Проект Развитие коммуникационных умений и навыков у детей 5-го года жизни через игровую деятельность

  • Рычкова Наталья Николаевна, педагог-психолог

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в
дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на
котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения
ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и
социального развития. [1]

Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и
психологами (П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д.В. Хухлаева и др.)

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели,
задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных
взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки
ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует
развитие дошкольника в целом.

Мой проект ориентирован на детей 5 лет, т.к. сензитивным периодом для
воспитания у детей умения оказывать помощь и принимать ее является именно этот
возраст.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к
совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать
отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения
ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий,
которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически
ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и
произвольного поведения. [2]

Цель: оптимизация коммуникативных умений и навыков детей пяти лет
через игровую деятельность.

Проблема: неумение ребенка организовать общение может
спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению
замкнутости или чувства отверженности.

Задачи:

  • Выявить причины нарушения общения
  • Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в
    общении в условиях игры
  • Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах
    деятельности
  • Обогатить предметно – пространственную среду дидактическими,
    методическими материалами по теме проекта.

Тип проекта: психолого-педагогический

Масштаб: лонгитюдный

Участники:

  • психолог,
  • воспитатели средней группы,
  • родители
  • дети в количестве 20 человек

Основные направления деятельности

  • Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции
    коммуникативных умений и навыков
  • Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных
    умений и навыков детей 5 года жизни на основании диагностических данных
  • Разработка примерных конспектов коррекционно – развивающих занятий
  • Составление плана работы с гиперактивными детьми с проблемами в общении
  • Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию
    различных форм общения
  • Активизация родителей для проведения игровых вечеров
  • Организация семинаров – практикумов, мастер – классов с воспитателями и
    родителями по формированию навыков в общении
  • Организация акций детско–родительского взаимодействия “Подарю подарок
    другу”, “Я — общительный”, “Играем вместе”

Результат работы:

  • Положительная динамика коммуникативных умений и навыков детей 5 года
    жизни
  • Опыт позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать
    конфликтные ситуации, приобретенный за время реализации проекта
    воспитателями и родителями
  • Созданы картотеки коммуникативных игр, тематический альбом, компьютерные
    презентации-консультации для родителей и педагогов, создание мини –
    библиотек для родителей, дидактические игры для детей средней группы

Форма проведения презентации. Кустовой семинар по теме “Игровая
деятельность дошкольников”.

Проведенная работа позволила подвести следующий итог: для взаимопонимания
характерны обдуманные, согласованные, совместные действия участников,
направленные на решение разнообразных задач в сотрудничестве и достижения
результата в совместной деятельности.

Результаты диагностических данных показали сведения о необходимости коррекции
с детьми и дополнительной педагогической работы по психолого–педагогическому
направлению по данной теме.

Для этого мной был разработан план:

  1. Перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков у
    детей пятого года жизни <Приложение 1>
  2. Перспективный план игр педагога-психолога на развитие у детей 5 года жизни
    коммуникативных умений и навыков <Приложение 2>
  3. Перспективный план игр на развитие коммуникативной деятельности детей
    старших, подготовительных групп <Приложение 3>
  4. Коррекционный план работы с гиперактивными детьми 5 года жизни имеющими
    проблемы в общении <Приложение 4>

Библиография:

  1. Детская практическая психология:/ Т.Д. Марцинковская.-М.: Гардарики, 2005.
  2. Дошкольное воспитание №4, 2004/ Смирнова Е., О. Гударева
  3. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития Арцишевская И.Л.
  4. Работа психолга с гиперактивными детьми в детском саду. Изд.2-е, доп. – М.:
    Книголюб, 2005. (Психологическая служба)
  5. Музыкальная палитра №2-2007

Конспект занятия по совершенствованию коммуникативных навыков у детей средней
группы

Цель: формировать чувство принадлежности к группе; помогать каждому
ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении

Оборудование: игрушка – Лунтик, фломастеры, контур фигуры Лунтика, мягкие
игрушки: белочка, ежик, ширма, атрибуты для оформления: бумажные лилии,
плоскостные деревья, настенные зеркала.

Предварительная работа.

  • Беседа о мультипликационном фильме про Лунтика и его друзей.
  • Выучить песню с музыкальным руководителем “Лунтик”. Муз. и слова И.
    Пономаревой

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал.
Психолог Далеко за семью морями, в жаркой стране
поселилось необычное животное. Рано утром оно просыпается и радуется
солнышку. Но пока оно спит. Закройте глазки и представьте себе сказочное
животное. Но вот солнышко взошло, животное открыло глазки и смотрит на
вас (в руках у психолога игрушка – Лунтик). Открывайте глазки

Солнышко
припекает, и животное подставляет жарким лучам свои ладошки, мордочку,
спинку. Радуется и улыбается.

Покажите, как животное радуется.

Кто это?

Дети исполняют песню “Лунтик” [4]
Психолог Он предлагает нам, отправится в путешествие
по сказочной стране. Садитесь в паровоз
Игра “Паровозик с именем”

(Цель:
уметь работать в паре и договариваться).

Правила: дети сцепившись за плечи друг
друга двигаются по залу. Этот поезд не простой, его вагончики очень
дружные, они крепко держаться друг за друга, никто не отстает, но никто
и не убегает вперед . Вставайте друг за другом, положите руки на плечи
.“ Паровоз”, который изображает ребенок меняется по сигналу психолога
(называется имя ребенка).
Психолог Вот наш паровоз остановился у озера.
Подойдите к озеру (дети подходят к зеркалу), посмотрите в него. Лунтик
тоже увидел свое отражение. Как вы думаете, ребята, он обрадовался или
испугался? Ему понравилось свое отражение? Покажите как он обрадовался,
испугался, удивился (показ пантомимы).
Раздается гудок паровоза.
Игра “Паровозик с именем”
Психолог Наша следующая остановка на лесной полянке.
Слышите, кто-то ругается?
Из-за ширмы появляется белочка и еж.
Белочка: Я с тобой играть не буду! Ты меня обижаешь!
Еж: Да я тебя не обидел, а просто толкнул
Белочка: Смотри, сколько ребят к нам в гости
приехало. Ты их тоже всех будешь обижать, толкать и обзывать?
Еж: А эти ребята сами могут обижать не только
меня и тебя, но и друг друга. Правда , ребята?
Ответы детей.
Психолог В дружбе очень важно уметь договариваться
друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят друг с другом, но
никто не обижается, так как они умеют найти общий язык. Мы можем
показать Ежику, как нужно договариваться.

Лунтик для вас приготовил
подарки – рукавички. Я разложу пары рукавичек с одинаковым рисунком, но
не раскрашенные.Вы поднимите рукавичку и найдете себе пару. С помощью
трех карандашей разного цвета постараетесь как можно быстрее раскрасить
рукавички совершенно одинаково ( психолог при необходимости оказывает
помощь в процессе работы).

Наше занятие заканчивается, я предлагаю подарить ваши рукавички
лесным жителям, чтобы они не ссорились.

Дети дарят рукавички белочке и ежику.
Психолог Проведение рефлексии

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *