Основные требования к проектированию изделий. Элементы конструирования

  • Голещихина Валентина Александровна, учитель технологии

Пояснительная записка

Метод проектов включает в себя различные
методы и формы обучения: мозговой штурм,
дискуссию, методы проблемного обучения, деловые
игры, коллективные формы обучения. Поэтому
хорошо разработанная система уроков позволяет
переходить постепенно, с учетом возрастных
особенностей учащихся, сохраняя при этом
преемственность в обучении. Содержание этапов
проектной деятельности от класса к классу
расширяется и усложняется. Мною разработана
система уроков по модулю “Основы
проектирования” 5-7 классы.

Урок относиться к разделу основы
проектирования. Предназначен для обучающихся 6
класса (12 лет).
Урок разработан в рамках системы
развивающего обучения. В основе лежит метод
проектов. В ходе урока используются проблемный
метод обучения, метод исследования, наглядно-иллюстративный,
дифференцированный метод. Я применила следующие
приемы: игровой, вопрос – ответ, рефлексия
деятельности. На данном уроке мною используются
групповая форма работы. Задание дается в виде
последовательных частей, и каждый ход работы не
только контролируется, но и оценивается. На
определенный отрезок времени дается только одно
задание. Учащиеся устанавливают сроки
выполнения каждого этапа, исходя из отведенного
на проектную деятельность учебного времени.

Ожидаемый результат.

В результате учащиеся выбирают тему своего
проекта, простраивают этапы работы над ним,
выполняют эскизы. Из вариантов выбирают эскиз, по
которому строят чертеж будущего изделия.

Тема: Основные требования к проектированию
изделий. Элементы конструирования.

Цель: изучить с учащимися основные
требования, на которые необходимо обращать
внимание при проектировании изделий.

Задачи занятия:

  • Обобщить и систематизировать знания о проектах
  • Повысить уровень проектировочного развития
    обучающихся и расширить их кругозор
  • Развивать у обучающихся интерес к предмету
  • Воспитывать волю, упорство в достижении цели
  • Содействовать воспитанию культуры общения
    через работу в группах.
  • Учебно-методическое обеспечение:

Время реализации занятия – 90 минут

Тип урока: урок обобщения и получение новых
знаний, умений, навыков.

Метод обучения: поисковый, словесный,
практический, использование методов и приемов
технологии развития критического мышления.

МЕДИАПРОДУКТ

Среда: программа для создания
презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft
Word.

Вид медиапродукта: наглядная
презентация учебного материала

Структура презентации:


1 Организационный момент (деление на
группы).
5 минут
2 Вступление (сообщение темы урока и
цели).
1 минута №1
3 Повторение материала изученного в
пятом классе. Последовательность
проектирования.
5 минут №2
4 Выбор темы проекта (работа в группах). 5 минут №3
5 Выбор изделия (работа в группах). 10 минут №4
6 Ознакомить учащихся с понятием технологическое
требование
10 минут №5
7 Последовательность обсуждения 10 минут №6
8 Метод фокальных объектов (работа
в группах).
15 минут №7
8 Выполнение набросков (работа в группах). 25 минут №8
9 Рефлексия. 5 минут №9

Схема взаимосвязи кадров презентации:

Ошибка! Закладка не определена.

Необходимое оборудование и материалы для
занятия –
компьютер, проектор, журналы с
изделиями, цветные карандаши, журнал проектной
деятельности, книги, номера групп.

Оформление аудитории: “Если ученик в школе
не научится сам ничего творить, то и в жизни он
всегда будет только подражать и копировать”. (Л.Н.
Толстого)


Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 Организационный момент Проверка готовности к уроку. Мотивация
учащихся.
Положительный настрой на урок. 5
2 Целевая установка Определение темы и целей работы на
уроке.
Восприятие 1
3 Актуализация знаний Проверка знаний учащихся, полученных
ранее.
Устный опрос 7
4 Постановка проблемы и решение нее Организация групповой работы по
открытию новых знаний.
Групповая работа. 35
5 Физминутка

Приложение №1

Сохранение здоровья. Повторение действий учителя 3
6 Решение проблемных вопросов Организация групповой работы Выполнение набросков 25
7 Итог урока Рефлексия Анализирует, подводит итоги. Дают оценку своей работы на уроке. 5

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин.)

Приложение

Презентация

Принять детей в мастерской, мотивировать на
работу. При в ходе в мастерскую обучающиеся
выдаются квадраты, треугольники, круги. Получилась
три группы. Учитель: Сегодня у нас необычный
урок, мы продолжаем путешествие в страну проект,
которое началось в пятом классе. Для этого вам
потребуются знания и умения, приобретенные за 5-6
класс. Сообщается тема и цель урока. Слайд №1

На уроках в пятом классе мы с вами
познакомились с творческим проектом.

Давайте вспомним этапы проекта. Какой из этапов
первый? Что в него входит?

Слайд №2 (повторение)

1. Подготовительный этап:

  • выбор темы проекта;
  • обоснование выбора;
  • разработка эскизов, выбор лучшего из них;
  • разработка технологии;

2. Технологический этап – выполнение
операций, предусмотренных технологическим
процессом.

3. Заключительный этап:

  • выполнение рекламного проспекта;
  • определение затрат на изготовление;
  • защита проекта;

Мы вспомнили все этапы проекта. С какого этапа
мы начнем? (С первого). Каждая группа должна
выбрать себе тему путем обсуждения и голосования
(ведется журнал проектной деятельности).

Слайд №3

Предлагаю темы проекта на выбор:

1.Игрушка для брата или сестры.

2. Подарок для мамы.

3. Игрушка для себя.

4. Полезные изделия для дома.

Фрагмент журнала

Таблица №1


Темы Количество голосов Аргументы
за против за против
Игрушка для брата или сестры
Подарок для мамы
Игрушка для себя
Полезные изделия для дома

После выбора темы выбираем объект, который
непосредственно будем изготавливать.

Слайд №4

Варианты, предлагаемые для выбора:

  • Модели автомобилей (материалы для изготовления:
    белая жесть, проволока)
  • Модели вертолетов (материалы для изготовления:
    белая жесть, проволока)
  • Полезные изделия для дома (подсвечник, вешалка,
    скалка, солонка, перечница, разделочная доска).
  • Шкатулка, киянка, подставка, табурет, столик и
    т.д.

Обсуждение в группах и ведение журнала
проектной деятельности.

Фрагмент журнала

Обоснование проекта

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Одним из основных требований, предъявляемым
при проектировании изделий, является
технологическое требование. Деталь считается
технологической, если она изготовлена с
наименьшими затратами труда. Понятие
технологичности тесно связано с экономичностью
изготовления деталей и изделий. Слайд №5

Экономичность – производство изделия с
наименьшими затратами, получение наибольшей
прибыли при эксплуатации изделий.

Точность — должна быть такой, чтобы деталь не
стоила слишком дорого. Экономичность
противоречит точности детали или изделия. Чем
выше точность, тем больше времени ,энергии,
человеческих сил потребуется на изготовление
детали, тем дороже оно будет. Поэтому точность
изготовления должна быть такой, чтобы деталь не
стоила слишком дорого.

Эргономика — предусматривает изготовление
такого изделия, которое обслуживалось человеком
с наименьшими затратами его энергии, движений,
сил было бы удобным в использовании. Например:
Возьмем два одинаковых изделия, скалка с простой
ручкой и скалка со сложной ручкой. Какое изделие
будет эргономичным и почему?

Безопасность — технологических процессов и
операций предусматривает создание изделий, не
представляющих опасности для человека,
изготавливаемых без нарушения его здоровья,
жизнедеятельности. При использование изделия
готового изделия должна исключаться возможность
травматизма.

Экологичность – одно из актуальных
требований, предъявляемых к технологичности.
Проект в изготовлении и эксплуатации изделия
должен быть без нанесения вреда окружающей
среды.

Последовательность обсуждения Слайд №6

  1. Проанализируйте проблемы, с которыми
    сталкивается потребитель приобретая его
    (будущие изделие) в магазине.
  2. Определите требования к изделию.
  3. Осуществите поиск вариантов изделия.
  4. На основе анализа выберите варианты
    изготовления изделия.
  5. Проанализируйте возможности школьной
    мастерской, которые позволят определиться в
    выборе варианта формы изделия.

Фрагмент журнала

Таблица №2

Анализ изделия


Проблемы в магазине, с которыми
сталкивается потребитель
Требования к изделию
Форма изделия
Анализ изготовления в мастерской
Материал
Варианты изделия

Одним из эффективных методов конструирования
является метод фокальных объектов. Этот
метод используется тогда, когда необходимо
улучшить, модернизировать какой – либо объект.
Анализ свойств объектов позволяет выделить из
них как полезные, так и бесполезные. Суть метода
заключается в том, что признаки нескольких
случайно выбранных объектов (предметов)
переносят на совершенствуемый объект, в
результате чего получают необычные сочетания,
отличные от уже имеющих и устоявшихся.

Например:

Слайд №6

Анализ свойств случайных объектов позволяет
выделить из них как полезные, так и бесполезные
для выбранного фокального объекта. В данном
случае вариантами решения могут быть, например,
стульчик складной, стульчик с колёсиками,
стульчик, обитый мягким мехом. Не обязательно,
чтобы свойства всех выбранных объектов этот
метод, можно выбрать большое количество самых
разнообразных вариантов.

Задание: составьте такую же схему для своего
изделия. Соотнесите на данной схеме предметы с их
свойствами; выделите общие, различные, полезные,
безопасные.

3. Практическая работа

После анализа объектов сделайте 5 набросков
вашего выбранного изделия.

4. Заключительная часть

Подведение итогов

[2], с.240

Вопросы:

  1. Удалось ли группе выполнить задание?
  2. Легко ли работать в группе?
  3. Кто ощущал себя некомфортно и почему?
  4. Всегда ли прав тот, кто берет на себя
    руководящую роль в группе?

Дома проанализируй те вашу работу, и обратитесь
к источникам информации. Может, вы добавите или
измените свой проект.

Последовательность обсуждения

Оцените изделие по следующим показателям:

— материалы доступны;

— технология изготовления понятна;

— безопасен в работе;

— дизайн соответствует назначению;

— стоимость дешевле, чем в магазине.

Литература:

  1. Гиляровских, А. Ю. Формирование у школьников
    технологической и проектной культуры. //
    Всероссийский образовательный портал “Сеть
    творческих учителей” – Режим доступа : http://www.it-n.ru
  2. Гузеев, В.В. Планирование результатов
    образования и образовательная технология // – М.:
    Народное образование. – 2000. – 240 с.
  3. Дановская, О.Л. Формирование индивидуально –
    образовательных траекторий обучающихся на
    уроках технологии с использованием метода
    проектов // Образовательный портал Министерства
    образования и науки Республики Татарстан –
    Режим доступа : http://edu.ksu.ru.
  4. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы
    современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. –
    2-е изд., перераб. и и доп. – М.: Просвещение. – 1982. –
    319 с.
  5. Журнал “Школа и производство” – 2001 – 2009 г.г.
    №4,3,2
  6. Программа по трудовому обучению (мальчики) в 5 –
    9 кл. – СПб.: ЛОИУУ. – 1996. – 80 с.
  7. Программы средних общеобразовательных
    учреждений: Трудовое обучение (Технология) / Под
    ред. Ю.Л. Хотунцева и В.Д. Симоненко. – М.:
    Просвещение. – 1996. – 224 с.
  8. Учебник “Технология” Вариант для
    мальчиков/В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С.
    Самородский: под редакцией В.Д Симоненко. –М.:
    просвещение, 2009г.
  9. Профилактика утомляемости на занятиях в
    детском объединении «Вдохновение» Битюцкая
    Ирина Николаевна, преподаватель дополнительного
    образования.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *