Открытый урок по русскому языку по теме Комплексная работа с текстом

  • Беленинова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • продолжить формирование и закрепление у
    учащихся навыков работы с текстом; повторить
    основные понятия речи;
  • закрепить навыки правописания слов с
    орфограммами: правописание приставок,
    безударных личных окончаний глаголов,
    правописание не и ни;
  • формировать речевые навыки и умения, развивать
    чувство прекрасного, любви к родному языку
    родной природе)
    ; показать то, над чем работали,
    то, что мы умеем делать;
  • продолжить работу по подготовке к экзаменам.

Оформление: таблица с определениями
«Выразительные средства языка», образцы
грамматических разборов, отрывок из
произведения В.Пановой «Серёжа».

Ход урока

1. Оргмомент.

Сообщение темы урока. (Работа с текстом,
покажем все, что мы знаем по анализу текста,
определим тему и идею, типы речи и стиль речи.
Поработаем над орфограммами, одним словом,
готовимся к экзаменам.)

2. Выразительное чтение текста. Беседа по нему.

1) Для чего нужно выразительно прочитать текст? (Чтобы
лучше его воспринять, уловить основную тему и
мысль).

2) Докажите, что это текст.

Какие средства связи используются между
предложениями? (Предложения связаны по смыслу и
грамматически. Объединены одной темой. Связь
осуществляется лексическими и грамматическими
средствами:

  • однотематическая лексика: звезды, небо, тучи,
    дождь, солнце; антонимы, сравнения.
  • грамматические средства: местоимения, текст
    начинается простым предложением, но трудно быть
    убедительным, если только простые предложения. В
    тексте разные виды сложных предложений).

3) Сколько абзацев в тексте? С чем это связано?

( В первом — восприятие мальчика летнего неба, а
во втором то, что он видит зимой).

4) Подошли к теме текста. О чем говорится,
подберите ключевые слова.

С темой связан и заголовок. Озаглавьте текст. (Примерные
заголовки «Небо летом и зимой», «Звёзды летом и
зимой», «Явления на небе» и «Небесные
явления»)

5)Какова основная мысль текста? (Автор хотел
показать связь человека со звёздами, а может,
красоту северной природы с её полярными белыми
ночами. Как изменчива жизнь на небе, так
изменчива и жизнь на земле.)

6) Докажите, что данный отрывок является текстом
художественного стиля.

(Писатель, чтобы достоверно передать
восприятие мальчика, использует специальную
лексику: тыща, а не тысяча.)
Что отражает такое
написание? Уместно ли такое написание в тексте
научного стиля? (Выразительные средства:
эпитеты (белые крыши), сравнения: месяц-
бесцветное пятнышко, метафора: звёздный песок
(т.е. автор создает картину, которую видит
мальчик).

7) Тип речи. (Повествование с элементами
описания)

Автор сумел передать детское восприятие
северной природы с её белыми ночами.

8) Что можно сказать о мальчике?

(Он очень наблюдательный, видит то, о чем
взрослые, может быть, даже не догадываются)

3. Индивидуальная работа.

  • 1 группа. Работает с текстом, записывает текст,
    подчеркивает грамматическую основу.
  • 2 группа. Работает по лексике. Сравнивает
    описание Сириуса, Млечного Пути в данном тексте с
    материалами из словарей. Что это доказывает? (солнце)
  • 3 группа. Найти в тексте антонимы, сравнения. Для
    какой цели использует автор такие средства?
  • 4 группа. Докажите, что слова чистый, тихий,
    золотой —
    многозначные.

Найдите в тексте многозначные слова. В каком
значении они используются?

5 группа.Работа у доски по орфограммам.

4. Проверка самостоятельной работы.

1. Проверка второй группы.

Млечный путь — звёздное скопление в виде
светлой полосы на тёмном небесном своде.

(словарь Ожегова)

Сириус — самая яркая звезда Северного
полушария.

Что доказывает, для чего нужны сравнения в
тексте? (Этот текст художественный, а не
научный).

Солнце — [сонце]

2. Проверка третьей группы.

Антонимы.

Летом — зимой, солнце — месяц, мелкие — крупные,
проснулся — лёг, светло — темно.

(Все выразительные средства подчинены основной
цели: определить основную мысль текста.)

Сравнения.

Месяц — бесцветное пятнышко, похожее на осколок
стекла.

Большие звёзды — золотые огни. Лучи, как
реснички. Полоса, как мост.

Какова роль в тексте такого приёма как
сравнение?

(Речь становится выразительнее. Описание).

3. Проверка четвертой группы.

Назовите многозначные слова. В каком значении
они используются? С какой целью? Для чего нужны
многозначные слова? (показать богатство
русского языка).

Чистый — (открытая поверхность)- небо

Золотой — (цвета золота)- жёлтые огни

Тихий — (безмолвные сады)- бесшумные.

4. Проверка пятой группы.

Орфографический разбор.

Личные окончания глаголов. Увидишь- 2-е л.
(увидеть 2 спр.)

Тает — 3-е л. (таять 1 спр.) Темнеет — 3-е л. (темнеть 1
спр.)

Гласные и согласные в приставках. Проснулся,
похожее, бесцветное, исчезает, обступают,
растаял.

Проверяем гласные в корне слова. Золотыми —
золото, светло — светлый, стекло — стёкла, садами —
сад, висит- повис, светящийся- свет.

Солнце, месяц, миллион, переброшенную — запомни!

5. Проверка первой группы.

(Называют грамматические основы)

5. Самостоятельная работа. Выполните разборы.

* синтаксический разбор

Летом звёзд не увидишь. (Повест., невоскл.,
прост., односост., опред.-личн., полное, распрост..)

*морфемный и словообразовательный разбор.

Задолго (прист.+ суффикс)

Мельчайший (суффикс)

Звёздный (суффикс)

Переброшенную (суффикс)

Реснички (суффикс)

*морфологический разбор.

Растаял — глагол (что сделал?), растаять, сов.в.,
неперех., 1 спр., в изъяв.н., в пр.в., в ед.ч., м.р. Он
(что делает?) тает.

*фонетический разбор.

Лёг [л ок]

*Словарный диктант.

Представьте, что вы учитель, перед вами задача-
составить словарный диктант.

6. Итоги урока.

*Оценки.

*Обязательно повторить то, над чем работали на
уроке.

*Конечная цель — экзамены (подготовка).

7. Задание на дом.

1. стр.14-15 учебника (теория- повторить)

2.Упр. 21 (словарная работа) по заданию- тоже нужно
будет поработать со словарём, но только с
орфографическим.

Летом звёзд не увид:шь. Когда бы Сережа ни
проснулся, когда бы ни лёг — на дворе св:тло. Если
даже тучи и дождь, всё равно св:тло, потому что за
тучами со:нце. В чистом неб: иногда можно
заметить, кроме со:нца, прозрачное бе:цветное
пятнышко, п:хожее на осколок ст:кла. Это мес:ц,
дневной, ненужный, он в:сит и та:т в солнечном
сиянье, та:т и и:чезает — уже Ра:таял, одно
со:нце царит на синей громаде неба.

Зимой дни короткие, темне:т рано; задолго до
ужина улицу, с её тихими снежными с:дами и белыми
крышами, о:ступают звёзды. Их тыща, а может,
ми:ион. Есть крупные и есть мелкие. И мельчайший
звёздный песок, слитый в св:тящиеся молочные
пятна. Большие звёзды переливаются голубыми,
белыми, з:лотыми огнями; у звезды Сириус лучи как
реснички; а посреди неба звёзды, мелкие и крупные,
и звёздный песок — всё сбито вместе в
морозно-сверкающий плотный туман, в причудливо-
неровную полосу, переброше:ую через улицу, как
мост, — этот мост называется Млечный Путь.

(В.Панова).


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *