Педагогические конфликты

  • Фассахутдинова Альфия Минегараевна, учитель татарского языка и литературы

В. А. Сухомлинский о конфликтах в школе писал:
“Конфликт между педагогом и ребенком, между
учителем и родителями, педагогом и коллективом —
большая беда школы. Чаще всего конфликт
возникает тогда, когда учитель думает о ребенке
несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и
конфликтов не будет. Умение избежать конфликт —
одна из составных частей педагогической
мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог
не только сохраняет, но и создает воспитательную
силу коллектива”.

Учащийся-педагог

Противоречия между педагогом и учащимися
всегда отрицательно сказываются не только на
взаимоотношениях, но и на
эмоционально-психическом состоянии каждой из
конфликтующих сторон. Не случайно в последнее
время специалисты все чаще отмечают такое
негативное явление в педагогической среде, как “синдром
психического выгорания”,
который чаще всего
является следствием затяжного
профессионального стресса.

Конфликты в педагогической деятельности
надолго нарушают систему взаимоотношений между
педагогом и учащимися, вызывают у педагога
глубокое стрессовое состояние и
неудовлетворенность своей работой. Такое
состояние усугубляется сознанием того, что успех
в педагогической деятельности зависит от
поведения учащихся, что может привести к
появлению состояния зависимости педагога от
“милости” его воспитанников.

По мнению психолога М.М. Рыбаковой между
педагогом и учащимися чаще всего встречаются
следующие виды конфликтов:

  • конфликты деятельности, возникающие по
    поводу успеваемости учащихся, выполнения ими
    учебных и внеучебных заданий;
  • конфликты поведения (поступков),
    возникающие в связи с нарушением учащимися
    правил поведения в учебном заведении, чаще всего
    на занятиях, и за пределами учебного учреждения;
  • конфликты отношений, возникающие в сфере
    эмоционально-личностных отношений учащихся и
    педагогов, в рамках их общения в процессе
    совместной педагогической деятельности.

Конфликты деятельности между педагогом и
учащимися чаще всего проявляются в отказе
учащегося выполнять учебное задание или связаны
с плохим (недобросовестным) его выполнением. Это
может происходить по различным причинам: утомление,
трудность в усвоении учебного материала, а
иногда неудачное замечание педагога вместо
конкретной помощи при затруднениях в работе.

Подобные конфликты чаще происходят с учащимися,
испытывающими трудности в учебной деятельности,
когда педагог ведет учебные занятия по своему
предмету непродолжительное время, и отношения
между ним и группой ограничиваются только
учебной работой. В последнее время наблюдается
увеличение числа таких конфликтов из-за того, что
педагоги часто предъявляют завышенные
требования к усвоению предмета, а оценки
(отметки) используют как средство наказания тех,
кто нарушает дисциплину или не выполняет
предъявляемые требования. Эти ситуации часто
становятся причиной ухода из учебных заведений
разного уровня способных, самостоятельных и
творчески мыслящих учащихся, а у остальных
снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты поступков в основном связаны с
особенностями поведения отдельных учащихся как
в учебных, так и во внеучебных ситуациях. Педагогическая
ситуация может привести к конфликту в том случае,
если педагог ошибся при анализе поступка
учащегося, не выяснил мотивы, сделал
необоснованный вывод.
Один и тот же поступок
может вызываться разными мотивами. Педагог часто
корректирует поведение учащихся, оценивая их
поступки при недостаточной информации об их
подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается
о мотивах поступков, плохо знает отношения между
своими воспитанниками, поэтому вполне возможны
ошибки при оценке их поведения. Это вызывает
вполне оправданное несогласие учащихся.

Конфликты отношений часто возникают в
результате неумелого разрешения педагогом
проблемных ситуаций и имеют, как правило,
длительный характер. Эти конфликты приобретают
личностный смысл, порождают длительную
неприязнь учащегося к педагогу, надолго нарушают
их взаимодействие.

Педагогические конфликты имеют свои особенности,
которые отличают их от других конфликтов в сфере
социального взаимодействия. Среди таких
специфических характеристик можно выделить, следующие:

  • ответственность педагога за педагогически
    правильное разрешение проблемных ситуаций,

    так как любое учебное заведение — это прежде
    всего доступная возрасту учащихся модель
    общества, где они усваивают нормы отношений
    между людьми;
  • участники конфликта имеют разный социальный
    статус
    (педагог-учащийся), чем и определяется
    их поведение в конфликте;
  • разница в жизненном опыте участников
    порождает разную степень ответственности за
    ошибки при разрешении конфликтов; различное
    понимание событий и их причин (конфликт “глазами
    педагога” и “глазами учащегося” видится
    по-разному), поэтому педагогу не всегда легко
    понять глубину переживаний учащегося, а
    учащемуся — справиться со своими отрицательными
    эмоциями и подчинить их разуму;
  • присутствие других учащихся в ситуации
    столкновения педагога и отдельного учащегося

    делает их не просто свидетелями, а участниками
    конфликта, а конфликт приобретает
    воспитательный смысл и для них. Об этом всегда
    приходится помнить педагогу;
  • профессиональная позиция педагога в
    конфликте с учащимся обязывает его взять на себя инициативу
    в его разрешении
    и на первое место суметь
    поставить интересы учащегося как формирующейся
    и зависящей от него личности;
  • всякая ошибка педагога при разрешении
    конфликта порождает новые,
    в которые
    включаются другие учащиеся;
  • конфликт в педагогической деятельности легче
    предупредить, чем разрешить.

Выполнение последнего правила во многом
зависит от того, насколько глубоко и правильно
педагог осознает истинные причины своих
конфликтных отношений с учащимися. Нередко эти
причины кроются в особенностях его личности, а
также в уровне профессионально-педагогической
компетентности, касающейся психологической
подготовки педагога:

  • ограниченные возможности педагога
    прогнозировать на учебных занятиях поведение
    учащихся. Неожиданность их поступков часто
    нарушает запланированный ход работы, вызывает у
    педагога раздражение и стремление любыми
    средствами убрать помехи. Недостаток информации
    о причинах случившегося затрудняет выбор
    оптимального поведения и соответствующего
    сложившейся обстановке тона обращения;
  • свидетелями ситуации являются другие учащиеся,
    поэтому педагог стремится сохранить свой
    социальный статус любыми средствами и тем самым
    часто доводит ситуацию, до конфликтной;
  • педагогом, как правило, оценивается не
    отдельный поступок учащегося, а его личность в
    целом (глобальная педагогическая оценка). Такая
    оценка часто определяет отношение к учащемуся
    других педагогов и сверстников.

Часто общение педагога с повзрослевшими или
уже взрослыми учащимися продолжает строиться на
тех же принципах, что и с воспитанниками младших
возрастных категорий, обеспечивающих ему
возможность требовать от них беспрекословного
подчинения. Такой тип отношений не соответствует
возрастным особенностям учащихся, которые в
личностном плане стремятся занять равное с
педагогом положение. Благополучное разрешение
конфликта в такой ситуации невозможно без
психологической готовности педагога перейти к
новому типу взаимоотношений с взрослеющими или
взрослыми учащимися. Инициатором таких
взаимоотношений должен быть педагог.

Основные рекомендации педагогам по
управлению конфликтами с учащимися могут
сводиться к следующим психологическим правилам:

  • контролируя свои эмоции, быть объективным, дать
    возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить
    пар”;
  • не приписывать учащемуся свое понимание его
    позиции, перейти на “я — высказывания (не
    “ты меня обманываешь” , а “я чувствую себя
    обманутым”);
  • не оскорблять учащегося (есть слова,
    которые, прозвучав из уст педагога, наносят такой
    ущерб отношениям с учащимися, что все
    последующие “компенсирующие” действия не могут
    их исправить);
  • стараться не удалять учащихся из
    учебного помещения за какие-либо проступки;
  • по возможности не обращаться к
    административным
    мерам разрешения
    конфликтных ситуаций и не привлекать в качестве
    своих помощников представителей
    административных структур;
  • не отвечать на агрессию агрессией (это
    принизит достоинство педагога в первую очередь),
    не затрагивать личности воспитанника, если дело
    касается только его конкретного действия или
    поступка. Давать не абстрактную, а конкретную
    оценку только его определенным действиям;
  • дать себе и учащемуся право на ошибку, не
    забывая о том, что “не ошибается только тот, кто
    ничего не делает”;
  • независимо от результатов разрешения
    противоречия постараться не разрушить
    отношения с учащимся;
  • не бояться конфликтов, брать на себя
    инициативу их конструктивного разрешения.
  • “Опереться можно только на того, кто
    сопротивляется” Стендаль.

Конфликт “Учащийся-учащийся”

Косвенно педагог всегда втянут в конфликтные
отношения между учащимися и обязан участвовать в
их разрешении.

Причины конфликтных ситуаций в классе:

Атмосфера соперничества; вражды, нетерпимости,
недоверия, неумение общаться, неадекватность
выражения эмоций, отсутствие навыков разрешения
конфликтов, злоупотребление властью со стороны
педагогов.

Сами конфликты в педагогическом процессе можно
разделить на три вида.

Первый — конфликты, возникающие из-за
недостатка ресурсов
(чего-то не хватает на
всех: учебных пособий, внимания педагога, дружбы
сверстников). Такие ситуации уладить легче всего.

Второй — конфликты, связанные с желаниями,
стремлениями, потребностями
(включая
стремление к власти, дружбе, самоутверждению,
достижению), которые приходят в противоречие с
желаниями других людей. С этими конфликтами
справиться труднее, так как причины их скрыты.

Третий — конфликты между личностными
ценностями
.
Это самый трудный случай. Когда
ставятся под сомнение наши ценности, мы ощущаем
это как угрозу смыслу своей жизни и становимся
совершенно нетерпимыми (необязательно считать,
что речь при этом идет о религиозных или
политических взглядах). Конфликты между целями
относятся к той же категории. У каждого человека
есть какие-то цели; наши старания достигнуть цели
отражают ее ценность для нас. Когда вступают в
противоречие цели разных людей, достичь согласия
нелегко.

Как распознать какой именно конфликт
происходит? Например, учащиеся обсуждают
какую-то захватывающую проблему и спорят, кому из
них высказываться первому. Что это — борьба за
власть или за ресурс, т. е. право первого голоса?
Возможно, то и другое. Но разрешить конфликт
можно только тогда, когда ясна его суть.

Американский педагог-исследователь В. Крайдлер
предлагает такую “формулу конфликта”. Два (или
более) человека вступают во взаимодействие и
ощущают несовместимые отличия друг от друга или
угрозу своим ресурсам, возможностям,
потребностям, ценностям. В ответ изменяется их
поведение. В этом — суть любого конфликта.

При возникновении конфликта особое внимание
следует обратить на обстоятельства, его
усиливающие. Среди таковых можно выделить:

  • если в поведении участников преобладают
    отрицательные эмоции (гнев, фрустрация и др.);
  • если усилится ощущение угрозы;
  • если в конфликт окажутся втянутыми другие люди;
  • если учащиеся до конфликта не были дружны;
  • если учащиеся не владеют навыками общения и
    решения конфликтов.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты
лидерства
, в которых отражается борьба
двух-трех лидеров и их группировок за первенство
в своей учебной группе. Например, в средних
классах общеобразовательной школы часто
конфликтуют между собой группа мальчиков и
группа девочек. Может обозначиться конфликт
трех-четырех подростков с целым классом или
вспыхнуть конфликтное противостояние одного
учащегося и всего класса. По наблюдениям
психологов (О.Ситковская, О. Михайлова), путь к
лидерству, особенно в подростковой среде, связан
с демонстрацией превосходства, цинизма,
жестокости, безжалостности. Детская жестокость —
явление общеизвестное. Один из парадоксов
мировой педагогики заключается в том, что
ребенок гораздо больше взрослого подвержен
соблазну стадности, немотивированной
жестокости, травли себе подобных. К сожалению, в
последнее время подобное негативное явление
стало все чаще встречаться и в детской, и в
подростково-молодежной среде.

Кроме того, было подтверждено, что конфликтные
юноши воспитывались, как правило, родителями,
применявшими по отношению к ним физическое
насилие (А. Бандура), поэтому ряд исследователей
считают наказание моделью конфликтного
поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс). Не
злоупотребляйте наказаниями!

Конфликты в среде учащихся обусловлены важной
особенностью возраста и социального статуса: с
одной стороны, учащиеся считают себя взрослыми и
пытаются вести соответствующим образом, а с
другой, находятся в полной или частичной
материальной зависимости от своих родителей. Это
не позволяет им обрести равное положение со
взрослыми, поэтому в среде сверстников они
пытаются компенсировать свою
неудовлетворенность занимаемым положением и
агрессивными формами поведения, демонстрируя
свою взрослость перед теми, кто в физическом или
личностном плане слабее их. Как и любые
конфликты, возникающие в малых группах,
конфликты в среде учащихся полностью изжить
практически невозможно. Усилия педагога должны
быть в первую очередь направлены на то, чтобы
предотвратить конфликтные взаимоотношения
учащихся. Заметную роль в этом может сыграть дисциплина
— умение обеспечить каждому учащемуся
необходимую для его полноценного развития
свободу в рамках разумного подчинения порядку.

Большое влияние на конфликтное поведение
учащихся оказывает личность педагога. Ее
воздействие может проявляться в различных
аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия
педагога с другими учащимися служит примером для
воспроизводства во взаимоотношениях со
сверстниками. Исследования показывают, что стиль
общения и педагогический такт первого педагога
(учителя) оказывают заметное влияние на
формирование межличностных отношений учащихся.
Личностный стиль и педагогическая тактика “сотрудничество”
обусловливают наиболее бесконфликтные
отношения учащихся друг с другом.

Во-вторых, педагог обязан вмешиваться в
конфликты учащихся, регулировать их
. Это, не
означает их подавление. В зависимости от
ситуации может быть необходимо административное
вмешательство, а может быть — просто добрый
совет. Что нужно для того, чтобы не дать
разгореться конфликту? Самое главное —
сосредоточиться на проблеме, а не на участниках;
погасить проявление отрицательных эмоций и
устранить ощущение угрозы, объективно
разобраться конфликтной ситуации
.

Использованная литература

  1. Андреев В.Н. Конфликтология: искусство спора,
    ведения переговоров, разрешения конфликтов. –
    Казань, 1992.
  2. Рахматуллина Л.В.Управление педагогическими
    конфликтами.Набережные Челны, 2010.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *