно говорить “пришел из школы”, т.к. для
предлога “в” антонимом является предлог “из”.)

Побуждающий диалог, видеометод,
частично – поисковый, метод работы под
руководством учителя
Фронт. Мульти-
медиа
Ответы детей
6. Итог урока. Рефлексия. Выставление детьми общей оценки
за урок в оценочном листе.

Учитель дает
инструкцию по выполнению домашнего задания.
Домашнее задание диффер. характера: на листочках
напечатан текст, нужно выбрать одно из трех
предложенных заданий (1 задание – выписать из
текста только те предложения, в которых набор
букв в скобках пишется слитно; 2 задание – спиши
текст, раскрывая скобки; 3 задание – спиши текст,
раскрывая скобки, продолжи рассказ (2-3
предложения). Приложение 2

— Хотели бы вы высказать свое мнение по поводу
сегодняшнего урока?

— Довольны ли вы своими знаниями по теме?

— Остались ли у вас еще вопросы по данной теме?

— Какой момент был самым интересным на уроке?
Почему?

— Что-нибудь огорчило вас на уроке?

— Чему вы теперь могли бы научить других?

— За что вы хотели бы себя похвалить сегодня или
кого – нибудь другого, а может быть и весь класс?

— Спасибо за урок. Я очень вами довольна

Словесный, метод поощрения Фронт. Карточки с домашним заданием Само-
анализ, рефлексия


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *