Программа Мир информатики для учащихся 3–4-х классов

  • Михалева Надежда Александровна, учитель физики, информатики

1. Пояснительная записка.

Данная программа кружковых занятий по информатике рассчитана на 144 часа, и
носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь
учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с
которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим
объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет
делать, если не умеет человек. Целесообразность начала изучения информатики в
младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного
образования широкого использования знаний и умений по информатике в других
учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими
факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого
возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью
изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения
школьников именно этой возрастной группы, в-третьих, обучение учащихся работе на
компьютере в начальной школе подготовит их к более успешному усвоению курса
информатики в старших классах. Содержание программы отобрано в соответствии с
возможностями и способностями учащихся 10–11-и лет. Количество обучающихся 15–18
человек (две подгруппы). Сроки реализации программы: 2 года.

Основная цель курса: формирование информационной компетентности и
развитие мышления младших школьников. Назначение курса – помочь детям узнать
основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной
жизни.

Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий
используются элементы игры, теоретическая работа чередуется с практической, а
также используются интерактивные формы обучения.

Программой предусмотрены методы обучения:
объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания),
творческие, практические.

Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия,
самостоятельная работа, конкурсы, выставки.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

  1. Обучение в активной познавательной деятельности. Все темы
    учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания,
    “набивая руку” при работе с клавиатурой, общаясь в парах и группах друг с
    другом.
  2. Индивидуальное обучение. Обучение учащихся работе на компьютере
    дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной
    скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через
    организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере.
  3. Принцип природосообразности . Основной вид деятельности
    младших школьников – игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в
    занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.
  4. Преемственность. Программа курса построена так, что каждая
    последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип учащимся
    помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого
    отдельного занятия.

Первый год обучения. (3-й класс)

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с основными компонентами
    устройства компьютера и принципами работы в текстовом и графическом редакторах.
  2. Сформировать элементарные навыки работы в текстовом и графическом редакторах.
  3. Формировать умения управлять компьютерными играми.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес младших школьников.
  2. Развивать мышление учащихся

Воспитывающие:

  1. Воспитывать культуру общения между учащимися.
  2. Формировать культуру безопасного труда при работе за компьютером.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончании 1-го года обучения дети

знают: понятие информация и информационные процессы; основные
компоненты устройства компьютера; правила безопасной работы за компьютером;
основные понятии и термины разделов текстовый и графический редакторы; виды
компьютерных игр , правила и приемы управления компьютерными играми.

Умеют: включать и выключать компьютер; работать в
текстовом и графическом редакторах; использовать возможности текстового и
графического редакторов для создания творческих работ (открытки, визитки,
рисунки)

Кроме того у учащихся создан познавательный интерес к предмету и сформированы
представления о информатике. Полученные знания и умения учащимися способствуют
развитию мышления и формированию информационной культуры младших школьников.

Проверка полученных знаний умений осуществляется через: беседы по темам;
творческие задания; участие в конкурсах; тестирование

2. Учебно-тематический план (1год обучения )

Темы

Количество
часов
Всего часов Теория Практика
Тема 1. Информация и
информационные процессы (6 часов)
Понятие информации. Источник информации 2 1 1
Виды информации 2 1 1
Информационные процессы 2 1 1
Тема 2. Компьютер (12 часов)
Техника безопасности в компьютерном классе 2 1 1
Основные компоненты компьютера 2 1 1
Устройства ввода, вывода 2 1 1
Клавиатура. Процессор. Память 2 1 1
Практическая работа “Клавиатура” 2 2
Клавиатурный тренажер 2 2
Тема 5. Обработка текстовой и
графической информации на компьютере (31 час)
Технология обработки текстовой информации.
Текстовый редактор Word
2 2
Назначение и основные возможности. 2 2
Практическая работа “Набор текста и
форматирование
4 4
Оформление открыток, поздравлений 3 3
Оформление визиток 3 3
Конкурс сочинений 2 2
Технология обработки графической информации 2 2
Графический редактор Раint 3 1 2
Создание и хранение изображений. 3 3
Практическая работа “Создание рисунков”. 5 5
Конкурс рисунков 2 2
Тема 4. Игровые (обучающие
и развивающие) программы (23 часа)
Знакомство с понятиям: компьютерная игра.
Виды игр.
1 1
Правила и приемы компьютерной игры. 1 1
Практическая работа: компьютерные игры
(логические, развивающие, на сообразительность)
18 18
Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.
Итоговое тестирование
3 3
Итого 72 15 57

3. Содержание программы (1 год)

Тема 1. Информация и информационные процессы (6 часов).

Основные вопросы: понятие информации. Источники информации. Виды
информации. Информационные процессы.

Требования к знаниям и умениям:

  • понятие информации, источники информации;
  • определять виды информации;
  • приводить примеры информационных процессов.

Тема 2 . Компьютер (12 часов).

Основные вопросы: основные компоненты компьютера. Техника
безопасности в компьютерном классе. Клавиатура. Процессор. Память. Устройства
ввода, вывода. Практическая работа “Клавиатура”. Клавиатурный тренажер.

Требования к знаниям и умениям:

  • понятие компьютера как информационной машины;
  • знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
  • приводить области применения компьютера;
  • выбирать и загружать нужную программу.

Практическая работа. Клавиатурный тренажер.

Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии (31 час).

Основные вопросы: технология обработки текстовой информации.
Текстовый редактор. Назначение и основные возможности. Практическая работа
“Набор текста и форматирование”. Технология обработки графической информации.
Графический редактор Раint. Создание и хранение изображений. Практическая работа
“Создание рисунков”.

Требования к знаниям и умениям:

  • работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста,
    форматирование);
  • работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки,
    редактировать их и сохранять);

Практические работы: 1. Набор текста и форматирование. 2. Создание и
редактирование рисунков.

Тема 4. Игровые (обучающие и развивающие) программы. (23 часа)
Знакомство с понятиями: компьютерная игра, конструирование, сопоставление,
множество. Приемы конструирования и сопоставления. Правила и приемы компьютерной
игры.

Основные понятия: конструирование, сопоставление, множества,
компьютерная игра.

Практическая работа: Компьютерные игры.

Методическое обеспечение программы.

Тема Формы занятий Дидактические материалы Формы контроля
1 . Компьютер Беседа, игра, практическая
работа.
Программа “клавиатурный
тренажер”, Презентации по технике безопасности и устройству компьютера
Кроссворд Перфокарты
Тест
3.
Информационные и коммуникационные технологии
Беседа, игра, практическая работа, конкурсы СD: “ Уроки графики в стране вообразилии”

Обучающий тест

Программы текстового и графического редакторов, перфокарты

Конкурсы сочинений и рисунков, выставка
работ

Защита проекта

Тест

4. Игровые (обучающие и
развивающие) программы
Компьютерные игры СD: “Развивающие игры для
малышей”, “Логические игры и головоломки”
Индивидуальные задания
5. Алгоритмы. Беседа

Практическая работа

Презентации

Программа
“Кенгуренок”

Карточки с заданиями

Условия реализации программы:

– Наличие компьютерного класса на 10-12 мест

– Наличие мультимедиааппаратуры для демонстрации презентаций и обучения
отдельным действиям.

– лицензионное программное обеспечение.

Полное содержание программы для 3–4-х классов и рабочую тетрадь для 3-го
класса можно посмотреть в Приложении 1 и
Приложении 2.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *