Логопедическое занятие по теме Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Звуки [с] – [ш]. 2-й класс

  • Мулланурова Лариса Михайловна, учитель-логопед

Цель: сформировать навык различения звуков
на основе артикуляции и акустических
особенностях, закрепление и уточнение словаря на
основе слов, содержащих данные звуки.

Материал к занятию:

  • Для логопеда* – фотографии с изображением
    артикуляционных упражнений “Улыбочка”,
    “Лопата”, “Пиала”; сюжетная картинка с
    изображением качающихся деревьев; зашифрованные
    письма; небольшой мяч; предметные картинки с
    изображением шишки, кактуса, машины, кошки,
    насоса, мишки, сливы, цифры шесть, башни, басни,
    мишки, миски, кашки, каски; сифон для
    приготовления газированной воды; кусочек
    шифоновой ткани; на доске – изображение таблицы.
  • *Все фотографии, сюжетные и предметные картинки,
    текст зашифрованного письма, изображение
    таблицы можно с помощью презентации PowerPoint
    показать на экране.
  • Для каждого ученика – зеркала; предметные
    картинки с изображением шишки, кактуса, машины,
    кошки, насоса, мишки, сливы, цифры шесть;
    сигнальные карточки с условными обозначениями
    звуков [с] — [ш] (первая карточка с изображением
    стрелочки, вторая карточка с изображением дуги,
    другая карточка с изображением овала); карточки с
    буквами с, ш; листы** бумаги с заданиями.

См. Приложение.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Дыхательная гимнастика.

И.п. руки на коленях, спина прямая, ладонь на
животе.

1. Вдох – животик как шарик надувается,
Выдох – шарик сдувается.
2. Вдох через рот, выдох через нос.
3. Вдох через нос, выдох через рот.

3. Артикуляционная гимнастика.

На доске или на экране: фотография ребенка,
выполняющего упражнение “Улыбочка”. Логопед
показывает упражнение, далее читает стихотворение,
а дети выполняют это упражнение перед зеркалом и
сравнивают свою артикуляцию с артикуляцией на
фотографии.

Квака любит улыбаться,
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.

Улыбнулись как лягушки, показали зубки. А
теперь губы выдвинули вперед.

На доске или на экране: фотография ребенка,
выполняющего упражнение “Лопата”. Логопед
показывает упражнение, далее читает стихотворение,
а дети выполняют это упражнение перед зеркалом и
сравнивают свою артикуляцию с артикуляцией на
фотографии.

Язык лопатой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

На доске или на экране: фотография ребенка,
выполняющего упражнение “Пиала”. Логопед
показывает упражнение, далее читает стихотворение,
а дети выполняют это упражнение перед зеркалом и
сравнивают свою артикуляцию с артикуляцией на
фотографии.

Язык широкий положи.
Его края приподними —
Получилась пиала,
Очень круглая она.
В рот ее ты занеси
И края к зубам прижми.

3. Объявление темы урока.

На доске или на экране: изображение
качающихся деревьев.

— Представьте, что мы отправляемся в лес.
Покажите, какие там большие деревья. (Учащиеся
поднимают руки вверх.)

— Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
(Учащиеся раскачивают руки из стороны в сторону,
изображая ветки деревьев.)

— Подул теплый ветерок: ш-ш-ш.

— Ветерок затих, не шевелятся больше ни ветки, ни
деревья. Тишина в лесу. (Учащиеся тихонько
опускают руки вниз.)

— Как шумели деревья от холодного ветра, какой
звук мы произносили, изображая холодный ветер?

— Как шумели деревья от теплого ветра, какой
звук мы произносили, изображая теплый ветер?

— Сегодня на занятии речь пойдет об этих двух
звуках [с] и [ш]. На занятии мы будем учиться
различать эти звуки, т.е. дифференцировать.

4. Дифференциация изолированных звуков
[с] — [ш].
Сравнение звуков по артикуляционным
и акустическим признакам.

На доске или на экране изображена таблица, у
детей на листочках задание №1 с такой же
таблицей.


С Ш
Губы
Язык
Воздушная струя
Голос
Звук

— Нам необходимо уточнить артикуляцию звуков [с]
и [ш], заполнить таблицу и сравнить эти звуки.

— Произнесите длительно звук [с] и ощутите
положение губ. (Губы растянуты в улыбке.)

Логопед заполняет таблицу на доске, учащиеся на
листочках.

— А сейчас произнесите [ш], в каком положении
губы? (Губы вытянуты вперед.)

Логопед заполняет таблицу на доске, учащиеся на
листочках.

На доске или на экране – зашифрованное
письмо, где вместо букв с и ш
условное изображение губ.

а у у о ы

— Прочитайте слоги, заменяя условные
обозначения звуками [с] или [ш] (ша, су, шу, шо, сы).

губы вытянуты
вперед, звук [ш]. губы
растянуты в улыбке, звук [с].

— Снова произнесите звук [с] и ощутите, где у вас
язычок. ( Язык у нижних резцов.)

Логопед заполняет таблицу на доске, учащиеся на
листочках.

— А когда произносим звук [ш], где язычок? ( Язык
поднимается к альвеолам верхних резцов, но не
смыкается с ними. Положение языка похоже на
“чашечку”)

Логопед заполняет таблицу на доске, учащиеся на
листочках.

На доске или на экране – зашифрованное
письмо, где вместо букв с и ш
стрелочки, направленные вверх и вниз.

— Прочитайте слоги, заменяя условные
обозначения звуками [с] или [ш] (са, со, шу, ша, сы,
су).

— нижнее
положение кончика языка, звук звук [с].
верхнее положение кончика языка, звук [ш].

— С помощью тактильных ощущений тыльной
стороной ладони определите воздушную струю. (При
произнесении звука [c] воздушная струя узкая,
холодная. При произнесении звука [ ш] воздушная
струя широкая, теплая.)

Логопед заполняет таблицу на доске, учащиеся на
листочках.

— Звуки [с] и [ш] произносятся без участия голоса
(ладонь на горле, при произнесении горло не
дрожит) — звуки глухие. При произнесении звуков
воздушная струя встречает преграды — звуки
согласные.

Параллельно ученики заполняют таблицу у себя
на карточках.

По окончанию проведенной работы у логопеда
получается следующая таблица:


С Ш
Губы В улыбке Вытянуты вперед, как рупор
Кончик языка У нижних резцов Вверху
Воздушная струя Узкая, холодная Широкая, теплая
Голос Отсутствует Отсутствует
Звук Согласный, глухой Согласный, глухой

У учащихся на листочках следующая таблица:


С Ш
Губы

Язык
Воздушная струя Узкая, холодная Широкая, теплая
Голос

Звук Согласный, глухой Согласный, глухой

— Определите звук по беззвучной артикуляции.
(Логопед показывает артикуляцию звуков, дети
должны догадаться и назвать, какой произносится
звук.)

— Определите артикуляцию произнесенного звука.
(Артикуляция логопеда закрыта. Дети показывают
карточки с условными обозначениями артикуляции
данных звуков (стрелочка, дуга, овал))

5. Дифференциация звуков в слогах.

1. — Прослушайте ряд слогов, повторите за мной и
назовите слог, который повторяется дважды: са-ша-са,
ша-са-ша, со-со-шо, шо-шо-со, шла-сла-шла,
слу-шлу-слу, ста-ста-шта, шти-сти-шти.

2. Чтение чистоговорок.

На доске или на экране – чистоговорки, дети
“по цепочке” читают написанное.

са-ша-са

со-со-шо

шу-шу-су

В лесу бегает лиса.

Это очень
хорошо.

Мы увидели лису.

ша-са-ша

шо-шо-со

Мама моет малыша.

Вова
катит колесо.
шу-су-шу Я письмо пишу.

3. — Прослушайте слоги и звукосочетания.
Выделите в них звуки [с] и [ш]. Поднимите карточку с
соответствующей буквой. Логопед читает слоги и
звукосочетания: шо, со, ша, шу, ши, сы, су, шам,
сум, шла, сло, шма, сме, сле, шки, сти.

6. Дифференциация звуков в словах.

1. На доске или на экране – предметные
картинки. У каждого ученика на парте набор таких
же предметных картинок.

— Разложите картинки на две группы. Вправо
картинки, в названии которых есть звук [с],
картинки со звуком [ш] — влево. А в какую группу
отнесете картинку с изображением цифры шесть?

Проверка: дети называют картинки правого
столбика, затем левого.

2. Работа со звуковыми линейками. Учащиеся
работают со звуковыми линейками на листочках,
задание №2.

Логопед снова произносит названия предметных
картинок. Дети последовательно называют звуки в
словах и вписывают в нужные клеточки только
буквы с, ш.

— Каким по счету в слове кактус звук [с]?

— Какой первый звук в слове слива?

7. Физкультминутка.

1. Логопед кидает мяч одному из учеников и
называет глагол в неопределенной форме. Ученик
кидает мяч обратно и называют глагол 1 лица
единственного числа.

Просить – прошу, носить – ношу, плясать
пляшу, взвесить – взвешу,
откусить откуш у.

2. Далее логопед кидает мяч одному из учеников и
называет глаголы 1 лица единственного числа, а
ученики называют глаголы 2 лица единственного
числа.

Рисую — рисуешь, сыплю — сыплешь, сею
сеешь, брею — бреешь, пою — поешь.

8. Дифференциация звуков в словах и
предложениях.
Работа со словами –
паронимами.

1. На доске или на экране – изображение
крыши и крысы.

— Что изображено на первой картинке? Что на
второй? Сравните слова по звучанию. В чем
различие слов?

2. На доске или на экране – слова с
пропущенными буквами (ба_ня, ми_ка, ка_ка, _ифон).

Задание №3 на листочках.

— Запишите слова, вставив сначала букву с,
затем букву ш. Слова запишите парами.
Сравните пары слов по звучанию и по смыслу.
Какими звуками они отличаются?

Проверка: дети читают записанные слова,
сравнивают слова по звучанию, объясняют
значение, а логопед показывает предметную
картинку.

— Что такое сифон? (Сифон – сосуд для
приготовления и хранения газированной воды).

— Что такое шифон? (Шифон – тонкая прозрачная
шелковая ткань).

Логопед показывает сифон и кусочек шифоновой
ткани.

— Так ли важно правильно произносить звуки в
словах?

Вывод: меняется звук в слове – меняется
значение слова. Очень важно следить за
произношением.

Задание №4 на листочках.

— Прочитайте инструкцию к следующему заданию.
Вам необходимо карандашом проставить над
словами цифры, соответствующие порядку
выполнения действий.

Проверка: дети зачитывают порядок выполнения
задания. (Прочитайте1 и запишите4
предложения, вставляя2 подходящее по
смыслу слово. Подчеркните5 буквы с и ш.
Устно объясните3 свой выбор.)

Далее согласно инструкции выполняют задание с
предложениями.

Проверка: дети еще раз зачитывают
получившиеся предложения и объясняют свой выбор.

— Так ли важно правильно записать нужную букву?

Вывод: меняется буква в слове – меняется
значение слова. Очень важно следить за
написанием.

9. Подведение итогов занятия.

— Над чем работали? О какие это звуки, дайте
характеристику каждому звуку. Чем отличаются
звуки [с] — [ш]? Что запомнили? Какие задания
показались вам интересными? Трудными?

— А сейчас сделайте отметки на линейке
достижений. (Ученик ставит отметку – черточку на
каждой линейке)

Спасибо вам за занятие.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *