Профориентационное занятие с подростками 14–17 лет Мир профессий

  • Егорова Наталия Ивановна, социальный педагог

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Нестабильная экономическая
обстановка, и как следствие, снижение уровня
жизни многих семей, наличие значительных слоев
населения находящихся на грани или за чертой
бедности, ослабление инфраструктуры
здравоохранения, образования и культуры заметно
ухудшило положение детей в Российской Федерации,
а также отрицательно сказалось на возможностях
семьи и государства по их жизнеобеспечению и
социализации. Во многих докладах и публикациях,
посвященных проблемам детства, положение детей в
настоящее время характеризуется как социальная
депривация, то есть лишение, ограничение,
недостаточность тех или иных материальных и
духовных ресурсов, необходимых для выживания и
полноценного развития каждого ребёнка.

Социальной депривации детей и
подростков во многом способствует
распространенная в настоящее время практика
отчисления из школ детей и подростков, которые в
силу разных причин не справляются, или не хотят
справляться со школьной программой, имеют
различные отклонения в поведении.

Педагоги обычно таких детей называют
“трудными” и выделяют такие их особенности, как
сложность взаимодействия на уроке, так как такой
ребенок постоянно самоутверждается, спорит,
ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на
своей правоте, но при этом не осознает своей
ответственности ни за слова, ни за поступки и
действия. Это, по мнению учителей, дети неудобные,
неуправляемые, агрессивные, не понимающие
учителей и сверстников. На них необходимо
затрачивать многократно больше труда, чем на
других детей, а еще больший труд приходится
направлять на преодоление наследственности,
влияния семьи.

Основная отличительная особенность
детей группы риска заключается в том, что
формально, юридически они могут считаться
детьми, не требующими особых подходов (у них есть
семья, родители, они посещают обычное
образовательное учреждение), но фактически в
силу причин различного характера, от них не
зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда
не реализуются в полной мере или вообще
попираются их базовые права, закрепленные
Конвенцией ООН о правах ребенка и другими
законодательными актами – право на уровень
жизни, необходимый для их полноценного развития,
и право на образование. Сами дети своими силами
не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут
их осознать, или не видят выхода из трудной
жизненной ситуации, в которой оказались. При этом
дети группы риска не только испытывают
воздействие крайне негативных факторов, но очень
часто не находят помощи и сочувствия со стороны
окружающих, тогда как оказанная в нужный момент
помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему
преодолеть трудности, изменить мировоззрение,
ценностные ориентации, понимание смысла жизни и
стать нормальным гражданином, человеком,
личностью.

Многие дети этой категории живут и
воспитываются в различных учреждениях
интернатного типа, в реабилитационных центрах,
центрах социальной помощи и т.д., что
обусловливает появления у них ряда проблем,
индивидуально-психологических особенностей,
затрудняющих их адаптацию и социализацию в
обществе.

Выбор профессии является одним из
главных проектов в жизни подростка, оказавшегося
в трудной жизненной ситуации и занимает ведущее
место в образовательном процессе, формируя
качественную направленность личностных
интересов (“Чем я хочу заниматься?”),
перспективу профессионального развития (“Как
выбор профессии скажется на моем жизненном
пути?”), внося свой вклад в изменение жизненных
установок (“Что принесет мне счастье?”) и т. д.
Сегодня, когда мир труда настолько разнообразен
и найти занятие по душе не сложно, на первый план
выступает проблема негативного отношения
подростков к своему будущему.
Особенно это
касается подростков, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, в силу тех или иных причин
изолированных из социума.

Согласно результатам опроса по
выявлению готовности подростков к выбору
профессии, проводимого социальным педагогом 1-ой
квалификационной категории
Егоровой Наталией
Ивановной, КУ “СРЦН Ленинского района
г.Чебоксары” за 2008г. – 2010г., из 165 опрошенных,
около 50 % подростков оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, проходящих социальную
реабилитацию и работавших в трудовом лагере
“Энтузиаст” при центре, не имеют готовности к
выбору профессии, что в будущем может
отрицательно сказаться на их социальной
адаптации.

Таким образом, профориентационная
работа с подростками оказавшимися в трудной
жизненной ситуации и проходящих реабилитацию в
трудовом лагере “Энтузиаст” должна строиться с
учетом этих особенностей и быть направлена не
столько на конкретную профориентацию, сколько на
формирование психологической готовности к
самостоятельной жизни, развитие у них социальной
компетентности, развитие социальной активности,
принятию на себя ответственности за собственное
будущее, на трудовой образ жизни вообще.

В качестве одного из методических
средств, способствующих целенаправленной
передаче подросткам, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации, нового типа знания, а именно
“знания о самом себе”, выступает психологическая
диагностика.
Социальному педагогу,
работающему с подростками оказавшимися в
трудной жизненной ситуации и проходящих
реабилитацию в трудовом лагере “Энтузиаст”
необходимо использовать комплекс
психологических методик, обеспечивающих,
во-первых, возможность получения каждым
подростком информации о своих индивидуальных
психологических качествах и степени их
соответствия требованиям той или иной профессии
(диагностические методические процедуры) и
во-вторых, возможность развития этих
психологических качеств (развивающие
методические процедуры в виде элементов
интеллектуального и социально-психологического
тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и
деловых игр).

Социальному педагогу, необходимо
проектировать и создавать специальные условия,
требующие и дающие возможность ребенку
проявить свои лучшие, социально одобряемые
качества. К таким условиям можно отнести:

– реализация различных творческих
проектов, построенных на основе использования
существующих полезных навыков – мелкий ремонт в
КУ “СРЦН Ленинского района г.Чебоксары” (т.е. где
подростки работают), помощь в быту и забота о
младших и пожилых, спортивные мероприятия и т.п.;

– выполнение профориентационных
упражнений;

– включение подростков в реальные
трудовые дела с видимым результатом –
озеленение, уборка территории, ремонт, мытье
полов и т.д. в КУ “СРЦН Ленинского района
г.Чебоксары” в рамках деятельности с центре
трудового лагеря “Энтузиаст”;

– различные беседы, дискуссии,

– участие в профориентационных играх,
тренингах;

– экскурсии на различные предприятия
и учебные заведения

г. Чебоксары, где можно видеть
профессионализм в действии.

Эти мероприятия позволяют решить и
такую проблему, как расширение “пространства”
образцов для подражания, которая тормозит
нормальное социально и профессиональное
самоопределение подростков, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации.

Занятие по профессиональному
самоопределению подростков 14 – 17 лет.

Мир профессий

Форма проведения: Слайд – лекция с
элементами беседы, выполнением практических
заданий, профориентационных игр.

Дата и место проведения: КУ “СРЦН
Ленинского района г.Чебоксары”
Минздравсоцразвития Чувашии.

Ф.И.О. педагога: Егорова Наталия
Ивановна, социальный педагог.

Состав группы учащихся: 10
несовершеннолетних, мальчики и девочки в
возрасте 14 – 17 лет, оказавшиеся в трудной
жизненной ситуации, проходящие трудовую
реабилитацию в КУ “СРЦН Ленинского района
г.Чебоксары” Минздравсоцразвития Чувашии.

Данное мероприятие, является частью
цикла программы элективного курса
“Профессиональное самоопределение подростков,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации” (один
раз в неделю, каждый месяц).

Цель занятия:

  • ознакомить подростков с
    теоретическими представлениями и понятиями,
    связанными с миром профессий, расширить знания о
    мире профессий, выявить склонности к
    определенному виду деятельности.

Задачи:

  • формирование у подростков качества
    творческой, активной и успешно адаптируемой
    личности, способной реализовать себя в будущей
    профессии в современных социально-экономических
    условиях;

  • оказание помощи подростку в
    раскрытии потенциальных способностей к
    самостоятельной деятельности, умения находить
    ответы на поставленные вопросы;

  • формирование осознанных
    представлений о мире труда.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Оборудование: экран, проектор,
презентация Power Point,

Наглядные пособия: тетрадь для работ
на занятии (для каждого участника), Раздаточный
материал
: памятки с типами профессий по
классификации Е.А.Климова.

Необходимый материал: 2 бланка с
заданиями и 2 маркера (к профигре “Профессия,
специальность”), бланки для ответов на опросник
для каждого участника (к диагностике ДДО
Е.А.Климова), 2 стола, ручки или карандаши для
каждого участника, фишки, бейджики для каждого
участника.

Предполагаемый результат:

Подростки должны знать сущность и
содержание следующих понятий:

  • теоретические представления и понятия,
    связанные с миром профессий (термины:
    “профессия”, “специальность”,
    “специализация”, “должность”);
  • профессиональные интересы и склонности;
  • типы профессий;

На основе полученных знаний
несовершеннолетние должны уметь:

  • выявлять свои способности и профессиональные
    интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии
    своим способностям, личностным особенностям и
    запросам рынка труда;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;

План занятия “Мир профессий”


№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ

ВРЕМЯ

1.

Организационный момент.

2 мин.

2.

Повторение материала прошлого занятия
по теме “Классификация Е.А. Климова”

3 мин.

3.

“Профессия, специальность,
специализация, должность”
(сообщение
познавательных сведений)

6 мин.

4.

Профориентационнная игра “Профессия.
Специальность”.

5 мин.

5.

Профориентационнная игра “Знаешь ли
ты типы профессий?”

9 мин.

6.

“Интересы и склонности” (сообщение
познавательных сведений)

3 мин.

7.

Практическая работа (ДДО Е.А.Климова “Карта
самооценки склонностей”)

10 мин.

8.

Рекомендации социального педагога.

3 мин.

9.

Подведение итогов (рефлексия)

3 мин.

10.

Раздача памяток

1 мин.

ОБЩЕЕ ВРЕМЯ:

45 мин.

Описание

Рабочая тетрадь


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *