Музыкальная викторина Интеллектуальный лабиринт. 2-й класс

  • Хохлова Светлана Михайловна, преподаватель

ПРАВИЛА ИГРЫ

В игре принимают участие 3 команды по желанию
учеников по 3-4 человека в каждой. В число зрителей
входят все желающие, которые составляют команды
болельщиков. Заранее каждая команда выбирает
себе название и изготовляет брелок с символом,
которым и будет отмечаться путь команды по
игровому полю. Учитель готовит игровое поле –
лабиринт и вопросы. Подготавливается также стенд
с подсказками. Это могут быть изображения
музыкальных инструментов, портреты
композиторов, картины, написанные в разных
стилях, картины, где есть намеки-подсказки на
правильные ответы. Например, в одной из загадок
ответ – дорога, намек картина, где изображена
дорога. Иллюстрации должны быть красочные и
крупного формата.
В начале игры ведущий объясняет правила, дает
указание на возможные иллюстративные подсказки,
объявляет состав команд и членов жюри.
Перед началом игры команды разыгрывают право
выбора линии старта и выполняют одно и тоже
предварительное задание, например решают ребус
на музыкальную тему. Та команда, которая первой
нашла ответ, выбирает дорожку и соответственно
поступают остальные команды в порядке
очерёдности.
Вопросы распределены по 3 линиям-темам: I линия –
искусство, II линия – музыкальные инструменты, III
линия – стили. (Приложение 1)
Подготавливаются также промежуточные вопросы и
дополнительные вопросы (для решения спорных
ситуаций).

Оценка ответов:

  • Правильный ответ – 3 балла;
  • Ответ с подсказкой ведущего – 2 балла;
  • Ответ с подсказкой своих болельщиков – 1 балл;
  • Если нет ответа – дается право ответа команде
    соперников, в этом случае ответившая команда
    получает 2 балла;
  • Ответ с подсказки болельщиков другой команды
    дает команде соперников 1 балл.

Верно ответив на вопрос, команда выбирает тему
следующего, пользуясь указателями-стрелками.
Побеждает команда, первой ответившая на один из
вопросов «линии финиша» и набравшая наибольшее
количество баллов. В случае спорных ситуаций
задаются дополнительные вопросы.
В процессе игры можно делать музыкальные паузы
для отдыха и возможности болельщикам заработать
купоны, при подсчете которых в финале выявляется
и самый эрудированный болельщик.
Вопросы для интеллектуального лабиринта не
должны быть слишком трудные, не должны содержать
в себе прямого указания на ответ. Необходимо
строить вопросы таким образом, чтобы
активизировать процесс мышления, поисковый
метод наиболее приемлем.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Решить музыкальный ребус (Приложение
2
)

СТАРТОВЫЕ ВОПРОСЫ

Для линии I: «Давидово братство»

Этот немецкий композитор как никто другой мог
разгадать гения в молодых композиторах. «Шляпы
долой, господа, перед вами гений» –
приветствовал он молодого Шопена. Он не
переносил посредственности, серости унылой и
довольной собой. «Филистеры» – он называл тех,
кто отталкивал все живое и новое, неизвестное.
Когда-то давно легендарный Давид победил
страшного Голиафа, а вместе с ним и войско
филистимлян. Теперь этот композитор назвал
именем Давида содружество тех, кто защищает
молодость и талант – «Давидово братство».

Подсказка. Многие молодые композиторы
старались встретиться с ним и получить совет. Он
написал книгу «Советы юным музыкантам». Его
собственные произведения поражали своей
необычностью, яркостью образов. Он создал
множество удивительных портретов: «Смелый
наездник», «Веселый крестьянин», «Арлекин»,
«Пьеро», «Дед Мороз».

Ответ: Роберт Шуман

Для линии II: «Прекрасная Катрин»

Это музыкальный инструмент в виде небольшого
ящика с вращающейся ручкой. На его валиках
записаны несколько пьес, которые начинали
звучать, когда крутили ручку. Одной из первых
пьес, исполняемых на этом переносном
инструменте, была французская песенка
«Прекрасная Катрин». От нее и пошло русское
название инструмента. Со временем записи на
валиках стирались, инструмент начинал
фальшивить, а его бедный владелец, живущий на
гроши, не мог купить новый. Постепенно этот
музыкальный инструмент ушел из жизни и сейчас не
существует.

Подсказка. Прекрасная Катрин
по-французски – Шарман Катрэн.

Ответ: Шарманка

Для линии III: «Попробуй,
догадайся»

Этот термин относится не только к музыке, но и к
другим видам искусства. Он определяет систему
средств выразительности, которая служит для
воплощения определенного идейно-образного
содержания.
Признаки эти зависят от времени жизни
композитора, его взгляда на мир, его ощущений.
Внимательный слушатель легко ориентируется в
этих признаках и поэтому лучше понимает музыку.

Подсказка. Меломан легко отличает
строгие и стройные формы музыкального
классицизма, от близкого к живописи, мимолетного
мазка импрессионизма. Со временем этот термин
стал применяться не только к определенной эпохе,
но и индивидуально к композитору. Например, легко
отличить музыку Прокофьева от музыки Грига. Этот
термин употребляется в моде и в дизайне.

Ответ: Стиль

ВОПРОСЫ ПО УКАЗАТЕЛЯМ

Впечатление

Этот художественный стиль появился во Франции
во второй половине 19 века, а затем
распространился на все страны Европы. Метод
этого стиля доверяет показаниям глаза. По мнению
критики, эти художники были разрушителями
старого, хотя сами они этого не признавали. Их
произведения собранные вместе на выставке в
фотоателье (1874 г.) вызвали шок. Один из художников
– Клод Моне, показал среди других полотен
картину «Впечатление. Восход солнца». От слова
Впечатление – (по-французски – impression) и пошло
название этого направления в живописи. Его
пустил в оборот один журналист, в шутку, но сами
художники его приняли и закрепили за собой, т.к.
оно выражало суть их подхода к натуре. Позже к
этому стилю обратились и композиторы.

Ответ: Импрессионизм

Чудо-ребенок

Этот ребенок рос вундеркиндом. В 3 года его
невозможно было оторвать от инструмента: нажимая
на клавиши, он долго и внимательно вслушивался,
бурно радовался, когда находил понравившееся ему
созвучие. Подбирал мотивы знакомых песенок и
целые отрывки из услышанных им пьес. В 5 лет его
отец понял, что перед ним будущий музыкант. Об
этом говорит оставленная им запись после первых
месяцев занятий музыкой: «Этот менуэт и трио
Вольфганггерль выучил 26.01.1761 г в половине 10-го
вечера в течение получаса, за день до того как ему
исполнилось 5лет». В 6 лет он с блеском
гастролировал и выступал перед австрийским
императором и Римским папой, который наградил
его орденом «Золотой шпоры».

Ответ: Моцарт

Великое открытие

Этот музыкальный инструмент был изобретен в 1709
году итальянским мастером Кристофори во
Флоренции. Среди его многочисленных
предшественников – клавесин и клавикорд. Звук на
клавесине извлекали щипком пера. Он получался
очень короткий, серебристо-металлический. На
клавикорде извлекают звук тонкими
металлическими пластинками. В этом инструменте
звук получается от удара молоточками по струнам.
В зависимости от удара он может быть тихим и
громким. Поэтому у него такое название.

Ответ: Фортепиано

Загадка

Первый слог мой – нота,
И второй слог – тоже.
Вместе оба слога
На бобы похожи. (Фасоль)

Вражда и любовь

История эта произошла в давние времена в
итальянском городе Вероне. Рассказал нам о ней
английский писатель-драматург Шекспир.
Поэтические строки Шекспира помогли представить
главных героев, и их образ получился печальным.
Советский композитор Сергей Прокофьев переложил
эту историю на музыку, написав балет. Вражда и
любовь – главные соперники в этой истории. Герои
погибают, но их любовь и гибель примиряют
враждующие семьи. Финал балета – гимн любви.

Ответ: «Ромео и Джульетта»

Инструмент

Это очень большой, сложный и красивый
инструмент. Его название в переводе с греческого
так и будет «инструмент». Он устанавливается в
больших залах, состоит из целой системы труб
разных размеров, а стало быть, и разного звучания;
воздушных насосов, клавиатур и регистровых
ручек. По силе и окраске звучания, а также по
звуковому объему он равен симфоническому
оркестру. Игра на этом инструменте
осуществляется при помощи нескольких клавиатур
для рук (мануалов) и педальной клавиатуры. По
звуковому богатству и обилию музыкальных
средств он занимает первое место среди всех
инструментов и иногда называется «королём
инструментов»

Ответ: Орган

Образец для подражания

Этот стиль в переводе с латинского звучит как
«образцовый». Главная его идея: порядок,
законченность, совершенство, строгие пропорции,
внутреннее единство целого и его частей.
Образцами признавались античная драма и
античное искусство в целом. Как художественное
направление он сложился во Франции в 17 веке.
Композиторы: Люлли, Рамо. Наивысшие достижения в
этом стиле достигнуты во 2-м периоде его развития
в Германии. Мастера венской школы: Гайдн, Моцарт,
Бетховен, дали толчок к развитию этого
направления в искусстве.

Ответ: Классицизм

Инструмент, который всегда с тобой

Это естественный, данный природой музыкальный
инструмент, звучание которого формируется
гортанью. Связки приходят в движение, смыкаются и
колеблются. Так появляется звук. У каждого
человека он неповторим. Этот инструмент – дар
природы. Но он нуждается в развитии и
совершенствовании. Его нужно умело ставить.
Музыкант должен научиться играть на своем
природном инструменте. Его звучание зависит от
возраста. В 12-14 лет он меняется – «ломается» как
часто говорят. Он бывает нескольких типов. Мощные
и яркие называют драматическими, более легкие –
лирическими, особенно подвижные –
колоратурными. Эти различия особенное значение
имеют в опере.

Ответ: Певческий голос

Загадка

Все герои спектакля на сцене танцуют –
Не поют, не играют и не рисуют…
Прекраснее спектакля в театрах нет,
А называется он просто — … (балет)

Голос души

Дмитрий Шостакович считал ее «душой
музыкального произведения». Сергей Прокофьев
определял ее как «самую существенную сторону
музыки». Это то, что можно спеть. Когда она
появилась – никто не знает. Обращаясь к Богу,
люди пели, чтобы мольбы их были более понятны. Ее
наделяли чудодейственной силой. В
древнегреческом мифе об Орфее она заставляет
сдвигаться огромные камни, склоняет могучие
ветви, укрощает диких зверей и чудовищ. Вот какую
силу она имела в понимании древних людей. Без нее
нет музыки. Она – мысль любого произведения.

Ответ: Мелодия

Музыкант-художник

В произведениях написанных в этом стиле,
мелодия утрачивает свою господствующую роль.
Композиторы делают удивительные открытия в
области гармонии, тембров, приемов фактуры. Они
передают в музыке игру света и тени, мелькание
солнечных бликов, радужное сияние водяных струй.
Их опыты в композиции дали толчок для
последующего развития музыки, послужили важным
стимулом для решительного переосмысления
выразительных возможностей музыки, для поиска
новой образности.

Ответ: импрессионизм

ВОПРОСЫ НА ЛИНИИ ФИНИША

Слава и гордость

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя
распространялась, чтобы увеличивалось число
людей, любящих ее, находящих в ней утешение и
подпору». Эти слова замечательно раскрывают суть
творчества этого композитора. Его творчество
всегда обращено к людям. Картины русской природы
в его фортепианных произведениях. Создатель
русской классической симфонии. Его оперы открыли
новые пути в музыкальном театре. Самый
сложный жанр (симфонию) и скромный романс он
писал одинаково «правдиво, искренно, просто». Он
стал первым русским композитором, получившим не
только европейское, но и мировое признание.
Написал балеты «Лебединое озеро», «Спящая
красавица», «Щелкунчик». Фортепианные циклы
«Времена года», «Детский альбом».

Ответ: П.Чайковский

Царица оркестра

В наше время не только профессионалы или
любители музыки знают этот инструмент как один
из самых распространенных и важных музыкальных
инструментов. Его чарующие звуки, большие
выразительные и технические возможности
обеспечили ему особое место в разных областях
музыкального искусства. Без этого инструмента
редко звучит оркестр. Когда-то этот инструмент
считался грубым и простонародным. Это был
любимый инструмент бродячих музыкантов. В среде
«благородных» людей его ценили за звонкий и
сильный звук, он считался наиболее пригодным для
исполнения танцевальной музыки. При дворе
французских королей были созданы ансамбли,
которые играли на балах и во время пробуждения
короля и его завтрака. Расцвет произошел в
Италии. Там появились лучшие в истории мастера,
которые сделали инструменты до сих пор не
превзойденные по качеству. Знаменитые семейства
Амати, Гварнери, Страдивари. В 19 веке появилась
целая плеяда композиторов и исполнителей,
которые раскрыли неведомые возможности этого
инструмента. Среди них недосягаемой вершиной
стоит творчество Папанини.

Ответ: Скрипка

Поэма чувств

Весь 19 век прошел под знаменем этого стиля. Для
него основное – правда чувств, свободная воля
личности. Отсюда пристальное внимание к
внутреннему миру человека, тонкий анализ сложных
душевных переживаний. Художник должен в
искусстве самовыражаться, считали приверженцы
этого стиля.
Композиторы: Шуберт, Шуман, Шопен, Григ,
Чайковский и др.

Ответ: Романтизм

РЕЗЕРВНЫЕ ВОПРОСЫ

Душа русского народа

В многообразном мире музыкальных инструментов
есть такой, который как бы вобрал в свою звуковую
палитру голоса многих инструментов. Таких,
например, как фагот, флейта, кларнет, орган и др.
Все эти инструменты клавишно-духовые. Он
единственный из многочисленных музыкальных
«собратьев» образно и с любовью назван людьми
«душой русского народа». Это национальный
русский инструмент. Он звучит в любой деревне и в
оркестре русских народных инструментов.
Огромную роль он сыграл в годы Великой
Отечественной войны. Он звучал повсюду: на
привалах, в землянках и даже на полях сражений.

Ответ: Баян

Головоломки

Первый слог – предлог или может быть приставка
Второй слог – начало счета
Целое – это наше представление о том, что звучит.
(Образ)

Загадки

Начало мое – нота,
Потом краса оленья.
А в целом – это место
Оживленного движенья. (Дорога)

Площадь – первый слог мой
Нота – слог привычный
В целом получился
Инструмент отличный. (Арфа)

Две ноты надо соединить.
И если их найдешь,
То можешь имя получить,
Которым девочку зовешь. (Миля)

Начало – голос птицы.
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдешь ты без труда. (Картина)

ЛИТЕРАТУРА

1. Царёва Н. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс,
Учебное пособие по предмету «Слушание музыки»,
М., «Росмэн», 2003.
2. Г. Цыферов «Тайна запечного Сверчка». М., 1989.
3. С.Рыжова, В.Рыжов Интеллектуальный
лабиринт//Искусство № 23, 2002. С.15.
4. Музыкальные ребусы, загадки, кроссворды. Выпуск
1, автор-составитель Новикова Е.В., Новикова
Н.А. Издательство: Киров: ВикРус, 2001.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *