Развитие информационно-образовательной среды в школе

  • Назаренко Ольга Алексеевна, заместитель директора по УВР, учитель математики

В марте 2005 года Национальный фонд
подготовки кадров (НФПК) по поручению
Министерства образования и науки Российской
Федерации начал претворять в жизнь проект
“Информатизация системы образования” (ИСО). В
проекте рассматривается ситуация при которой
информационно-коммуникационные технологии
являются обязательным элементом развития школы.
Проект охватывает ключевые составляющие
образовательной системы: содержание образования
и учебно-методические материалы, методы и
организационные формы учебной работы,
подготовку и методическую поддержку педагогов.

Основой образовательной системы
является информационно-образовательная среда.
Ее создание и развитие представляет технически
сложную и затратную задачу. Но именно она
позволяет системе образования коренным образом
модернизировать свой технологический базис,
осуществить движение к открытой образовательной
системе, отвечающей современным требованиям.
Электронные и традиционные учебные материалы
должны гармонично дополнять друг друга как части
единой образовательной среды. Использование
новейших информационных технологий должно
способствовать решению педагогических задач,
которые сложно или невозможно решать
традиционными методами.

Для создания и развития
информационно-образовательной среды должен быть
максимально задействован научно-методический,
информационный, технологический,
организационный и педагогический потенциал,
накопленный системой образования.

Необходимость создания
информационной образовательной среды школы
вызвана:

  • выполнением социального заказа современного
    общества, направленного на подготовку
    подрастающего поколения к полноценной работе в
    условиях глобальной информатизации всех сторон
    общественной жизни;
  • расширением сферы применения информационных
    технологий в образовательном процессе;
  • необходимостью оптимизации процессов
    управления современной школой.

ЦЕЛЬ:

  • создание и развитие в школе
    информационно-образовательной среды,
    обеспечивающей повышение качества образования;
  • создание условий для поэтапного перехода к
    новому уровню образования на основе
    информационных технологий.

ЗАДАЧИ:

  • подготовка педагогических кадров, способных
    эффективно использовать в учебном процессе
    новейшие информационные технологии;
  • применение информационных технологий в учебном
    процессе и управленческой деятельности;
  • использование в учебном процессе современных
    электронных учебных материалов.

Мероприятия, направленные на развитие
информационно-образовательной среды школы

Развитие информационных технологий

Внедрение компьютерных технологий в
учебный процесс

За последние годы произошло коренное
изменение роли и места персональных компьютеров
и информационных технологий в жизни общества.
Как показывает практика, без новых
информационных технологий уже невозможно
представить современную школу и современного
человека.

В учебном плане нашей школы за счет
часов школьного компонента наблюдается
увеличение часов, направленных на изучение
информатики и ИКТ. Изучение информатики и ИКТ
начинается с 3-го класса и продолжается на II и III
ступени обучения. На III ступени осуществляется
профильное обучение.

Исходя из запросов учащихся в 2011/2012
учебном году реализованы программы элективных
курсов, направленных на развитие
информационно-коммуникационной компетентности
обучающихся, творческую самореализацию в
информационно-образовательной среде.

Элективные курсы:

  • “Применение информационных технологий в
    делопроизводстве”;
  • “Компьютерная графика. Мультимедийные
    презентации”;
  • “Web-дизайн”.

Преимущество применения
информационных технологий в различных формах
организации учебного процесса

  • становится возможной принципиально новая
    организация самостоятельной работы учащихся;
  • индивидуализация обучения не только по темпу
    изучения материала, но и по логике и типу
    восприятия учащихся;
  • возрастает интенсивность учебного процесса;
  • появляется дополнительная мотивация к
    познавательной деятельности;
  • доступность учебных материалов в любое время;
  • организация дистанционного обучения, в том
    числе и для учеников, пропускающих занятия по
    болезни;
  • возможность самоконтроля степени усвоения
    материала по каждой теме неограниченное
    количество раз.

Можно выделить несколько
разнообразных направления деятельности учителя
по применению информационно-коммуникационных
технологий в учебном процессе. Рассмотрим их
более подробно на примерах.

  1. Использование мультимедийных дисков на уроках
    и при подготовке к урокам дома.
    Является в
    нашей школе наиболее распространенным. Имеет
    положительные и отрицательные моменты.
  2. Использование презентаций. В “компьютерный”
    урок можно включить как текстовый материал
    (прочитываемый учителем или учащимися
    самостоятельно или озвученный), так и аудио
    эффекты (музыка, фонодокументы и т. д.),
    видеоряд (графика, схемы, фотографии, видео)
    и др. Это позволяет добиться разнообразия форм
    подачи материала, что, в свою очередь, дает
    возможность удерживать внимание учеников
    на предмете обучения, избегая опасности
    перенапряжения их в ходе урока. Информация,
    продублированная через различные сенсорные
    пути, через текст, видео, графику и звук,
    усваивается лучше и сохраняется гораздо
    дольше, согласно теории ассоциативного
    запоминания. Обзор уроков с применением
    презентаций. Презентации могут использоваться и
    во внеурочной деятельности учащимися,
    педагогами и библиотекой.
  3. Проектная деятельность учащихся. Основным
    направлением этой деятельности является
    обучение и развитие и учителя и ученика
    одновременно не только в области изучаемых
    дисциплин, но и в области информатизации
    учебного процесса. Хотелось
    бы чтобы осуществлялась работа НОУ “Интеллект”
    и синтезировала преимущества
    проектно-исследовательского метода
    и возможности компьютерных технологий,
    главным действующим лицом в ней стал учащийся.
  4. Самоконтроль знаний. Помимо лекционных
    уроков, использование компьютера эффективно
    при закреплении знаний. На промежуточном
    этапе между получением новой информации (лекция)
    и контролем знаний (опрос, зачет) организуется
    работа учащихся по освоению материала темы,
    основанная на самоконтроле. Один
    из эффективных способов — обучающее
    тестирование. Данная деятельность предполагает
    индивидуальную работу каждого ученика
    с компьютерной программой, предложенной
    учителем. Учащийся получает возможность
    работать в удобном ему темпе и обращать
    особое внимание на те вопросы темы, которые
    вызывают затруднения именно у него.
    А учитель проводит индивидуальную работу
    с теми учащимися, кто нуждается в помощи.
  5. Проведение виртуальных лабораторных и
    практических работ
    . Конечно, проведение опытов
    естественным путем обладает неоспоримым
    преимуществом, но иногда некоторые вещества
    в курсе химии являются опасными, или в курсе
    биологии нет возможности провести некоторые
    исследования, или отсутствует необходимое
    оборудование. Использование компьютера
    позволяет все-таки провести эти работы. Таким
    образом, использование компьютерных технологий
    обогащает процесс обучения. Отчет о работе
    учащийся оформляет в тетради, а эксперимент наблюдает на экране.
    В данном направлении на сегодняшний день могут
    поработать не многие учителя предметники, т.к.
    дисков с виртуальными лабораториями не много, но
    … они есть. На мой взгляд, наиболее интересными
    являются интерактивные диски по геометрии и
    виртуальная лаборатория химии. Мел, доска,
    тетрадь …. А ведь интереснее, когда ребенок
    проделывает тоже самое, но на компьютере.
  6. Использование ресурсов Интернет на уроках и при
    подготовке к урокам
    . В 2006-2007 учебном году школа
    была подключена к высокоскоростной сети
    Интернет. В школе функционирует медиатека,
    которая систематически пополняется
    электронными образовательными материалами.
  7. Использование компьютера во внеурочной
    деятельности.
    Здесь можно выделить несколько
    видов использования информационных технологий.
  • дистанционные олимпиады
  • Дистанционные конкурсы
  • Но принимать участие в дистанционных конкурсах
    могут не только ученики. Есть сайты для
    проведения дистанционных конкурсов среди
    педагогов .
  • Используя неограниченные ресурсы сети Интернет
    учащиеся и педагоги могут повышать свою
    квалификацию (дистанционные курсы).
  • Распространение педагогического опыта (участие
    в Интернет педсоветах, форумах)

Меняется школа – меняются все ее структурные
подразделения. И в работе школьной библиотеки
также наблюдаются перемены, которые могут быть
определены как трансформативные. На развитие
этого процесса оказывают влияние автоматизация
библиотеки, количественный рост и
содержательное разнообразие носителей
информации, использование информационных
технологий. Электронные образовательные
ресурсы, интернет-материалы выступают теми
динамичными средствами, которые предлагают
живое, творческое, интерактивное взаимодействие,
обмен идеями и знаниями.

В условиях развивающейся
информационной образовательной среды школы
осуществляется интенсификация всех уровней
учебно-воспитательного процесса, повышается
эффективность и качество процесса обучения за
счет возможностей, предоставляемых
информационной образовательной средой.
Формирование информационно-образовательной
среды школы на основе применения
информационно-коммуникационных технологий
является ключевым моментом в создании
оптимальных условий для развития и саморазвития
учителя, совершенствования его
учебно-методической деятельности,
педагогического творчества и информационной
компетентности.

Создание оптимальных условий для
взаимодействия семьи и школы через единое
информационное пространство “Сетевой город”

Решаемые задачи:

Для администрации

  • Оперативное получение и обобщение информации
    об учебном процессе.
  • Введение алфавитных книг, личных дел
    сотрудников, учащихся, родителей.
  • Введение расписания уроков, школьных
    мероприятий.
  • Мониторинг движения учащихся.
  • Автоматизированное составление отчетностей.

Для учителей-предметников

  • Введение электронного классного журнала.
  • Введение календарно-тематических планов.
  • Получение и просмотр отчетов учащихся.

Для учащихся

  • Доступ к последней версии своего расписания.
  • Доступ к своему электронному дневнику с
    оценками, домашним заданием.
  • Получение отчетов о своей успеваемости и
    посещаемости.

Для родителей

  • Доступ к электронному дневнику своего
    ребенка.
  • Доступ к расписанию своего ребенка.
  • Получение отчетов об успеваемости и
    посещаемости своего ребенка.

Ресурсное обеспечение

Информационно-методическое

Программа развития школы с 2008 по 2013 учебный год.

Программа информатизации школы с 2007 по 2011
учебный год.

Лицензионная поддержка стандартного базового
пакета программного обеспечения для
общеобразовательных учреждений “Первая Помощь
1.0”.

Цифровые образовательные ресурсы медиатеки.

  • Электронные учебники (32).
  • Методика преподавания (88).
  • Организация учебного процесса (8).
  • Организация внеклассной работы (4).
  • Учебно-познавательные (34).

Эффективность реализации
информационно-образовательной среды

  • Повышение качества образования за счет
    эффективного использования современных
    педагогических технологий и ИКТ.
  • Обеспечение доступа учителей и учащихся к
    информационным ресурсам.
  • Наличие информационной культуры педагогов и
    учащихся, повышение их уровня
    общеобразовательной и профессиональной
    подготовки в области современных информационных
    технологий.
  • Использование компьютерных информационных
    технологий для преподавания различных предметов.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *