Разработка урока по чтению. И.С. Никитин. Встреча зимы. 3-й класс

  • Кочубей Валентина Васильевна, учитель начальных классов

Цели:

  • познакомить учащихся с произведением И. С.
    Никитина;
  • продолжить формирование умения видеть образные
    языковые средства;
  • развитие умения сравнивать и сопоставлять
    живопись и поэзию;
  • совершенствовать умение выразительно читать
    стихотворные произведения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: мультимедийная доска,
репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег»,
рисунки, фотографии, графика, учащихся,
раздаточный материал с напечатанными строфами,
стихотворения, маркеры-выделители.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина
«Полно, степь моя, спать непробудно…» было
предложено в нескольких творческих вариантах:

– выразительное чтение всего произведения,
– чтение одной понравившейся строфы и
представление рисунка (фотографии, графики) к
этой строфе, пояснение причины выбора этого
сюжета.

3. Постановка цели. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим знакомиться с
творчеством И.С.Никитина и его стихотворением
«Встреча зимы».

а) Орфоэпическая подготовка (Приложение
1
)

б) Словарно-лексическая работа

– Прочитайте словосочетания, поставьте
ударение на выделенную букву: (Приложение
1
)

в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним: (Приложение 1)

4. Первичное чтение текста подготовленными
учащимися по смысловым отрывкам
(3человека)
и обмен впечатлениями о том, что представили.

5. Беседа по содержанию:

– Какой поре посвящено стихотворение?
– Какие части можно выделить?
– Какие картины нарисовал поэт?
– Почему людей радует первый снег?

6. Работа над текстом, смысловыми словами,
интонацией

– Каждый из вас сейчас получит карточку с
напечатанной одной строфой.

Например:

Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам.
Песни севера петь
По лесам и степям.

– Вы готовитесь выразительно прочитать строфу,
предварительно выделив смысловые слова по
вашему усмотрению маркером. (Строфы раздаются по
порядку, чтобы в дальнейшем можно было
«цепочкой» прочитать всё произведение)

Например:

Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам.

– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно
всё стихотворение.

7. Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на
рассвете?
– Любил ли поэт русскую зиму? (доказать
выборочным чтением)
– Как автор относится к простым русским людям? к
Родине?
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли
сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он
это делает?
– Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так
думаете?

8. Историческая справка

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи
зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег,
укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети
в этот день пели заклички снегу, который
сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает
от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских
школах только в эту пору начинались занятия, в
сёлах играли свадьбы.
– Почему русский народ не боится зимы?
– Как вы понимаете три последних строфы
стихотворения?

9. Знакомство с картиной А. А. Пластова
«Первый снег»

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый
снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет
после того, как написал своё произведение И.С.
Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны
два произведения, как поэт и художник увидели и
передали красоту и прелесть первого морозного
утра, первого снега.
– Каким увидели снег? Воздух? Небо?
– Что чувствуют дети?

10. Выделение образных выражений и
выразительное чтение стихотворения

а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и
скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: (
Приложение 1)

б) Выразительное чтение произведения 1-2
учениками.

11. Итог урока

– Что особенно понравилось в новом
произведении? Что нового для себя узнали?

12. Домашнее задание

Дифференцировано: наизусть 5-6 строф из
стихотворения или мини-сочинение «Первый снег»
по картине А. А. Пластова.

Литература: Методические
рекомендации к урокам чтения в третьем классе
под ред. С.В.Кутявиной.

Приложение 2

Мини-сочинения учащихся по
произведению и картине, представленных на уроке

Лебедь Олег

Встреча зимы.
Заканчиваются последние дни осени. Часто идут
дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый
снежок.

Вся природа радуется приходу зимы. Русский
мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт
от удовольствия. Матери укладывают спать своих
детей под песни вьюги. Пришла зима на земли
святой Руси.

Субботина Марина

Наступила зима.
Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов
были укрыты снежными шапками. Было морозно, и
снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и
девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на
пороге дома и с интересом смотрели, как падает
первый снег. Им не хотелось уходить.

Брат и сестра долго любовались этой красотой.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *