Работа над словами с непроверяемыми написаниями

  • Белявцева Ольга Васильевна, учитель начальных классов

Программой начального обучения по русскому
языку для каждого класса предусмотрено
обязательное усвоение ряда слов, правописание
которых не проверяется правилами. Прочное
усвоение их написания достигается путем частого
употребления в различных заданиях и упражнениях,
по возможности связанных с изучаемой темой
урока. Однако словарной работе в школе уделяют
недостаточное внимание, часто она носит
случайный, эпизодический характер. Учителя
знают, как трудно дается младшим школьникам
освоение этих слов. Одна из причин в том, что
работа над непроверяемыми безударными гласными
ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей
другой орфографической работы. Так, написание
непроверяемых безударных гласных и правописания
проверяемых гласных опирается на одно и то же
умение: обнаруживать гласный в слабой позиции,
т.е. в безударном положении. Только опираясь на
обобщенное умение ставить орфографическую
задачу, можно вести дальнейшую работу в
зависимости от разновидности орфограммы. К
другой причине можно отнести то, что при
знакомстве со «словарными словами» детям
отводится, как правило, пассивная роль: слово
предъявляется и анализируется самим учителем.
Учащимся же предлагается лишь списать и заучить
его. Однако механическое заучивание слов
утомляет ученика и не формирует у него интереса к
языку. Столь же неэффективно механическое
выписывание слов при работе над ошибками.

Работу по освоению таких слов рекомендуется
строить в несколько этапов, каждый из которых
призван решать конкретную задачу. Первым шагом в
этой работе является введение нового слова.

1. Предъявление слова.

Для этого используются следующие способы:
чтение загадки, отгадывание ее уч—ся;
прослушивание аудиозаписи и определение
предмета, о котором идет речь; рассматривание
предметной картинки; описание признаков
предмета или предъявление слова-синонима .

2. Уч-ся начинают работать над «слуховым
образом

т.е. проводится звуковой анализ, выявляется
безударный гласный и т.д. Для того, чтобы
дальнейшая работа учащихся не сводилась к
пассивной, следует поступать иначе. Уч-ся
проговаривают слово хором, затем по одному
орфоэпически без выделения слогов, определяют
«трудное» место. Это очень важно, т.к. именно
здесь самими детьми ставится орфографическая
задача.

3 Запись слова с «окошком».

Учащиеся определяют ударный и безударный слоги
и записывают словарное слово в тетрадь. Главное
условие состоит в том, чтобы при записи дети сами
показали «трудное» место пропуском буквы,
т.е. «окошком» — на этом месте ставится
«сигнал опасности», например, точка: Б.РЕЗА.
После проведения необходимой работы учащиеся
самостоятельно вставляют нужную букву и
записывают слово: БЕРЕЗА, предварительно
проговорив его орфографически, т.е. так, как оно
написано.

Но бывает, что после того как учащиеся записали
слово с «окошком», они пытаются подобрать
проверочное слово и определить нужную букву.
Когда это сделать не удается, необходима помощь
учителя, которая заключается в обращении к
«этимологической справке»,если это
целесообразно. Как пишетР.Львов,»иногда
написание, считающееся традиционным и
непроверяемым, может быть проверено на основе
знания этимологии и исторических изменений в
фонетике русского языка», Обращение к истории
слов может помочь детям в изучении орфографии
отдельных слов. В помощь учителю адресован
«Этимологический словарь» и предназначен
для организации словарно — орфографической
работы на уроках грамматики и орфографии в
начальных классах.

5. Работа над «зрительным» образом
слова

На этом этапе учащиеся могут обратиться к
орфографическому словарику (или словарю в
учебнике), что будет способствовать, во-первых,
накоплению опыта работы со словарями; во-вторых,
формированию умения не только ставить
орфографическую задачу, но и решать ее
самостоятельно.

Завершающий шаг — запись слова, организованная
так, чтобы обеспечить запоминание
орфографического облика, для этого используется
на уроке наглядность (рисунки, схемы и т. д)

Усвоение написания «словарных» слов
требует многократных систематических
упражнений, которые связываются со всеми видами
письменных работ учащихся. Виды
лексика-орфографических упражнений на этапе
закрепления, обобщения и систематизации знаний о
словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми
написаниями служат средствами обогащения,
уточнения и активизации словарного запаса уч-ся,
а также развивают культуру речи и воспитывают
любовь к родному слову.

Наиболее распространенным видом
словарно-орфографических упражнений остаются
диктанты:

  • Зрительный диктант с предварительным разбором.
  • Картинный диктант.

Выборочный диктант (картинный, слуховой,
зрительный) с заданием записать слова в столбики
,выписать только «словарные»слова,
используя карточки-картинки или карточки-слова
(с пропущенной гласной) , либо слова на слух.

1) Объясните, кого так называют: библиотекарь,
телефонист, шофер.

2) Впишите в предложения подходящие по смыслу
слова из «Словаря»:

САПОГИ, БОТИНКИ — ЭТО ОБУВЬ,

А … — ЭТО ОДЕЖДА.

ЗАЯЦ, . . .- ЭТО ЗВЕРИ,

А . . . , — ЭТО ПТИЦЫ. МОРКОВЬ, . . . , . . .

— ЭТО ОВОЩИ.

3) Рассмотрите картинки и расскажите об этих
птицах.

Составьте и напишите небольшой текст с любой
птице.

4) Ответы на вопросы: Кто живет в лесу? Что дает
нам корова? Куда идут рабочие? Какие овощи растут
на огороде? Кто следит за чистотой в классе? и т.д.

5) Цепочка слов: учитель называет первое слово,
уч-ся продолжают, каждое последующее слово
должно начинаться с последней буквы предыдущего
(береза, автобус, сахар, рисунок, корова и т.д.)

6) Составить по опорным словам рассказ: ЗИМА
М.РОЗ, К.НЬКИ,КАТОК; УЧЕНИК, ПЕНАЛ, КАРАНДАШ, КЛАСС,
ТЕТРАДЬ, ДЕЖУРНЫЙ.

7) Дописать предложения «словарными»
словами? ВЕСЕЛО ЧИРИКАЕТ …. В КОНУРЕ ЖИВЕТ … .
ДЕТИ КАТАЮТСЯ НА … .

Также при изучении написания «словарных»
слов необходимо использовать игровые моменты:

“Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили. . .

На доске: …БАКА …ЛОКО . .

Можно предложить уч-ся и другие виды
упражнений, способствующих осознанию значения
трудных слов и правильности их использования в
речевой практике:

Мы рассмотрели лишь некоторые из возможных
упражнений при работе над «словарными»
словами, которые помогут учителю заинтересовать
детей значением изучаемых слов, обогатить
словарный запас учащихся и сформировать
осознанный навык написания и правильного
употребления трудных слов в устной и письменной
речи.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *