Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему Звук [ч]. Буква Ч

  • Некрасова Ирина Александровна, Учитель-логопед

ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательные:

  1. Закрепить навыки различения и произношения
    звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить
    артикуляцию, дать характеристику.
  2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на
    фоне слова и из слова, отбирать картинки,
    придумывать слова с заданным звуком.
  3. Закреплять умение определять позицию звука в
    слове.
  4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и
    синтез слов.
  5. Упражнять в составлении предложений по опорным
    словам.
  6. Познакомить детей с графическим образом буквы
    Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать
    слова и предложения.
  7. Закреплять умение образовывать
    существительные с уменьшительно– ласкательными
    суффиксами.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и
    друг друга.
  2. Воспитывать умение работать в течение всего
    занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

“Письмо” от Деда Буквоведа, мяч,
индивидуальные зеркала, плоскостные изображения
сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка,
Чипполино), ромашка с предметными картинками на
лепестках (со звуком “Ч”), музыкальный
молоточек, палочка-отвечалочка, квадраты трёх
цветов для звукового анализа, кассы букв и
слогов, кукла “Чучелка”, сундучок с буквой Ч.


ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. Момент.

– Ребята, давайте возьмёмся за руки и для
создания хорошего настроения улыбнёмся друг
другу. А чтобы настроение стало ещё
замечательнее, мы позовём солнечного зайчика.
Гимнастика для глаз “Солнечный зайчик”:


Солнечный мой заинька, прыгни на
ладошку.
Солнечный мой заинька, маленький как крошка.
Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза, а солнышко играет.
Щечки теплыми лучами нежно согревает!


2. Сообщение темы.

– Прежде чем начать занятие, мы
проверим наш почтовый ящик (находим письмо от
Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

– Ребята, Дед Буквовед сообщает нам
плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с
которой мы должны были сегодня познакомиться.
Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать,
что это за буква. А поможет нам игра “Назови
ласково” (с мячом).

Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка,
чашка-чашечка, собака-собачка, ложка-ложечка,
вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и
т.п.

– Вы догадались, какой один и тот же
звук слышится во всех этих словах? Правильно, это
звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч.
Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы
найти эту букву мы сначала познакомимся поближе
со звуком [Ч]. Садитесь за столы, возьмите зеркала
и произнесите отчетливо звук [Ч].


3. Артикуляция звука [Ч]

(Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик
языка касается нёба. Боковые края языка плотно
прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка
приподнята. При произнесении звука кончик языка
отрывается от нёба.)

4. Характеристика звука [Ч] (согласный,
всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Ч] от других
звуков, в слогах, словах.

– Я буду произносить звуки и слоги, а
вы, если услышите звук [Ч] хлопните в ладоши.

– А теперь речевая зарядка “Не зевай,
лови мяч и повторяй” (проговаривание слоговых
рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи;
чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п.

– А у меня есть палочка-отвечалочка.
Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком
“Ч” назовёт (дети придумывают слова с данным
звуком).


6. Определение места звука в слове,
звуковой анализ слов.

– Ребята, мы так увлеклись, что забыли
о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед
отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь
первый помощник, кто это – правильно это
Дюймовочка (иллюстрация).

– Дюймовочка нам подскажет дорогу,
если мы выполним её задание. На доске ромашка, на
лепестках которой – картинки со звуком [Ч]. Дети
выбирают себе по лепестку и определяют место
звука “Ч” в названиях картинок. А теперь,
выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы
справились с заданием. И Дюймовочка отправляет
нас к следующему герою.

Этот герой – Чебурашка (иллюстрация).


7. Деление слов на слоги.

– И Чебурашка приготовил нам задание,
которое называется: “Простучи слово” (дети
делят слова на слоги, простукивая их с помощью
музыкального молоточка).

– Молодцы и с этим заданием
справились! Чебурашка говорит, что только один
отважный сказочный герой знает, где Чучелка
спрятала букву Ч. И это – Чипполино (иллюстрация).

8. Составление предложений.

– Но у Чипполино тоже есть своё
задание, он предлагает вам придумать весёлые
предложения про наших помощников (дети
придумывают предложения).

– Чипполино очень понравились ваши
предложения, поэтому он даёт подсказку:
“Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете,
где Чучелка спрятала букву Ч .


(Дети разгадывают слово “сундучок”).

– Значит, буква в сундучке и нам надо
его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся
Чучелку).

Логопед: Нашёлся сундучок и Чучелка
здесь.

Ты зачем букву похитила?

Чучелка: Я хотела, чтобы у меня была
своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я
даже писать её не умею.

Логопед: Но ребята тоже должны знать
эту букву, иначе они не смогут читать и писать
слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч
вы напишите имя Чучелка (дети: “Уелка”).

Чучелка: Ой, как некрасиво
получилось.

Логопед: Тебе не нравится?! Тогда
попроси у ребят прощение и верни букву.

Чучелка: Извините, ребята. Сейчас я
отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит
слова) “Сундучок, сундучок, приоткрой свой
бочок” (не может открыть) Ребята, помогите мне,
давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя
звук “Ч” (дети произносят, сундучок открывается,
Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед: Вот и молодец! Ребята, а
пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит
вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).


9. Знакомство с буквой Ч.

Дети садятся за столы.

– Ребята, кто расскажет Чучелке, чем
отличается звук от буквы (ответы детей)

– Посмотрите, вот буква Ч. На что она
похожа?

Ч – вы правильно решили, пишут так же, как “4”.

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам
нельзя.

– Из каких элементов она состоит (Из двух
вертикальных палочек и одной горизонтальной).
Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь
правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на
спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из
ладошек и прорисуем букву Ч в воздухе от потолка
до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание
буквы в тетради.


10. Работа в кассах, преобразование
слов.

– А сейчас откроем кассы и найдём, где
живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску
выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из
слова чай получилось слово Чайка, а из слова
Чайка – Чашка. Молодцы, убираем кассы.


11. Чтение предложений

– И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и
Дюймовочки находится в конвертах. В этих
конвертах – слова. Ваша задача составить из этих
слов предложения и прочить их.


12. Итог занятия.

– Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч.
Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ч].

– Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься?
Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим
подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя
буква.

Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас
сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч],
угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём
сундучке, помогите мне его открыть, вспомните
волшебные слова: “Сундучок, сундучок
приоткрой-ка свой бочок”.

Чучелка угощает детей и уходит.

– Ребята, вы сегодня старались, внимательно
слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *