Образование имён прилагательных в английском языке

  • Журавлева Елена Владимировна, учитель английского языка

Цель работы: подготовить учащихся к
выполнению заданий Раздела 4. Грамматика и
лексика ЕГЭ, связанных со словообразованием в
английском языке.

Задачи работы: в ходе выполнения заданий
изучить способы образования прилагательных и
запомнить как можно больше прилагательных.

Суффиксы:

-able:

Возможность

Употребляется в прилагательных образованных
от глаголов. Прилагательные, образованные таким
способом, означают непосредственное воздействие
процессов, описываемых соответствующими
глаголами.

Пример:

  • noticeable — приметный
  • manageable — выполнимый

Наличие определенных качеств

Употребляется в прилагательных,
образованных от существительных, для описания
качеств или свойств одушевленных или
неодушевленных предметов, выраженных таким
существительным.

Пример:

  • comfortable — комфортный
  • suitable — подходящий

-ful:

Обозначение качеств и свойств

Употребляется для образования прилагательных
от существительных, указывающих на особые
свойства или качества. Прилагательные,
образованные таким способом, подчеркивают, что
какой-либо одушевленный или неодушевленный
предмет обладает ярко выраженными
соответствующими качествами или свойствами.

Пример:

  • beautiful — прекрасный
  • сheerful — радостный

-ic:

Употребляется для образования прилагательных
от существительных. Прилагательные,
образованные подобным способом, описывают
качества, связанные с предметами, явлениями или
понятиями, выраженными исходными
существительными.

Пример:

  • acrobatic — акробатический
  • gymnastic — гимнастический

Также употребляется в данном значении при
образовании новых слов от существительных,
оканчивающихся на «-ist» и обозначающих людей.

Пример:

  • anarchistic — анархический
  • optimistic — оптимистичный

-ive:

Встречается во многих прилагательных, часть из
которых образована от устаревших основ, редко
употребляющихся в современном английском языке.

Пример:

  • active — деятельный, эффективный
  • attractive — заманчивый, привлекательный

-ant:

Употребляется в прилагательных, образованных
от основ, которые редко встречаются в
современном английском языке.

Пример:

  • elegant — изысканный, элегантный
  • dominant — господствующий, доминирующий

-ible:

Употребляется для образования прилагательных
от глаголов. Прилагательные, образованные таким
способом, описывают качества, благодаря которым
действие, выраженное исходным глаголом, может
быть осуществлено.

Пример:

  • resistible — отразимый
  • accessible — доступный, достижимый

Существуют много прилагательных,
оканчивающихся на -ible, образованных от основ, не
имеющих широкого распространения в современном
английском.

Пример:

  • horrible — жуткий, страшный
  • edible — съедобный, годный в пищу

-ish:

Указание на слабовыраженное качество или
свойство:

Употребляется для образования новых
прилагательных от уже существующих в языке.
Прилагательные, образованные таким способом,
указывают на наличие определенного качества или
свойства, но в гораздо меньшей степени, чем это
качество или свойство было присуще исходным
понятием. Обратите внимание, что слова,
образованные таким способом, свойственны
обиходной, разговорной речи и употребляется в
неформальной обстановке.

Пример:

  • darkish — довольно темный, темноватый
  • youngish — моложавый

Обозначение сходства людей или предметов:

Употребляется для образования прилагательных
от существительных. Прилагательные,
образованные таким способом, указывают на
определенное сходство людей или предметов.

Пример:

  • childish — детский, юный, глупый, ребяческий
  • womanish — женоподобный, женский

-ly:

Употребляется для образования прилагательных
от существительных и иногда от прилагательных.
Слова, образованные таким способом, указывают на
одушевленный или неодушевленный предмет,
который обладает качеством или свойством,
присущим исходному слову.

Пример:

  • costly — дорогой, дорогостоящий
  • southerly — южный, направленный на юг.

-ous:

Употребляется для образования прилагательных,
обозначающих признаки одушевленных и
неодушевленных предметов, наделенных
характерными качествами.

Пример:

  • adventurous — безрассудно смелый, авантюрного склада
  • nervous — нервный, раздражительный

-al:

Употребляется для образования прилагательных
от существительных. Прилагательные,
образованные таким способом, описывают свойства
предметов и имеют значение, которое выражено
соответствующим существительным.

Пример:

  • classical — классический, традиционный
  • continental — континентальный

Префиксы:

un-:

Употребление с прилагательными:

Употребляется для образования новых
прилагательных от уже имеющихся в языке. Слова,
образованные таким способом, указывают на
наличие противоположного качества по отношению
к понятиям, выраженным исходными словами.

Пример:

  • unable — неспособный
  • unemployed — безработный

Употребление с причастиями:

Употребляется для образования прилагательных
от причастий для описания действий, которые не
произошли до настоящего времени.

Пример:

  • unharmed — невредимый, неповрежденный.
  • unpainted — непокрашенный, неокрашенный

in-, ir-, il-, im-:

Употребляются для образования новых
прилагательных от имеющихся в языке
прилагательных, связанных с ними. Слова,
образованные подобным способом, несут значение,
противоположное тому, которое выражено
исходными прилагательными.

Пример:

  • illegal — незаконный
  • impossible — невозможный
  • incapable — неспособный, неквалифицированный
  • irregular — неправильный

dis-:

Указание на противоположное состояние,
отношение или качество:

Употребляется для образования новых
прилагательных от уже имеющихся в языке. Слова,
образованные таким способом, описывают
состояние, характеристику или качество,
противоположные выраженным исходным
прилагательным.

Пример:

  • discomfort — неудобный
  • dishonest — нечестный, непорядочный

Литература:

  1. «English grammar» Т.Ю. Дроздова. А.И. Берестова, В.Г.
    Маилова.
  2. «Macmillan essential dictionary» Michael Rundell, Gwyneth Fox.
  3. «Английский язык: тренировочные тесты для
    подготовки к ЕГЭ» О.В. Афанасьева, И.В. Михеева.

Приложение.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *