Повествовательное предложение. 4-й класс

  • Климова Светлана Олеговна, учитель начальных классов

Цель: закрепить знания учащихся о
повествовательном предложении.

Задачи:

  • Формировать умение составлять предложения из
    слов, находить его границы.
  • Развивать познавательную активность учащихся
    через использование поисковых методов.
  • Коррекция речемыслительной деятельности
    учащихся.
  • Воспитывать потребность бережного отношения к
    пернатым друзьям.

Оборудование: мультимедийная
презентация, однокоренные слова, индивидуальные
карточки.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Начинаем урок русского языка. Сегодня к нам
пришли гости. Поздоровайтесь.

Ну-ка, проверь-ка дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».

– А для того, чтобы получать оценки «пять»
откроем свои тетради, запишем число, классная
работа. Проговорим орфографически. (Один
ученик диктует)

II. Основная часть

1. На доске записаны слова: _оловей, _кворец,
_иница, _орока.

– Кто догадался, какая буква пропущена.
Д.: Буква С.
(Дети вставляют букву С: синие, зелёные)
– Прочтём получившиеся слова.<1 слайд>
– Кто это?
Д.: Птицы
– Какие это птицы?
Д.: Перелётные, зимующие.
– Какие птицы относятся к зимующим, какие к
перелётным? <2 слайд>
– Так какую букву мы будет писать на минутке
чистописания?
Д.: С, с
– Охарактеризуем звук «с»
Д.: Согласный, парный, глухой, твёрдый,
мягкий
– Отступаем 1 строчку вниз на второй пишем букву
С, с. (Проговариваю, как надо писать букву С.)
– Положили ручки, сели красиво.
– Сегодня к нам на урок прилетела одна из
перелётных птиц, а какая вы узнаете, отгадав
ребус.
– Отгадывают ребус
Д.: Скворец <3 слайд>
– Это слово является словарным.

2. Работа со словарным словом <4 слайд>

– Произнесём это слово орфографически.
– Подберём однокоренные слова к этому слову.
– Вспомним, а что такое однокоренные слова?
(Вынести однокоренные слова на доску)
– Выделим корень в словах. Какой общий корень во
всех этих словах?
Д.: Сквор.
– Правильно, вот именно от этого слово и
произошло слово скворец.

3. Звуко-буквенный анализ слова

– А сейчас выполним звуко-буквенный анализ
слова скворец. (Вызываю ученика к доске)

Скворец – (скво-рец) 2 сл., 7б., 7 зв., 2гл.(о,е), 5
согл.(с, к, в, р, ц).

– Молодец, а теперь составим предложение с этим
словом.
– Какие предложение по цели высказывания у вас
получились?
Д.: Повествовательное.
– Докажите. <5 слайд>
Д.: В предложение рассказывается,
повествуется, в конце предложения ставится
точка.
– Так какая тема нашего урока?
Д.: Повествовательные предложения.
– Правильно, записываем тему урока в тетрадях,
там, где мы оставили с вами одну строчку.
– На предыдущем уроке мы начали изучать тему
повествовательные предложения, сегодня мы
закрепим полученные знания по этой теме.
Запишем предложение и разберём его по членам
предложения (вызываю ученика к доске).
Весной с юга прилетели скворцы.
– Какое оно по цели высказывания?
– А кто ещё, что знает о скворце? (Ответы
учащихся)

– Молодцы, а более подробно об этой птичке нам
расскажет ученица нашего класса Маша Карпова.

4. Сообщение о скворце <6 слайд>

– А сейчас мы послушаем песню скворца, который
подражает другим птицам.

III. Минутка релаксации

IV. Закрепление

– Глазки открываем и продолжаем работать
дальше.
– Сейчас я вам раздам карточки с индивидуальными
заданиями, положите их перед собой и прочитайте,
что необходимо вам выполнить.
– Вверху у вас нарисованы кружочки разного
цвета, поднимите руки те, у кого нарисован
красный кружочек. Что вам необходимо сделать?
Поднимите руку у кого синий кружочек.
– Что вам необходимо сделать?
– Поднимите руку у кого нарисован зелёный
кружочек. Что вам необходимо сделать? Кому что не
понятно? (Индивидуальный инструктаж).
– Приступаем к выполнению заданий.

1. Составь из данных слов предложения и запиши
их.

Была апреля середина. Мы скворцов прилета
ждали. Свои гнезда заняли Они. Скворцы охраняют
зорко их. Сторож на дереве подаёт и сидит сигнал.
Все слетаются на защиту скворцы скворчат.

2. Спиши, разделив текст на предложения.

Была середина апреля мы ждали прилета скворцов
они заняли свои гнезда скворцы зорко их охраняют
сторож сидит на дереве и подает сигнал все
скворцы слетаются на защиту скворчат.

3. Спиши текст.

Была середина апреля. Мы ждали прилета
скворцов. Они заняли свои гнезда. Скворцы зорко
их охраняют. Сторож сидит на дереве и подает
сигнал. Все скворцы слетаются на защиту скворчат.

– Проверим, что у вас получилось.
– Какие предложения по цели высказыванию
встретились нам в задании?
– Почему вы так считаете, докажите.
– Молодцы, а сейчас откроем учебники на странице
160 упражнение 3.
– Прочитайте задание про себя.
– Что необходимо сделать в данном упражнении.
– Мы дописывать с вами не будем, а дополним их
устно.
Д.: Какое время года на дворе?
– Как греет солнце?
– Откуда прилетели птицы?
– Что они будут делать?
– Какую пользу приносят птицы?
– Правильно. Мы с вами дополнили данные
предложения, а дома вам необходимо будет
ответить на эти вопросы.
– Какие предложения по цели высказывания у вас
получаться?
– Какой знак поставите в конце предложения?
– Почему?
– Открываем дневники, записываем домашнее
задание на пятницу: стр.160 №3 ответить на вопросы.

V. Итог урока

– Что понравилось вам на уроке?
– Что запомнилось?
– Какое задание вы бы хотели выполнить на
следующем уроке.
– Оценка деятельности учащихся.

Приложение 1


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *