Литературное краеведение

  • Каргалова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Урок № 1

Вот она наша “славянская душа!”

Статья отнесена к разделу:
Преподавание литературы (литературное
краеведение).
На протяжении нескольких лет я
работаю над темой “Литературное краеведение на
уроках литературы в 5–11-х классах”. Краеведение,
по моему глубокому убеждению, – одно из
эффективных средств гражданского,
патриотического и нравственного воспитания, так
как соединение учебно-познавательных задач с
воспитательными происходит здесь естественно,
органично, без назидательности. В концепции
модернизации образования, главными принципами
которой являются гуманизация и гуманитаризация,
перед российской школой ставится следующая
задача: “формировать современно образованных,
нравственных, предприимчивых людей, которые
могли бы самостоятельно принимать ответственные
решения в ситуации выбора, прогнозируя их
возможные последствия, были бы способны к
сотрудничеству, отличались мобильностью,
динамизмом, конструктивностью, обладали
развитым чувством ответственности за судьбу
страны”.

Именно обращение к художественному
краеведению является основой для современных
подходов к изучению творчества писателей,
художественных текстов с учетом соотношения
основного и регионального компонентов в
литературном образовании. Краеведение позволяет
учащимся опираться на свои личные впечатления,
жизненные наблюдения, увидеть произведения
разного художественного уровня, соотнести
общенациональные и региональные проблемы
культуры, научиться рассматривать литературные
образы в разных социокультурных контекстах.

Необходимо помнить, что цели включения
художественного произведения в основной и
региональный курсы литературы должны меняться
от класса к классу в зависимости от возраста,
эмоционального восприятия.

В 5 – 6 кл. формируются навыки
первоначального восприятия образа-персонажа и
его характеристики.

В 7 – 8 кл. привлекаются тексты для
совершенствования анализа литературного
произведения, прежде всего как средство
психологической характеристики героя; отбора и
систематизации материала, дающего представление
понятиям “образ – характер – герой”.

В 9 – 10 кл. на уроках словесности
рассматриваются произведения на разных уровнях:
от лексико-семантического к
идейно-тематическому и композиционному.

Я работаю в школе №35, которая носит имя
писателя Константина Дмитриевича Воробьёва. В
литературном музее часто проходят уроки
русского языка и литературы. Оформленные стенды,
вещи К.Д. Воробьёва, книги, альбомы, сама
атмосфера дают определённый настрой на изучение
творчества писателя.

С Курским краем связана жизнь и
деятельность многих талантливых писателей. Это
П. Сальников, Е.И. Носов, К.Д. Воробьёв, В. Овечкин,
В.П. Детков, В. Коркина. Задача учителя –
пробудить интерес школьников к творчеству
писателей-земляков. В наше “смутное время
безверия и святотатства” бесценное слово –
чувство сокровенное. Уникальность писателя и
состоит прежде всего в том, что он по призванию,
по нетерпению души своей задумывается и радеет о
времени и о себе; откровенная книга
земляка-современника – это тихое доверительное
свидание с тем бесценным и жизнеозаряющим, что
“не распознано до поры или принижено в нас
самих”.

Родная Курская земля хранит память о
прошлом, а страницы произведений, написанные
земляками, позволяют услышать их голоса и
навсегда делают каждого из авторов, как бы давно
он ни жил, твоим современником.

В МОУ “Общеобразовательная школа №35
им. К.Д. Воробёва” в тематическое планирование по
литературе с 5 по 11 классы включены для
подробного или обзорного изучения произведения
К.Д. Воробьёва:

5 кл. – рассказы К.Д. Воробьева “У кого
поселяются аисты”, “Первое письмо”, “Настя”
(Тема детства);

6 кл. – рассказ К.Д. Воробьева “Уха без
соли” (“Вот она наша “славянская душа!”);

7 кл. – рассказ К.Д. Воробьева “Седой
тополь” (Психологическое состояние человека на
войне);

8 кл – рассказ К.Д. Воробьева “Синель”
(Тема коллективизации), “Гуси-лебеди”
(Многоплановость произведения);

9 кл.– 10кл. – повести К.Д. Воробьева
“Убиты под Москвой”, “Это мы, Господи!…” (Тема
войны);

11 кл. – повесть К.Д. Воробьева “Почём в
Ракитном радости” (“Невинная вина” блудного
сына).

Подробнее я остановлюсь на уроке
литературы в 6 классе “Вот она наша “славянская
душа!” (По рассказу К.Д.Воробьёва “Уха без
соли”).

Тип урока: комбинированный
(урок-диалог).

Технология: технология критического
мышления через чтение и письмо, проблемного
обучения

Тема: “Вот она наша “славянская
душа”! (По рассказу К.Д. Воробьева “ Уха без
соли”).

Цель: продолжить изучение
творчество писателя К.Д. Воробьева, познакомить с
идейно-тематическим содержанием рассказа;
раскрыть роль изобразительных средств и пейзажа
в рассказе; определить позицию
автора-рассказчика; формировать навыки
полемического ответа на сложную нравственную
проблему.

Прежде всего необходима ясная и чёткая
постановка проблемы, для решения которой и нужен
анализ рассказа. “Нравственно ли всепрощение?”

Задачи:

  • образовательные: закрепить умения и навыки
    работы с текстом , научить отстаивать свою точку
    зрения , закрепить умения вычленять проблему.
  • воспитательные: формировать гуманные
    качества личности
    учащихся, совершенствовать
    навыки общения.
  • развивающие: совершенствовать умения
    выступать и защищать свою точку зрения,
    развивать творческие способности, умение
    формулировать выводы. Выводы.

ХОД УРОКА

1. Первая стадия – “вызов”, во
время которой пробуждается интерес к теме,
определяются цели изучения предстоящего
учебного материала.

I. Могли ли вы только по названию
рассказа “Уха без соли” понять, что речь пойдёт
о таких важных понятиях, как “прощение”*,
“справедливость”*, “неотмщённое
преступление”*, “покаяние”*?
(Нет)

Индивидуальные задания (учащиеся
работают с Толковым словарем С. Ожегова).

*Покаяние – признание в совершенном
проступке, ошибке.

*Преступление з – действие, нарушающее
закон и подлежащее уголовной ответственности.

*Прощение – 1) не поставить в вину
чего-нибудь, извинить; 2) освободить от
какого-нибудь обязательства.

*Справедливость – справедливое
отношение к кому-нибудь, беспристрастие.

Поделитесь впечатлениями от
прочитанного рассказа (мнения противоречивы).
Ответы детей:

  • Действие произведения происходит через много
    лет после войны, казалось бы, можно забыть
    страшные испытания, выпавшие на долю героев
  • Война давно закончилась, а её отголоски
    напоминают о страшных событиях по сей день
  • Зачем герои каждый год собираются на свой
    “второй день рождения”, ведь вспоминая
    пережитое в плену, они вновь и вновь бередят свои
    сердечные раны?
  • Надо было убить бывшего полицая!
  • Надо уметь понять и простить человека
  • От этого рассказа тяжело на сердце

II. Какой эпиграф вы подобрали бы к
уроку из предложенных?
(эпиграфы напечатаны на
карточках)

  • “Душа человеческая по природе своей
    христианка” (из книги Л.Н.Толстого “Круг
    чтения”)
  • “Плати добром за добро” (Талмуд)
  • “Побеждай гнев кротостью, зло – добром, скупого
    – щедростью, лгуна правдой” (Дхаммапада)
  • “Обдумывающий месть поддерживает свои раны”
    (Бэкон)
  • “Не напоминай кающемуся про его прежние
    прегрешения” (Талмуд)
  • “Что на свете выше справедливости? – спросил
    однажды восточный мудрец и сам же ответил:
    “Только одно – прощение”
  • “Кто не умеет прощать, разрушает мост, через
    который ему самому придётся проходить, ибо
    всякий человек нуждается в прощении” (Лорд
    Герберт)
  • “Вот она наша славянская душа! Не можем до конца
    сохранить ненависть к преступнику и насильнику
    над тобой, не можем!” (К.Д. Воробьев).

Эти последние слова мы и возьмем
эпиграфом к уроку

2. Вторая стадия- “ осмысление” —
содержательная, в ходе которой и происходит
непосредственная работа ученика с текстом.

  • Что узнали из начала рассказа? (Герои каждый год
    приезжают отмечать день своего рождения 7-го
    августа, в любую погоду)
  • Как автор показывает важность этого события?
    (“Место потайное”*, “обменивались взаимными
    подарками – по большому листу сахарной ботвы и
    по одной брюкве”, “съедаем сразу и молча”)
  • Автор подчёркивает: “место, где мы разводим
    огонь, не зарастает никакой травой, — глубоко,
    значит, прокалилась земля”… Почему? (Души героев
    также неизлечимо опалила война)
  • С какой целью в рассказ вставляется описание
    окружающей природы? Какие средства
    художественной выразительности помогают
    представить её? (“вечер подкрался”
    (олицетворение), “как ручной щенок” (сравнение),
    “тусклый месяц” (эпитет), “жемчужная луна”
    (эпитет), “навевает человеку покойную цепенящую
    грусть” — показана умиротворённость, единение
    человека и природы – “ с какой-то элегической
    (Работа с толковым словарем С. Ожегова)
    расслабленностью произнёс благодарную хвалу
    творцу, создавшему землю, небо, озеро и окуней”.

III. Какие отношения были у
героя-рассказчика и его друга?

Ответы учащихся:

  • Трогательные, трепетные;
  • Дениса Неверова рассказчик называет
    “Диванович”;
  • А рассказчика Денис Неверов называет
    “Лётчиком”, так называли себя ещё в лагере
    военнопленных;
  • “отношения грешат какой-то старомодной
    церемонностью и взаимопочтительностью”;
  • Говорят друг другу “спасибо”, “будь добр”,
    “благодарю”.
  • Почему воспоминания “непосильны” героям? (В
    лагере военнопленных пережили страх, боль,
    унижение, смерть близких людей)
  • Несмотря на это, сохранили в душе доброту
    (отпустили окуня, который оказался с “кованым
    шведским крючком в верхней губе – напоролся уже
    раз”), непосредственность, радость жизни
    (“сотворил в душе хвалу творцу за всё посланное в
    жизни”).

IV. Что является завязкой рассказа?
(Забыли соль для ухи, появляется незнакомец).

И вдруг эта умиротворённость исчезает:
“пересохло у меня горло”, “никогда не избыть
страха погони и застигнутости”, “узнали этого
шатуна”). У костра неожиданно появляется человек
(бывший полицай) как шатун-медведь.

  • Зачитайте описание незнакомца
  • На какие детали портрета, внешности акцентирует
    внимание автор? (“Заношенные солдатские брюки и
    китель, большая, от ветхости оранжевая
    железнодорожная фуражка и растоптанные кирзовые
    сапоги…”; деталь – за спиной парусиновый мешок
    – ноша физическая незримо перейдёт в ношу
    духовную). Герои узнали в нём полицая.

V. Анализ эпизода “Пришелец
протягивал соль на ладони”.

  • Предлагает он соль или просит о прощении?
  • Как поступить? Взять соль у врага или нет?
    (“выдалась длинная минута тишины”, “появилась
    боль напряжения в затылке”).
  • Ещё одна деталь: как меняется голос Дениса
    Ивановича на протяжении всей этой встречи
    (“проговорил каким-то клёклым голосом”,
    засмеялся “коротко и квохчуще”, спросил
    “визгливо осатаневшим голосом”, “по-ребячьи
    обиженно всхлипнул”, а ведь это был
    человек-кремень).
  • Почему Денис Иванович выбросил принятую от
    пришельца соль в костёр?

3. третья стадия – “ рефлексия”-
размышления
. На этом этапе ученик формирует
личностное отношение к тексту. Именно здесь
происходит активное переосмысление собственных
представлений с учетом вновь приобретенных
знаний.

VI. Какие чувства одолевают людей,
встретивших врага через много лет после войны?

(ненависть, желание убить – главный герой
признаётся в своей мысли – аморальность “любого
неотмщенного преступления”).

“Бывший полицай каким-то
сверхсознательным чувством догадался… и
крикнул: — По закону не положено наказывать два
раза за одно и то же…”

“Ты же сам убивал, и сам вот жив!.. –
шёпотом, горько и потерянно сказал Денис
Иванович.

  • Непрошеный гость уходит, но “ничего не хотелось
    – ни есть, ни пить, ни спать… телу сразу же стало
    неудобно, ломотно, и беспокойно”. Почему? (боль от
    нахлынувших чувств не даёт заснуть, Денис
    Иванович даже ушёл из машины; “Вернулся он часа
    через полтора”).
  • Мы, читатели, догадываемся, что всё это время он
    провёл у костра с бывшим полицаем. Узнал о его
    жизни “Расстрел дали… потом заменили
    четвертаком. Шестнадцать отбыл”.)

VII. Возвращаемся к проблеме,
поставленной в самом начале урока: простить или
нет? Нравственно ли всепрощение?
(Мнения
учащихся разделились):

  • Я думаю, что Лётчик и Денис Иванович простили
    бывшего полицая, ведь остановили они машину: “ а
    ну его к чёрту, пускай садится, а? А то плетётся,
    как мы тогда!..
  • Человек, который оступился, с большим трудом
    возвращается к нормальной жизни.
  • Герои очень страдали в плену и никогда не
    простят тех, кто убивал.
  • Простить могут только очень сильные люди.
  • Убийство – это то преступление, которому нет
    прощения.
  • Те, кто живёт не по человеческим законам, не
    имеют права на человеческое отношение.
  • Всепрощение недопустимо, за всё надо платить!
  • Простить можно искренне раскаявшегося
    человека.
  • Полицай – братоубийца – нет ему прощения.

Какой смысл вкладывает автор в понятие
“Вот она наша славянская душа!”?

VIII. Подведём итог урока. К каким же
выводам пришли вы?

  • Курский писатель К.Д.Воробьёв хотел донести до
    нас, что человек должен в любых испытаниях
    оставаться человеком, а значит, уметь сострадать
    и прощать
  • В обществе всегда будут разногласия о
    всепрощении
  • Герои рассказа, возможно, и простили своего
    врага, но не забыли причинённое им горе.
  • “Славянская душа” умеет прощать и сострадать.
    Именно ей присущи чувства добра и милосердия.
  • Нельзя допустить, чтобы ненависть разрушала
    наши души.

Домашнее задание:

  1. Сочинение – миниатюра “Нравственно ли
    всепрощение”?
  2. Объясните слова Конфуция: “Кто полон
    милосердия, непременно обладает мужеством”?
  3. О чём заставляет задуматься рассказ К.Д.
    Воробьёва “Уха без соли?”.
  4. Роль детали в рассказе “Уха без соли” К.Д.
    Воробьева.
  5. Роль пейзажа в рассказе.

Тезисы к уроку № 1

1. Урок относится к разделу
“Литературное краеведение”

2. Использованы методы: информационный,
исследовательский, творческий.

3. Инновационные технологии:
технология критического мышления, проблемное
обучение.

4. Воспитание у обучающихся
патриотизма, гражданственности, национального
самосознания на краеведческом материале (что
особенно важно в современных условиях).

5. Развитие творческих способностей
учащихся (сочинение-миниатюра)

Урок № 2

Технология развития критического
мышления на уроке литературы в 10-м классе. Модуль
урока по теме: “Испытание длиною в жизнь…” (по
повести К.Д. Воробьёва “Почём в Ракитном
радости”).

Тема: “Испытание длиною в жизнь…”
(по повести К.Д. Воробьева “Почем в Ракитном
радости”).

Цель:

  • продолжить знакомство учащихся с литературой
    родного края;
  • отработать литературоведческое понятие
    “хронотоп” (См.: приложение1);
  • выяснить, как прослеживаются
    духовно-нравственные мотивы в повести
    К.Д.Воробьёва “Почём в Ракитном радости”;
  • воспитывать у учащихся чувства понимания,
    прощения, сострадания.

Задачи урока:

  • Дать возможность каждому ученику реализовать
    себя, получая положительные эмоции от процесса
    обучения, а также – конструировать своё
    собственное знание. (Известно, ценным является
    знание, добытое своим трудом).
  • Воспитание социальной ответственности. (Для
    этого весь учебный процесс целесообразно
    увязать с конкретными жизненными задачами и
    проблемами, с которыми дети сталкиваются в
    повседневности).

Оборудование: репродукция картины
Рембрандта “Возвращение блудного сына”,
рисунки учащихся к повести, таблица-схема с
понятием “хронотоп”, толковый словарь
С.И.Ожегова.

Эпиграфы:

“Невинная вина” “блудного сына”

А.Е. Кедровский.

Жизнь — благо, и бремя её легко

К.Д. Воробьёв.

Приветствие учителя. Сегодня мы
продолжаем цикл уроков по литературному
краеведению. А начать мне хотелось бы со слов Е.И.
Носова: “К.Д. Воробьёв принадлежит к тем не
частым писателям, которые потом многократно
перечитываются. Уже известно, чем начинается и
чем заканчивается то или иное произведение, а вот
почему-то опять тянет к книге, хочется
перелистать ещё и ещё. И это повторное, уже
неспешное, углублённое постижение художника не
менее радостно, нежели изначальное его
открытие”. А почему?

  • Да потому, что ищем и находим в его
    произведениях ответы на вечные вопросы:
  • Почему люди предают друг друга?
  • Что такое настоящая любовь?
  • Где взять силы, чтобы выстоять в нечеловеческих
    условиях?
  • Что такое искупление, возмездие, прощение,
    покаяние?
  • Почему “вина невинная” – нам предстоит
    выяснить, второй эпиграф-это слова Воробьёва, и
    тоже есть над чем подумать, порассуждать;
  • А сочетание “блудный сын” (из библейской
    притчи)? (Показать репродукцию картины
    Рембрандта).

Помогать в течение урока мне будут
ассистенты.

ХОД УРОКА

Прогнозирование по названию.

Повесть называется “Почём в Ракитном
радости”. Как вы думаете, о чём она?

  1. На стадии вызова обращаюсь к личному опыту,
    который поможет подготовить учащихся к
    личностному восприятию произведения:

  • Были ли в вашей жизни моменты, когда вами
    владело чувство ненависти?
  • Вспомните, какие чувства вы испытывали в
    состоянии ненависти?
  • Не было ли у вас желания простить, понять
    человека, который вас обидел?

  1. Работа с художественным текстом. Сегодня мы
    вместе осмыслим, вникнем в повесть К.Воробьёва,
    но читать будем не как обычно, а с остановками.

В данной части урока реализуется схема
«вызов — осмысление — размышление». Учащиеся
получают следующий алгоритм работы:

  • чтение текста от “остановки до остановки”;
  • вопрос – прогноз по поводу развития сюжетной
    линии в отрывке;
  • ответ — предположение, его обоснование.

Итак, продолжаем знакомство с
писателем, поговорим о мастерстве писателя.

Повесть прочитана, и я думаю, что
именно это, первое прочтение,
вызвало у вас эмоциональный отклик. Поделитесь
впечатлениями (ответы учащихся):

  • читать Воробьёва — большая духовная работа;
  • автобиографично;
  • в описаниях природы мы узнаём неброскую
    прелесть и очарование родных мест (лаконичная,
    простые описания).
  • Сама повесть построена как мозаика разнородных
    впечатлений: воспоминания автора, внутренний
    монолог, лирические откровения;
  • сложная композиция (несколько сюжетных линий).
    По времени мы и в сегодняшнем дне, и в прошлом (т.е.
    вводится ретроспективная часть);
  • много рассуждений о небе (небо – символ
    высокого и справедливого в жизни, символ высшего
    суда во всём);
  • удивительное сравнение “День казался крашеным
    яйцом” и т.д.

Ассистенты, есть что добавить? / читает
из “Сборника мудрых мыслей” (учащиеся
составляли его самостоятельно):

а) “Детство — это посох, с которым
человек входит в жизнь…”

б) “…не все внезапные радости под силу
человека, не каждый подарок можно увезти на
“Волге”” и т.д.

Учитель:

Ребята, а вы заметили, что автор не
разбивает повесть на отдельные главки, но тем не
менее мы имеем дело с хронотопом дороги (т.е.
продолжаем работу над литературоведческим
понятием), который определяется: (показать
схему-таблицу) – движением персонажей;

  • встречами с людьми;
  • преодолением препятствий;
  • достижением конечной цели.

Итак, произведение многопланово:
выделим сюжетную линию.

К.Останков едет в родное село Ракитное,
где не был 25 лет. Покинул поспешно, т.к. оказался
“невольным виновником” трагической судьбы
своего дяди Мирона Останкова. А сейчас он едет
поквитаться с неким Косьянкиным, который в угоду
властям извратил события, подвёл невинного
человека под статью “расстрел”, а самого героя
Константина Останкова оставил на годы с муками
совести, потому что он — Кузьма написал в районную
газету статью.

Ассистенты добавляют:

  • Повесть отражает события 1937г. – историки
    называют это время “жёстким и жестоким”, пик
    политических репрессий, уничтожение культуры…
  • Прочитав повесть, мы узнаём, что она не о
    возмездии, а о покаянии.

Учитель: Герой понимает, что он
должен побывать в родных местах, пообщаться с
земляками, заглянуть в их души. Мы вместе с героем
попробуем проследить дорогу в отчий дом,
наверное, это дорога жизни человека с её истоками
и переживаниями.

(Первая остановка).

Начинаем движение главного героя:

  • Почему она такая долгая? (говорит о сокровенном,
    передуманном 1000 раз!);
  • Как вы понимаете слова: “В Ракитное еду как на
    суд…”?
  • Итак, диалог с прошлым начинается с самых первых
    строк. Докажите! Анализируя эпизоды обращаем
    внимание на детали описания, на то, как автор
    раскрывает внутренний мир персонажей.
  • Встреча со старушкой (“что-то выделывало моё
    сердце”, “икона, цепочка из скрепок, парафиновая
    свеча подействовали ободряюще”, “смотрела
    как-то соучастно-родственно” и т.д.)

Вывод: (его потрясла человеческая
доброта; люди забыли и простили).

  • Не случайно вслед за этим идёт описание
    Ракитного, воспоминания о песнях, которые не
    пелись, а кричались. (Яркая цветовая палитра,
    ощущение полноты жизни).
  • Какая деталь в описании подчёркивает
    внутреннее состояние героя? Посмотрим, насколько
    вы внимательные читатели. (“День казался
    крашеным яйцом”)

(Пасхальное яйцо — символ Пасхи,
воскрешения Христа, рождения ново! жизни; каждый
новый день несёт красоту, добро, веру).

(Вторая остановка).

  • А мы следуем дальше за героем-повествователем
    (мы идём по одной дороге с ним) и попадаем в
    Медведовку (“ни за что доброе не цеплялась моя
    память”) – всплывают события рокового 1937 года.
  • Обращаемся к нашему хронотопу: 2-ой и 3-ий этапы
    следуют параллельно. Я просила вас подобрать
    вопросы к этим двум этапам (ассистенты передали
    листочки с вопросами).

Поработаем над ними (некоторые
предлагаю для общего обсуждения):

  1. Какое чувство испытывает герой при виде
    плотников? (Радость труд душа не очерствела);
  2. Преодоление препятствий. Где и как они
    проявляются? (Сомнения: “повернуть ли назад?”);
  3. (Третья остановка).

  4. Следуя за героем, мы оказываемся на кладбище.
    Проанализируйте эту сцену. (Работа над словом:
    знобящий* восторг; без прошлого не может быть
    настоящего и будущего);
  5. Верующий ли человек Константин Останков? (Да, он
    живет, соизмеряя каждое свое слово, мысль правдой
    Божьей, он всеми силами души стремится к
    покаянию).

Ассистент добавляет: “сохранил
чистоту” в сердце — из наставлений Серафима
Саровского.

(Четвёртая остановка)

Учитель:

А далее опять встреча с детьми, из
разговора с которыми герой узнаёт, что его дядя
Мирон Петрович Останков жив.

Заглянем в глубинки души
героя-повествователя:

  • Какой приём использует автор? (Идёт внутренний
    монолог: “Он встал передо мной как искупление”*
    (заслужить прощение), возмездие* (оплата, кара за
    преступление, за злые дела) (Работа с толковым
    словарём).
  • И вновь внутренние препятствия… (“тот дядя
    Мирон расстрелянный простил, и мы помирились;
    …как быть с живым дядей Мироном, с лысым
    мирошником* (мельник, диалектное)”).

(Пятая остановка).

  • Кульминационный момент. (“Встреча с прошлым”
    (выразительное чтение)).
  • Ещё одно препятствие – самое трудное – встреча
    с прошлым.
  • Как автор подчёркивает, что героя переполнили
    чувства? (дядя Мирон простил, а умение прощать –
    величайшая черта человека, как и умение
    покаяться: “Ну что ты означал тогда в моей
    беде…?”).
  • Я попросила двух ассистентов нарисовать
    иллюстрации к повести. Посмотрим! (Идёт работа с
    рисунками: тёмные краски (“Возвращение
    “блудного” сына”; “Очная ставка” – ставка с
    прошлым)) (Один из рисунков в тёмных тонах, другой
    в светлых – почему?).
  • Что вы можете сказать о дяде Мироне?
  • обладает удивительным нравственным чутьём;
  • истинный духовный наставник;
  • умеет прощать “Вольные и невольные”
    прегрешения; стал исцелителем души К. Останкова и
    т.д.

Ещё один интересный вопрос: назовите
основные черты характера Константина Останкова?

  • совестливость, правдивость, сумел сберечь
    душевную зоркость, нравственную чистоту;
  • сохранил в душе основные библейские заповеди:
    покаяние, прощение, сострадание;
  • выстрадал для себя истину — смысл жизни в
    единении людей, в их служении друг другу и т.д.
  • Какие радости испытывает герой на пути к
    покаянию? (Радость общения с тёткой, родной
    хатой).
  • Каким мы видим героя в конце повести? (Испытание
    жизнью выдержал достойно).

(Шестая остановка)

Возвратимся к эпиграфу. Перечитаем,
(бремя* – тяжесть, но оно легко, герой преодолел
жизненные препятствия (25 лет ходил с клеймом
“убийцы”, знал, что заменили (10 лет)), душа
просветлилась).

  • Состояние “бесконечного счастья”, которое
    переживает герой в конце повести, это чудо?
    случайность? закономерность? (Нет, выстраданное
    воздаяние за то, что сумел сохранить в себе душу,
    любовь к людям, веру в добро).
  • Закрываем последнюю страницу повести.

Домашнее задание: сочинение
– миниатюра: “Как сохранить человеческое
достоинство в наше нелёгкое время”, Основные
мысли, на которые вы будете опираться, запишите в
форме тезисов (учащиеся записывают):

  • не быть равнодушным, относиться к другим…;
  • покаяние, понимание, сострадание, вера поможет
    моему ровеснику в такое нелёгкое для России
    время;
  • сострадание – непременное условие жизни; –
    отношение к ближнему и т.д.

Подведём итог сегодняшнему уроку:

Герой достойно прошёл путь испытаний,
выдержал их совестью и памятью.

Выставление оценок 5-7 учащимся, у
остальных проверю сочинения-миниатюры.

Закончились хождения души по
мытарствам, через нравственное падение
мучительные тяготы и лишения человек вновь
совершает восхождение по духовному пути.

См. приложение.

Тезисы к уроку № 2

    1. Урок по литературному краеведению в 10 классе
      продолжает знакомство с литературой родного
      края.
    2. Технология развития критического мышления.
    3. Рассматриваются основные понятия, что такое
      искупление, возмездие, прощение, покаяние.
    4. Важно, чтобы каждый ребенок ответил для себя на
      вопрос: “Как сохранить человеческое достоинство
      в наше непростое время?”

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *