Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе Путешествие по лесным тропинкам

  • Евдокимова Лариса Борисовна, учитель начальных классов

Цель: воспитание любви к родной
природе, привитие основ экологической культуры.

Оборудование: волшебный клубок,
конверт с листочками, гнездо с яйцами, корзинки,
грибы, белка с корзинкой шишек, картинка леса,
картинки с изображением птиц, картинки
лекарственных растений, кассета с жалобами
животных, фломастеры, бумага, эмблемы.

Ход мероприятия

Педагог: Сегодня мы с вами
отправляемся в поход. Подскажите мне, а как
называют таких людей? (Дети отвечают).
Педагог: А какой же поход без
песни? (Дети идут и поют песню “Вместе весело
шагать”).

Педагог: Вот мы с вами и пришли
в лес.

Ученик:

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!

Детей встречает Старушка-Лесовушка.

Старушка-Лесовушка:

— Здравствуйте, ребята, я Старушка-Лесовушка, я
– хранительница старины лесной. А вот какие вы
свои, я скажу об этом только в конце нашего
путешествия.
— Посмотрите внимательно вокруг. Каких лесных
жителей видите? А знаете ли вы как по ним
определить погоду? (Дети отвечают).

Одуванчик раскрыт – к хорошей погоде.
Листья деревьев показывают свою лицевую сторону
– к хорошей погоде.
Птицы поют весело – к хорошей погоде.
Божья коровка, взятая на руки, быстро слетает – к
хорошей погоде.

Ученик:

Божья коровка, что сегодня будет?
Дождь или погода?
Погода – лети, если дождик – сиди.

Старушка-Лесовушка: Ну что, какая
сегодня будет погода? (Дети отвечают)

Старушка-Лесовушка: Тогда в добрый
путь, ребята. Отравляемся в путешествие по лесным
тропинкам. А чтобы вы не заблудились, даю
волшебный клубок, он укажет путь-дорожку. А
напутствие моё таково:

Лес тоже школа, всех учит.
По лесу ходи – всё вокруг гляди.

Старушка передаёт клубок педагогу. Педагог
бросает клубок.

1. Остановка “Деревья”.

“Конверт с листочками”.

Педагог: Вот мы в чаще леса, что нас
окружает? (Дети отвечают).
Старушка-Лесовушка: А вот и конверт. Там
карточки, на которых изображены листочки.
Назовите, какие деревья оставили свой след.
(Дети отвечают).

Старушка-Лесовушка: Что вы знаете о
сосне, дубе, ели, берёзе? (Дети отвечают).

Ученик:

— Ель знакома нам с детства. Круглый год она
зелёная. Вместо листочков – хвоинки, которые
живут 2-3 года и опадают иголки не все сразу, а
постепенно, в течение всего года. Одни иголки
опадают, а другие растут. Ель любят птицы. И
медведь чаще всего строит свою берлогу под елью.
Живёт ель долго.

Старушка-Лесовушка: Народ издавна
приметил, что ель очищает воздух. Она не может
расти там, где воздух загрязнён, поэтому в еловом
лесу самый чистый лечебный воздух.

Ученик:

— Берёза – одно из самых красивых деревьев.
Белый ствол берёзы даже в жаркие дни остаётся
холодным. Береста, кора берёзы – готовая
природная бумага. За 25 лет достигает высоты 5
этажного дома. За сутки взрослое дерево
высасывает из земли до 41 л. воды.

Старушка-Лесовушка: Про берёзу народ
не только песни слагал, но и такую особенность
знал.

Она четыре дела делает:
Воздух очищает, дом освещает, лечит и крик
приглушает.

— Как вы думаете почему?
— Во всём мире знают русскую берёзку. Она символ
нашей страны.

Ученик:

Соснам нужно солнце, вот они и тянутся к нему.
Сосны растут до 350 лет. Сосну называют пионером
леса, потому что её сажают первой, чтобы
закрепить почву.

Старушка-Лесовушка: Сосна, как и её
сестра ёлочка, очень полезна людям, кроме
целебного воздуха, люди из её хвои делали
витаминный чай.

Ученик:

— Дуб – большой и могучий и может прожить до 500
лет. Дуб – сильное дерево, но есть и слабая
сторона – боится холода. Молодые листья и стебли
весной погибают при заморозках. Чтобы уберечься
от этой беды, дуб начинает зеленеть поздно. Дуб
растёт медленно, но глубоко пускает корни в
землю. Первые желуди даёт только через 20 лет.

Дети: Теперь мы знаем, какую пользу
приносят деревья, и мы будем стараться оберегать
их.

2. Остановка “Птицы”.

Ученик:

Так весело в густом лесу
На ветках птицы распевают
Увидеть леса красоту,
Пернатые нам помогают.

Старушка-Лесовушка:

— Стоп, а вот и гнездо. Можно ли трогать птичьи
яйца? (Дети отвечают).
— Но, мы встретили загадочные яйца с сюрпризами.

“Яйца с сюрпризами” (В яйцах – загадки о
птицах).

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона. Кто она?

(Ворона).

Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птицах не вспоминает.

(Кукушка).

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?

(Соловей).

Кто там прыгает, шумит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
“Кле! Кле! Кле!”, поёт со свистом.

(Клёст).

Всё время стучит,
Деревья долбит
Но их не калечит,
А только лечит.

(Дятел).

Педагог: Найдите на деревьях
угаданных птиц.
Старушка-Лесовушка: Давайте поиграем в
игру “Собери поговорку”.

У одних детей начало, у других конец.

А) Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной.
Б) Журавль летит высоко, видит далеко.
В) Каждая птица своё гнездо защищает.
Г) Аист на крыше – мир в доме.
Д) Увидел скворца – знай весна у крыльца.
Е) Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему
зелёная ветка.

Педагог: Почему так говорят, объясни
смысл последней пословицы.
Старушка-Лесовушка: Люди во все времена
любили, берегли птиц, так давайте и мы будем не
забывать об этом.

3. Остановка “Грибы”.

“Пенёк с грибами”.

Старушка-Лесовушка:

Берём по лукошку
И скорее в путь-дорожку.

Игра “Грибы”.

— Собрать съедобные в корзину, а несъедобные
оставить.

Ученик 1: Я и мухомор сорву. Раз он
несъедобный, значит можно сорвать и выбросить.
Ученик 2: Стой. Мухоморами питаются лоси.
Да и грибницу нельзя разрушать.

Грибницу не трогайте вы!
Она словно нить глубоко под землёй,
Испортишь её – и не будет другой.

Педагог: А какие правила сбора грибов
вы ещё знаете? (Дети называют).
Педагог: Молодцы. Идём дальше. Куда же
нас, клубок, приведёшь?

4. Остановка “Животные”.

“Белка с корзиной шишек”.

Старушка-Лесовушка: Белка приготовила
задание: собрать картину леса и назвать его
обитателей. Как в русских сказках называют лису,
зайца, медведя? Почему? Какого обитателя мы не
встретим в Курских лесах?

5. Остановка “Привал”.

Старушка-Лесовушка: Пока вы ходили,
один ваш одноклассник натёр ногу. Кто подскажет,
какое растение ему поможет? (Дети называют и
приносят подорожник, Старушка-Лесовушка
прикладывает к ноге пострадавшего).

— Разведём костёр, попьём чай, отдохнёте и
отправитесь дальше. Поищите, ребятки, что можно
добавить в кипяток, чтобы был чай отличный.
(Дети называют растения и приносят нужные в
чугун).

Включается кассета с записью.

А) Я травушка-муравушка. В большой обиде на
людей. Жгут костры, где хотят. А уходя, забывают их
погасить.
Б) Я птичка-невеличка. От всех птиц лесных
обращаюсь к вам. Нам стало очень тревожно жить,
беспокоят мальчишки

В)

По лесной спешит тропинке
муравьиная семья
Эй, сандали, ботинки,
Пощадите муравья!

Г) Ребята, не рвите зря охапками цветы.

Д)

Я ёж – колючий бок.
-Что я вам – уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!

Дети по ходу комментируют.

Ученик: Я знаю, как помочь лесным
жителям. Мы сделаем правила друзей природы.
Развесим правила по лесу! И пусть ни один человек
никогда их не нарушит!

Дети рисуют правила друзей природы.

Старушка-Лесовушка:

— Какие вы молодцы! Я вижу, что вы не просто
туристы, но и настоящие друзья леса, знатоки
природы.
— На прощание я дарю вам эмблему “Юные друзья
природы”

Ученик:

Скажем на прощанье лесу:

“До свиданья,
Ты расти на радость людям,
Мы любить тебя все будем,
Тёмный лес, чудесный лес,
Полный сказок и чудес!”

Используемая литература:

  1. Л. П. Молодова Игровые экологические занятия с
    детьми М.: ЦГЛ, 2003
  2. Т.А. Шорыгина Деревья. Какие они? М.: Гном и Д, 2003

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *