Рабочая программа по технологии для 5-го класса

  • Лопаткин Виктор Васильевич, учитель технологии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии по
направлению “Технический труд” для 5 класса
составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного
    стандарта основного общего образования базового
    уровня
    по технологии (2004 год) (Приложение №
    1)
    ;
  • Примерной программы основного общего
    образования по направлению “Технология.
    Технический труд” (Приложение № 2);
  • Программы В. Д. Симоненко “Технология. 5 – 9
    классы” (вариант для мальчиков) (2009 год).

На реализацию данной рабочей
программы согласно учебному плану МОУ СОШ с.
Кулыги выделено 68 часов из расчёта 2 учебных часа
в неделю. Учебных недель по Уставу
образовательного учреждения – 34.

Рабочая программа реализуется на базовом
уровне
по учебнику В. Д. Симоненко (2009 г).

Календарно-тематическое планирование
по технологии для 5-го класса содержит все
разделы Федерального компонента
государственного стандарта основного общего
образования по технологии (Приложение № 5)
и позволяет полностью его выполнить (Приложение № 3).

Творческие работы и проекты в
программе по “Технологии. Технический труд” в
ряде разделов носят комбинированный характер.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Создание изделий из
конструкционных и поделочных материалов

50

3.

Электротехнические работы

7

4.

Технологии ведения дома

6

5.

Творческая, проектная
деятельность

4

ИТОГО:

68

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. ВВЕДЕНИЕ (1 час)
  2. Задачи и программные требования по
    предмету. Правила безопасной работы в
    мастерской.

  3. СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И
    ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (50 часов)
  4. Организация рабочего места.
    Соблюдение правил безопасности труда при
    использовании инструментов, механизмов и
    станков
    . Влияние технологий обработки
    материалов и возможных последствий нарушения
    технологических процессов на окружающую среду и
    здоровье человека. Профессии, связанные с
    обработкой конструкционных и поделочных
    материалов.
    Общие сведения о древесине. Виды
    древесных материалов и сфера их применения.
    Определение
    пород древесины и её пороков. Виды
    пиломатериалов. Безопасность труда. Контроль и
    оценка выполненной работы.
    Изучение образцов
    пиломатериалов и древесных материалов. Проектирование
    полезных изделий из конструкционных и
    поделочных материалов.
    Основные компоненты
    учебного проекта. Мини-проект “Кухонная
    лопаточка”. Основные требования к
    проектированию. Краткая формулировка задачи.
    Выработка идей. Набор первоначальных идей.
    Изображение в виде эскизов. Проработка одной или
    нескольких идей и выбор лучшей. Элементы
    графической грамоты. Понятие о системах
    конструкторской, технологической документации

    и ГОСТах, видах документации. Использование
    условно-графических символов и обозначений для
    изображения формы, структуры объектов и
    процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
    Составление
    технологической карты. Планирование
    изготовления изделия. Разработка простейшей
    технологической карты. Графическое
    отображение изделий с использованием чертёжных
    инструментов и средств компьютерной поддержки.
    Чтение графической документации, отображающей
    конструкцию изделия и последовательность её
    изготовления. Условные обозначения на рисунках,
    эскизах, чертежах, схемах. Планирование
    технологической последовательности операции
    обработки заготовки. Подбор инструментов и
    технологической оснастки. Компьютерная
    поддержка проекта.
    Краткая формулировка
    задачи. Разработка идей. Проработка одной или
    нескольких идей и выбор лучшей. Разработка
    технологической карты. Выполнение проектного
    задания. Создание рисунка с помощью
    графического редактора Paint. Разметка и
    пиление. Приёмы и последовательность разметки.
    Поперечные и продольные пилы. Выбор заготовки
    для изготовления изделий с учётом механических,
    технологических и эксплуатационных свойств,
    наличие дефектов материалов и минимизации
    отходов. Разметка заготовки на основе
    графической документации с применением
    разметочных инструментов и приспособлений;
    обработка ручными инструментами заготовок с
    учётом видов и свойств материалов.

    Разметка лопаточки. Криволинейное
    пиление лопаточки. Приёмы строгания. Правила
    безопасной работы при ручной обработке
    древесины. Строгание кухонной лопаточки.
    Сверление отверстий. Приёмы сверления
    коловоротом и ручной дрелью. Правила
    безопасности труда при сверлении. Выполнение
    упражнений по отработке операции сверления.
    Устройство лобзика. Приспособление “ласточкин
    хвост” для работы лобзиком. Приёмы работы по
    выпиливанию лобзиком. Защитная и декоративная
    отделка деталей.
    Зачистка и полирование
    поверхностей. Защита проекта. Оценка затрат на
    изготовление продукта и возможности его
    реализации на рынке товаров и услуг.
    Экологическое
    и экономическое обоснование проекта. Металлы,
    их механические и технологические свойств, сфера
    применения. Рабочее место
    для ручной обработки
    металла. ознакомление с устройством слесарных
    тисков. Тонколистовой металл и проволока.
    Определение свойств металлов. Типы графических
    изображений деталей
    из тонколистового металла
    и проволоки. Использование технологических
    машин для изготовления изделий визуальный и
    инструментальный контроль качества деталей.

    Правка тонколистового металла и проволоки.
    Приёмы резания и зачистка деталей из
    тонколистового металла и проволоки. Резание и
    зачистка заготовок. Основные технологические
    операции обработки тонколистового металла и
    проволоки резанием. Приёмы сгибания
    тонколистового металла и проволоки. Сгибание как
    технологическая операция. Приёмы пробивания и
    сверления отверстий. Пробивание и сверление
    отверстия. Устройство сверлильного станка и
    приёмы работы на нём. Назначение и устройство
    сверлильного станка, приёмы работы на станке.
    Соединение деталей в изделии с использованием
    инструментов и приспособлений для сборочных
    работ. Соединение деталей
    из тонколистового
    металла. Понятие о механизме и машинах. Условные
    обозначения деталей и узлов механизмов на
    кинематических схемах.
    Механизмы и их
    назначение. Детали механизмов. Машины и её виды. Чтение
    кинематических схем
    простых механизмов.

  5. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (7 часов)
  6. Организация рабочего места для
    выполнения электромонтажных работ. Подбор
    инструментов и приспособлений для выполнения
    электромонтажных работ. Виды источников и
    потребителей электрической энергии. Применение
    индивидуальных средств защиты при выполнении
    электротехнических работ
    . Соблюдение правил
    безопасности,
    правил эксплуатации бытовых
    электроприборов.
    Приёмы монтажа установочных
    изделий. Сборка модели электроосветительных
    приборов и проверка работы с использованием
    электроизмерительных приборов. Контроль и
    оценка выполненной работы. Сборка электроцепи.
    Бытовые
    электроприборы. Подключение типовых аппаратов
    защиты электрических цепей и бытовых
    потребителей электрической энергии. Проверка
    пробником соединений в простых электрических
    цепях.
    Ремонт торшера.

  7. ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА (6 часов)
  8. Мелкий ремонт и уход за одеждой. Выбор
    и использование современных средств ухода за
    одеждой. Выбор технологий и средств для
    длительного хранения одежды. Удаление
    загрязнений с одежды бытовыми средствами. Уход
    за обувью. Выбор технологий и средств для
    длительного хранения обуви.
    Мелкий ремонт
    обуви. Подшивка валенок.

  9. ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (4 часа)

Выбор темы проекта. Обоснование
конструкции и этапов её изготовления.
Технические и технологические задачи, возможные
пути их решения. Поиск необходимой информации.
Обоснование выбора изделия. Выполнение эскиза
изделия. Изготовление деталей. Сборка изделия.
Презентация изделия.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

  1. ВВЕДЕНИЕ (1 час)
  2. Знать: сущность понятия технология,
    задачи и программные требования по предмету
    “Технология”, правила поведения в мастерской.

  3. СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И
    ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (50 часов)
  4. Знать: назначение и устройство
    столярного верстака, правила размещения ручных
    инструментов на верстаке, сферу применения
    древесины, породы древесины, их характерные
    признаки и свойства, области их применения,
    способы рационального использования, природные
    пороки древесины, требования, предъявляемые при
    проектировании изделий; методы конструирования;
    этапы творческого проекта, их содержание;
    направление проектных работ, отличие изделия от
    детали; типы графических изображений; сущность
    понятия масштаб, основные сведения о линиях
    чертежа, основные этапы технологического
    процесса; назначение технологической карты, её
    содержание, основные технологические операции,
    правила запуска программы Paint; какие инструменты
    графического редактора нужны для создания
    рисунка, свойства материала; технологию
    изготовления изделия; альтернативные варианты
    использования инструментов, материалов,
    оборудования для изготовления изделия, основы
    экономической оценки себестоимости выполнения
    проекта; влияние современных технологий на
    окружающую среду; способы презентации проекта,
    общее устройство и назначение слесарного
    верстака и слесарных тисков; правила
    безопасности труда, основные свойства металлов и
    область применения; виды и способы получения
    тонколистового металла; способы получения
    проволоки; профессии, связанные с добычей и
    производством металлов, различия
    технологического рисунка, эскиза, чертежа;
    графическое изображение конструктивных
    элементов деталей; правила чтения чертежей;
    содержание технологической карты, назначение
    операции правки; устройство и назначение
    инструментов и приспособлений для правки
    тонколистового металла и проволоки; правила
    разметки заготовок из тонколистового металла и
    проволоки; назначение и устройство ручных
    инструментов и приспособлений для разметки;
    назначение операции резанием и зачистки;
    назначение и устройство ручных инструментов для
    выполнения операций резания и зачистки; о
    процессе сгибания тонколистового металла и
    проволоки; назначение и устройство инструментов
    и приспособлений для выполнения операций
    сгибания; приёмы выполнения операций пробивания
    и сверления отверстий; назначение и устройство
    инструментов для пробивания и сверления
    отверстий; устройство сверлильного станка;
    способы соединения деталей из тонколистового
    металла; устройство и условия применения
    инструментов и оборудования; способы защитной и
    декоративной отделки изделий из металлов;
    понятия машина и механизм; область
    применения машин и механизмов; условные
    обозначения типовых деталей машин и механизмов.

    Уметь: организовывать рабочее
    место для ручной обработки древесины; проверять
    соответствие верстака своему росту,
    распознавать лиственные и хвойные породы
    древесины по внешним признакам: цвету и текстуре,
    анализировать свойства объекта; ориентироваться
    в информационном пространстве; составлять
    индивидуальный план проекта, различать разные
    типы графических изображений; виды проекций;
    читать чертёж плоскостной детали, определять
    последовательность изготовления детали по
    технологической карте, включать компьютер;
    запускать программу; рисовать с помощью
    инструмента графического редактора; сохранять
    рисунок, распечатывать его на принтере.; выходить
    из программы Paint и выключать компьютер, выполнять
    основные технологические операции по
    изготовлению изделия; безопасность труда,
    проводить расчёт себестоимости проекта;
    выявлять вредные факторы влияния современного
    производства на окружающую среду и здоровье
    человека; анализировать проектную деятельность;
    презентовать своё изделие, организовать рабочее
    место для ручной обработки металлов;
    устанавливать и закреплять заготовки в тисках;
    проверять соответствие верстака своему росту;
    пользоваться инструментом при выполнении
    слесарных работ, различать чёрные и цветные
    металлы; виды листового металла и проволоки,
    читать чертежи деталей из тонколистового
    металла и проволоки; править тонколистовой
    металл и проволоку, выполнять разметку заготовки
    из тонколистового металла и проволоки, подбирать
    необходимый инструмент и оборудование;
    выполнять резание заготовок, зачистку;
    опиливание заготовок из тонколистового металла
    и проволоки, выполнять операции сгибания
    тонколистового металла и проволоки, :
    пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом
    металле, выполнять операции сверления на
    сверлильном станке, подбирать необходимый
    способ и приёмы труда при соединении деталей из
    тонколистового металла, подбирать вариант,
    материал и способ выполнения по отделке;
    разбираться в кинематике преобразовательных
    движений машин и механизмов; читать простейшие
    кинематические схемы узлов механизмов и машин.

  5. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (7 часов)
  6. Знать: об электролизации тел,
    электрических разрядах и их взаимодействии; об
    электрическом токе, проводниках и изоляторах; о
    действиях тока; о видах соединения элементов
    электрических цепей; принцип работы и
    преобразования электрической энергии в световую
    и тепловую; правила безопасности труда.

    Уметь: определять соответствие
    источника тока с соблюдением полярности;
    заменять электрические элементы с учётом их
    номинального напряжения; объяснять принцип
    действия простых электроприборов; находить и
    устранять недостатки.

  7. ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА (6 часов)
  8. Знать: виды ремонтных материалов
    для выполнения мелкого ремонта одежды;
    технологии и средства для длительного хранения
    одежды, приёмы удаления загрязнений с одежды
    бытовыми средствами; современные средства ухода
    за обувью; виды ремонтных материалов для
    выполнения мелкого ремонта обуви.

    Уметь: использовать приобретённые
    знания и умения в практической деятельности и
    повседневной жизни для выбора рациональных
    способов и средств ухода за обувью; ухаживать за
    обувью

  9. ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (4 часа)

Знать пути решения задач.

Уметь планировать и готовиться к
выполнению проекта; обосновывать выбор изделия;
изготавливать и собирать детали изделия;
презентовать изделие.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *