Методическая разработка интегрированного урока по теме Пояс как элемент русской национальной одежды

  • Ложкина Светлана Анатольевна, учитель технологии
  • Мокрушина Марина Борисовна, учитель истории
  • Неумоина Елена Геннадьевна, учитель информатики

Цель урока: сформировать знания о поясе, выявить значение пояса в русском народном костюме через применение навыков ремесленного производства, компьютерных технологий и исторических знаний.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Отработать навык работы с компьютерной презентацией.
  • Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов плетения.
  • Расширить знания о поясе как элементе русского национального костюма.

Развивающие:

  • Развивать у обучающихся умение находить взаимосвязь народной одежды с ландшафтом и хозяйственной деятельностью людей.
  • Развивать у обучающихся умение использовать универсальные учебные навыки.
  • Комплексное развитие художественных способностей детей средствами рукоделия, ИКТ и обобщения исторического материала.

Воспитательные:

  • Воспитывать человека знающего историческое наследие предков и знакомого культурными ценностями своего народа.
  • Воспитание у обучающихся интереса к народному искусству через развитие творческих способностей.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе.

Тип занятия: интегрированный (история, технология, информатика).

Наглядные пособия:

  • плакаты с изображениями традиционных народных костюмов;
  • стенд с поясами, выполненными в различных техниках плетения и ткачества;
  • выставка предметов народного быта;
  • мини-стенды с готовыми образцами;
  • презентация к уроку (Презентация);
  • инструкционные карты по работе с презентацией (Приложение 1);
  • инструкционные карты по изготовлению поясов в технике дерганья (Приложение 2).

Оборудование:

  • демонстрационный компьютер;
  • проектор;
  • компьютеры для обучающихся;
  • манекен в традиционном русском костюме;
  • прялка, веретено, гребни для чесания волокон.

Материалы: пряжа разных цветов для практической работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Обучающиеся заранее разделены на группы по 7-10 человек, что позволяет использовать групповую форму работы, и формирует у обучающихся представление о взаимопомощи.

Урок начинается с постановки цели и задач занятия.

II. Изучение нового материала.

Блок учителя истории.

Ребята, сегодня мы поговорим об одежде. Во все времена одежда носила функциональный характер (Слайд 1).

Зачем людям нужна одежда? (Слайд 2)

Ответы детей: чтобы было тепло, для красоты, чтобы защитить организм человека от внешних воздействий.

Когда появилась одежда? Найдите этот исторический период в таблице. (Слайд 3)

Ответы детей: несколько миллионов лет назад, в каменном веке, в первобытном обществе.

Почему древнейшие люди начали изготавливать одежду, и какой она была. (Слайд 3)

Ответы детей: потому что было холодно В качестве одежды использовали шкуры животных и листья растений.

Слово учителя: Прошли тысячелетия, и люди приручили животных. Конечно, хозяину-скотоводу было жаль убивать животных только ради одежды. И люди придумали способы, как завладеть шкуркой животного, не убивая его. (Слайд 4)

Как вы думаете, какие способы придумали люди? (Слайд 5)

Ответы детей: люди научились стричь животных.

Слово учителя: Стриженую шерсть научились прясть, а затем изготавливать ткань. Ткань также изготавливали и из некоторых растений. (Слайд 6)

Что еще делали из шерстяной пряжи? (Слайд 7).

Ответы детей: изготавливали теплую одежду.

Слово учителя: У нас в кабинете есть прялки, которыми пользовались жители Нижегородской области.

Кто из вас может показать, как нужно прясть?

Девочки подходят к прялкам и показывают. Технологию прядения учащиеся изучали на уроках технологии с использованием видео.

Спасибо, ребята, за активную работу. Из ваших ответов понятно, что вы знаете, как жили и во что одевались первобытные люди. Прошли столетия, первоначально люди были равны по своему положению и носили сходную одежду. Затем появились богатые и бедные, появились различия в одежде (Слайд 8).

Посмотрите на слайд и скажите, кто здесь богатый человек, а кто бедный? (Слайд 9)

Дети показывают на интерактивной доске различия в одежде.

Слово учителя: Конечно, богатые и бедные использовали в своей одежде дорогие ткани, украшения, меха. А еще частенько они начинали носить иноземную одежду, чтобы отличаться от простонародья. На Руси, например, князья и бояре носили византийский костюм, а простые люди — традиционный русский (Слайды 10-11).

Но в любой одежде присутствовал элемент, без которого она не могла существовать.

Сегодня на занятии мы откроем сундучок. В нем лежит этот предмет. Его придумали еще в каменном веке, но он до сих пор служит каждому из нас верой и правдой.

Как вы думаете, что это?

Отгадать, что лежит в сундучке, нам поможет маленький кроссворд (Слайд 12).

Первая буква – с нее начинается имя древней игрушки кукольного театра (Петрушка).

Вторая буква – с нее начинается название месяца, который в старину назывался «листопад» (октябрь).

Третья буква – с нее начинается имя героини русских сказок, у которой костяная нога (Яга).

Последняя буква – с нее начинается название русского праздника, который отмечали в разгар зимы (святки).

Итак, что это?

Открываем сундучок, достаем поясок. Посмотрите, какие они все разные, нарядные (Слайды 13-14).

Ребята, как вы думаете, зачем наши предки носили пояс?

Ответы детей: чтобы одежда не спадала, чтобы удобнее было, для красоты.

Слово учителя: Правильно, а еще он выполнял различные функции: За пояс «закладывали» некоторые предметы, а другие – подвешивали к поясу. Например, меч, нож, оружие воины носили за поясом. К поясу в старину подвешивали зеркальце, игольницу, фигурки-обереги от нечистой силы и мешочки для денег. Такие мешочки называли «калита» Одного из богатых московских князей Ивана Даниловича даже прозвали Калитой (Презентация. Слайд 15). Под этим именем он и вошел в историю.

Была у пояса еще одна задача – тайная…

Скажите, какую форму приобретает завязанный на талии пояс?

Ответы детей: форму круга.

А что изображал символ круга в древности у большинства народов?

Ответы детей: круг изображал солнце. (Слайд 16)

Слово учителя:

Круг у древних славян обозначал религиозный символ Бога Единого – Рода. И был оберегом. Значит, пояс был оберегом, он живот оберегал. Ведь слово «живот» в древности имело значение «жизнь». Таким образом, получается, что пояс жизнь оберегал. Поэтому и получается, что носить его должен был каждый.

Ребята, слышали, когда-нибудь выражение «распоясался»? Что оно значит?

Ответы детей: балуется, плохо себя ведет.

Слово учителя: Правильно. Это значит, как бы потерял человеческий облик.

Пояс ограждал от напастей и нечистой силы.

Когда рождался маленький ребенок, на него надевали поясок из теплой шерсти, перевитый материнским волосом. Первый поясок – первый оберег (Слайд 17). И обладали эти пояса волшебной силой. Вырастали дети — уходили из дома. Мама достанет поясок, поглядит на него. Если пояс хороший чистый, значит у ребенка все хорошо. А если гниль появилась, плесень, значит беда, нужно спешить на помощь.

Пояс являлся обязательным элементом русского народного костюма (Слайд 18). Но подвязывали его по-разному: спереди, сбоку, сзади. Женщины – под грудью, по талии. Мужчины – под животом.

И делали пояса разными способами (Слайды 19-23). Сегодня у нас в кабинете оформлена небольшая выставка: здесь вы видите пояса, выполненные в разных техниках: плетеные, на игле («в бутылку»), тканые на дощечках, на бердо.

Сейчас нас ждет увлекательное путешествие во времени. Мы перенесемся на несколько веков назад и познакомимся с одним из видов плетения.

III. Подготовка к практической работе.

Блок учителя технологии.

Сегодня мы с вами остановимся на одном из древних видов плетения поясов – плетение в технике «Дерганье». Техника «дерганья» – очень древний способ изготовления тесьмы. Еще в Х веке славяне плели такие узенькие прочные тесемки для обшивки понев (юбок), на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесемки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов. Этот древний вид плетения со временем не был забыт. В начале ХХ века в русских деревнях таким способом изготавливали тесьму и пояса. Сейчас в некоторых городах в России и за рубежом в рамках программы возрождения ремесел проводятся занятия по изготовлению поясов из «дерганой» тесьмы. Освоить технику «дерганья» несложно. «Дёргали» нити вдвоём, причём, одна работница держала конец готовой тесьмы и затягивала плетение, а вторая подставляла пальцы, на которые надевали петельки сплетаемых нитей. Переставляя петли, получали узор – любой, насколько хватало фантазии и количества нитей. По заключению специалистов, за день можно было «надёргать» до 4,5 м тесьмы.Таким «дерганьем» можно плести и плоские тонкие пояса, тесёмки, завязки. Этот способ удобен для изготовления небольших детских поясков и всевозможных завязок для хозяйства.Наши бабушки плели пояса сами, но мы с вами живем в современном мире. И чаще используем не самодельные пояса, а покупные. Да и сама одежда изменилась.

Скажите, ребята, где мы можем найти информацию о национальной русской одежде?

Ответы детей: у бабушек, в книгах, в Интернете.

Слово учителя: Правильно, сейчас мы переходим к практической части нашего занятия.

Одна группа будет работать в современном времени. Ребята подойдут к компьютерам, и будут создавать презентации о поясах.

Другая группа отправится в прошлое и попробует сплести пояс своими руками.

Обучающиеся делятся на группы и расходятся для выполнения практической части.

IV. Практическая работа (вводный и текущий инструктаж).

Блок учителя информатики.

Инструктаж по выполнению презентаций

Сегодня мы закрепим ваши знания по темам «Форматирование и редактирование документов», «Работа с рисунками и текстом». Но выполнять будем не простую работу, а творческую. На каждом рабочем столе компьютера находится папка с материалами к сегодняшнему уроку. Все материалы объединены одной темой – «Пояс». В вашу задачу входит следующее: выбрать из предложенного материала информацию, отвечающую вашей теме, и представить ее в виде презентации. Инструкция по работе с презентацией находится у компьютера. Постарайтесь использовать как текстовую, так и графическую информацию. Не забудьте оформить первый (титульный) лист вашей работы и правильно подобрать фон (оформление). Сохранить работу в ту же папку.

Темы для индивидуальных работ:

  1. Роль пояса в национальном костюме.
  2. Пояс как оберег.
  3. Способы изготовления поясов.
  4. Пояс в современной одежде.
  5. Использование различных видов плетения при изготовлении аксессуаров.

Инструкции для работы с программой PowerPoint – Приложение 1, Приложение 2.

Слово учителя технологии.

Инструктаж по выполнению элемента пояса в технике «дерганье»

Сегодня мы с вами научимся выполнять элемент пояса в технике «Дерганье», который можно будет использовать в качестве закладки для книг или фенечки на руку.

Обратите внимание на готовые образцы плетения.

Демонстрация видеосюжета о «Плетении дерганьем» – www.moskids.ru/ru/handmade/video.

Рассмотрим этапы выполнения плетения. (Слайды 24-28)

Перед вами лежат инструкционные карты, по которым мы будем работать (Приложение 3).

Обучающиеся выполняют практические работы в течение 15-20 минут.

Подведение итогов (демонстрация готовых образцов и презентаций).

Слово учителям истории и технологии.

Вот наши работы готовы. Мы вернулись с вами в настоящее время.

Вы, наверное, помните, как в начальной школе девочки младших классов развлекались на переменах игрой «в ниточки». Между растопыренными пальцами рук натягивается шнурок или резинка; двое играющих стараются переставить пальцы так, чтобы получилась наиболее красивая и сложная геометрическая фигура. Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок древнего способа плетения – «дёрганья» тесьмы.

Всем большое спасибо. На этом наш урок окончен.

Готовые работы обучающихся – Приложения 5-8.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *