Про кошек и собак. 2-й класс. Окружающий мир

  • Лозинская Надежда Юрьевна, учитель начальных классов

Цели:

  • Познакомить учащихся начальных классов с породами кошек и собак.
  • Воспитывать у детей любовь к животным.
  • Развивать у учащихся познавательный интерес к окружающему миру.

Приложение 2

Ход урока

1. Повторение изученного материала.

На прошлом уроке мы познакомились с животными живого уголка, а сегодня на
уроке мы продолжим наш разговор о животных. А вот о каких вы сейчас узнаете из
загадок.

На лапках подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит,
На солнышке лежит
Ночью бродит, на охоту ходит. (Кот.)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (Собака.)

2. Объявление темы урока.

– Тема нашего урока «Про кошек и собак» (Приложение 1,
Приложение 3),
а эпиграфом к уроку будут слова
замечательного французского писателя Антуана Де Сент-Экзюпери: «Не забывай,
ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

3. Проверка домашнего задания.

Дома вы читали стихи, рассказы и сказки, в которых главные герои – кошки и
собаки.

3.1. Проверка индивидуальных заданий.

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кошка Маруська».

– Какие еще книги о кошках и собаках вы читали?
– Кто их авторы?
– Вы не только читали книги, но и рисовали к ним иллюстрации и даже выпустили
номер классной газеты, который мы назвали «Кот и Пес», где поместили фотографии
и открытки своих любимцев. Раз вы так серьезно готовились к уроку, наверное, вы
сможете самостоятельно ответить на вопросы викторины?

3.2. Викторина.

  1. В какой стране кошка является священным животным?
  2. В какой стране, и в какой организации кошки состоят на государственной
    службе и получают заработную плату?
  3. Какое лексическое значение имеет слово «кинология»?
  4. Какая самая маленькая собака?
  5. Какая порода собак «промокла до нитки»?
  6. Что значит для вас понятие «любовь к животным»?

4. Работа над новым материалом.

– Сейчас на свете живет более 400 млн. кошек. Больше всего кошек живет в США
– 55 млн., а в Австралии самая большая плотность «кошачьего населения» – 9 кошек
на 10 жителей. Домашние кошки все, в общем, похожи друг на друга, хотя люди
вывели самые разные породы: различают их по длине шерсти.

Короткошерстные – сиамская, русская голубая.
Полудлинношерстные – сибирская, домашняя, турецкая, норвежская.
Длинношерстные – персидская.

Сиамская кошка темпераментная и умная с ней можно гулять как с собакой.
Русская голубая имеет стройное тело, большие уши и зеленые глаза. Это самая
редкая и дорогая кошка, на нее самый большой спрос у покупателей.

Среди полудлинношерстных до сих пор редкой породой остается турецкая кошка,
которая умеет плавать, а норвежская кошка замечательна тем, что у нее есть на
ушах кисточки, как у рыси.

Главная особенность длинношерстных кошек – это длинная густая шерсть,
образующая вокруг плечей роскошный воротник.

У домашней кошки долгая и славная история. Когда люди начали заниматься
земледелием, то зерно стали свозить в хранилище, в амбары. Тут и набросились на
добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку. В Древнем
Египте кошку считали священным животным. Живут кошки рядом с человеком, но
служить ему как собаки – нет, это не в кошачьих правилах. Правда, в Англии в
Британском музее служат 6 кошек. Им ежегодно выплачивают зарплату 50 фунтов
стерлингов.

– А теперь вы можете ответить на 1 и 2 вопросы нашей викторины.

5. Работа с учебником (с. 28).

Игра «Распределить кошек по породам».

Персидская
Сибирская
Сиамская
Русская голубая
Домашняя
короткошерстные
полудлинношерстные
длинношерстные

Физкультминутка «Кошачья планета»

6. Работа над новым материалом (продолжение).

– Люди вывели примерно 400 пород собак, а произошли они от одного предка –
волка. Наука, которая занимается изучением собак, называется «кинология».
По тем функциям, которые собаки выполняют их делят на следующие группы:

Служебные. Восточноевропейская овчарка (иллюстрация). Эти собаки
охраняют границы, служат на таможне, в газовой инспекции, ищут руду. Служебных
собак специально обучают в «собачьих спецшколах».

Собаки-пастухи. Шотландские, южнорусские и кавказские овчарки
(иллюстрация). Они охраняют стада, долгие месяцы сопровождают овец на далеких
выпасах в степи или горах, защищают от хищников.

Собаки-спасатели. У ньюфаундлендов, или водолазов (иллюстрация) – черных
мохнатых гигантов на толстых, как у медведя лапах, с тяжелыми пушистыми хвостами
– служба особая. Они умеют плавать и нырять, их учат спасать утопающих.

Среди собак – спасателей есть большие спокойные лохматые собаки, белые с
рыжими пятнами – это сенбернары – спасатели (иллюстрация).

Очень похожа на своего предка – волка охотничья лайка (иллюстрация). На
севере лайки прекрасно справляются с обязанностью оленьих пастухов, а также они
могут перевозить людей и грузы.

Собаки-поводыри – могут быть на службе у слепых людей. С этой службой
хорошо справляются эрдельтерьеры (иллюстрация).

Существует много охотничьих пород собак. Это борзые (иллюстрация).
Породу русских псовых вывели в России. Как ветер несутся они вдогонку за зверем.
Охотники на быстрых конях и то отстают от них. Такса (иллюстрация) – отличный
охотник на лис. Гончие, сеттеры и спаниели (иллюстрация) – охотятся на лесную и
болотную дичь.

Существует еще одна группа собак комнатно-декоративные. Маленькие,
забавные, преданные своим хозяевам. Иногда самоотверженно бросаются на его
защиту. Самая крошечная – той-терьер – весит 600 – 700 граммов, 17–27 см
(иллюстрация).

– Теперь мы с вами можем ответить на 3 и 4 вопросы викторины.

7. Работа с учебником стр. 28.

8. Игра «Знаешь ли ты породы собак?»

9. Ответить на вопрос викторины «Почему кошки не дружат с собаками?»
поможет нам скандинавская сказка. (Чтение сказки учащимися).

– Ответим на 5 вопрос викторины.
– На последний вопрос викторины нам поможет ответить «Радио-няня».

10. Прослушивание грамзаписи.

11. Давайте вспомним эпиграф урока. Как вы понимаете слова Антуана Де
Сент-Экзюпери?

Прочитаем в учебнике, как нужно ухаживать за животными.

12. Работа с выставкой книг.

– Какие книги помогли нам сегодня интересно провести урок? Кто их авторы?

13. Итог урока.

– Что интересного вы узнали на уроке?
– С какими породами кошек и собак вы познакомились?
– Как кошки и собаки помогают человеку?
– Как человек может отплатить им за их верность и преданность?

14. Домашнее задание.

Выпустить свой номер журнала «Пес и Кот».


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *