Листы тематического контроля знаний, умений и навыков учащихся

  • Горина Лариса Владимировна, учитель математики

Уважаемые коллеги, хочу предложить вашему
вниманию универсальную форму для
отслеживания индивидуальных результатов
успеваемости учащихся по математике. Я
назвала эту форму «Лист тематического
контроля знаний, умений и навыков учащихся».
По «Листу контроля» удобно следить за
результатами обучения самим детям, их
родителям и учителю. Форма «Листа контроля»
по всем темам и для всех классов едина,
поэтому учащиеся и их родители быстро
привыкают к ней и понимают, как с ней
работать.

«Лист тематического контроля» выдается
учащимся перед началом изучения каждой
главы или раздела учебника. «Лист контроля»
вклеивается в дневник и затем, по мере
получения отметок по данной теме,
заполняется учеником и учителем. После
каждого заполнения «Лист контроля»
представляется родителям для ознакомления.

Плюсы использования «Листа тематического
контроля» для учащихся, родителей и учителя
(из опыта работы).

Для учащихся

Для родителей

Для учителя

1. Ученик всегда знает количество
обязательных проверочных работ по
данной теме, главе, разделу.

2. Ученик всегда может написать
пропущенную по какой-то причине
проверочную работу в удобное время, так
как он знает, что пропустил и по какой
теме подготовиться.

3. Каждая отметка ученика в журнале
соответствует по дате и по содержанию
отметке в «Листе контроля», поэтому у
ученика никогда не возникает вопроса: «А
за что у меня эта двойка»?

4. Отметка за четверть (полугодие) не
является для ученика неожиданностью,
так как все результаты перед глазами.

5. Если на каждого ученика вашей школы
или класса формируется портфолио, то
есть, организовано накопление, отбор и
анализ различных материалов его учебно-познавательной
деятельности, то «Листы тематического
контроля знаний, умений и навыков»
пополнят копилку материалов портфолио
каждого ученика.

6. По результатам, занесённым в «Лист
контроля», каждый ученик может следить
за своими личными достижениями. Для
процесса индивидуального развития
очень важно сравнение предыдущих
результатов с последующими.

1. Родители всегда вовремя
проинформированы о результатах
успеваемости своего ребёнка.

2. Родители знают, по какой теме и в
какой день ребёнок пропустил
проверочную работу, в какой день его
спрашивали к доске, когда у него
проверяли домашнее задание и т. д.

3. Родители всегда могут следить за
тем, выполнил ли их ребёнок работу над
ошибками по указанной теме: если рядом
с полученной неудовлетворительной
отметкой в соответствующей колонке нет
пометки учителя о положительном
результате, значит
неудовлетворительная отметка всё ещё
не исправлена.

4. Отметка за четверть (полугодие) не
является для родителей неожиданностью,
так как все результаты перед глазами.

5. По результатам, занесённым в «Лист
контроля», можно следить за личными
достижениями своего ребёнка. Для
процесса индивидуального развития
очень важно сравнение предыдущих
результатов с последующими.

6. Через «Лист контроля» родители
имеют постоянную связь с учителем-предметником,
так как обычно родители контактируют
только с классным руководителем,
который не всегда в курсе событий,
происходящих на уроке.

1. По результатам, занесённым в «Лист
контроля», учитель может следить за
личными достижениями каждого из своих
учеников. Для корректирования процесса
индивидуального развития ребёнка
очень важно сравнение его предыдущих
результатов с последующими.

2. Через «Лист контроля» учитель имеет
постоянную связь с родителями.

3. Учитель имеет чёткое представление
о том, какой материал пропущен учеником,
и в зависимости от этого может строить
индивидуальную работу с каждым: по
объяснению и отработке материала,
ликвидации пробелов и тематических
задолженностей.

4. Каждая отметка ученика в журнале
соответствует по дате и по содержанию
отметке в «Листе контроля», поэтому
учителю никогда не придётся отвечать
на вопрос ученика: «А за что у меня эта
двойка»?

5. В конце четверти или полугодия не
надо будет пояснять ученику его
итоговую отметку.

6. По нескольким «Листам контроля»,
например, за первую четверть, можно
будет провести количественную и
качественную оценку уровня
обученности каждого ученика, и
скорректировать дальнейший процесс
обучения.

7. С помощью «Листов тематического
контроля» учитель математики
обеспечивает свой вклад в портфолио
учащихся.

8. Если школьная администрация
захочет проверить работу учителя с
данным учеником или классом по какой-либо
теме и оценить её результативность, то
на «Листе контроля» будет видна вся
система работы педагога: разнообразие
форм и методов контроля, периодичность,
дифференцированный подход:
организация работы с учащимися,
получившими неудовлетворительные
отметки, и с учащимися, проявляющими
интерес к математике; видна работа
учителя – предметника с родителями
учеников.

«Лист тематического контроля знаний,
умений и навыков» имеет такой вид:

Алгебра — 8

______________________________ © Горина ЛВ

Лист тематического контроля по
алгебре
учени____ 8 ____ класса

МОУ СОШ № 1 г. Михайловска
__________________________________________

Раздел учебника. Глава I. Неравенства

Основной контроль:

Дата проведения

Форма контроля

Тематическое содержание контроля

Отметка

Подпись учителя

Подпись родителей

Работа над ошибками

1

2

3

4

5

6

7

Дополнительный контроль:

1

2

3

4

5

Замечание. Неудовлетворительная
отметка может быть исправлена с учетом
работы над ошибками.

Информация для родителей Подпись

_______________________________________________________________ родителей
_______________________________________________________________ ____________

_______________________________________________________________ ____________

_______________________________________________________________ ____________

_______________________________________________________________ ____________

_______________________________________________________________ ____________

_______________________________________________________________ ____________

_______________________________________________________________ ____________

_______________________________________________________________ ____________

_______________________________________________________________ ____________

Некоторые пояснения к разделам «Листа
тематического контроля»

Раздел «Основной контроль»

Основной контроль – это контроль,
которому обязательно подвергаются все
учащиеся класса. Если у вас по каким-то
разделам или главам сделано чёткое
поурочное планирование, то темы и формы
контроля можно сразу напечатать в
соответствующие колонки таблицы, тогда от
руки в «Лист контроля» нужно будет
проставлять только дату, отметку и подписи.
Если же вы не планируете заранее, в какой
форме будет проводиться контроль по данной
теме или меняете форму в зависимости от
класса, то соответствующие клеточки можно
будет заполнить позднее: в день написания
работы или в день получения результатов. В
колонке, посвящённой теме и содержанию
контроля, тоже можно оставлять пустые места.

Раздел «Дополнительный контроль»

В «Дополнительный контроль» вписываются
незапланированные отметки, полученные
учеником. Например, за ответ у доски; за
работу по индивидуальной карточке,
выданной учителем; за домашнюю работу,
которая была проверена выборочно;

за доклады и сообщения или, если по какому-то
материалу вы не планировали проводить
проверочную работу, а потом возникла
необходимость в её проведении, то
полученные результаты тоже можно будет
вписать в «Дополнительный контроль».

Заключительная колонка таблиц основного
и дополнительного контроля называется «Работа
над ошибками». Она в основном предназначена
для учащихся, получивших
неудовлетворительную отметку. Эти учащиеся
должны будут исправить
неудовлетворительную отметку, выполнив «работу
над ошибками» по заданиям, предложенным
учителем, которые можно составить
индивидуально, именно на основе допущенных
ошибок. После успешного выполнения «работы
над ошибками», в соответствующую графу
учитель выставляет новую отметку. Работа
над ошибками с каждым учеником ведётся до
тех пор, пока не завершится положительно, то
есть пока не будет получен
удовлетворительный результат.

Раздел «Информация для родителей»

«Информация для родителей» — это раздел,
который обеспечивает постоянную связь
между учителем-предметником и родителями
каждого ученика. Приведу примеры фраз,
которые могут быть написаны в качестве
информации для родителей.

  1. «Уважаемые родители, обратите внимание
    на успеваемость вашего ребёнка, четверть
    скоро заканчивается, и ему необходимо
    подтянуться».
  2. «Уважаемые родители, повторите,
    пожалуйста, со своим ребёнком материал по
    теме «…», так как из-за пропуска уроков он
    отстаёт от своих одноклассников».
  3. «Уважаемые родители, завтра будет
    контрольная работа по теме «…», помогите,
    пожалуйста, своему ребёнку подготовиться
    к ней или проверьте его самостоятельную
    подготовку. Результат этой контрольной
    работы будет решающим для вашего ребёнка
    при выставлении отметки за четверть».
  4. «Уважаемые родители, прошу вас прийти в
    школу для беседы».
  5. «Уважаемые родители, ваш ребёнок
    систематически не выполняет домашнюю
    работу, не забывайте, пожалуйста,
    контролировать его».
  6. «Уважаемые родители, для изучения темы «Измерение
    и построение углов» вашему ребёнку
    необходимо купить транспортир».
  7. «Уважаемые родители, ваш ребенок
    получил за четверть отметку «5», спасибо
    вам, успех вашего ребёнка – ваш успех».
  8. «Уважаемые родители, ваш ребёнок лучше
    всех в классе справился с
    самостоятельной работой по теме «…».
    Желаю дальнейших успехов!»
  9. «Уважаемые родители, ваш ребёнок занял
    первое место в школьной математической
    олимпиаде среди учащихся 9 классов,
    поздравляю вас!»

В «Приложении»
содержатся «Листы контроля», которые
использую в своей работе. На основе
предложенных образцов каждый из вас сможет
самостоятельно формировать «Листы
контроля» для своих учеников по разным
темам.

Приведённые в «Приложении» «Листы
контроля» составлены в соответствии с
учебниками:

  1. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват.
    учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В.
    Сидоров и др. − 8-е изд. — М.: Просвещение,
    2001.
  2. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10 — 11
    кл. общеобразоват. учреждений / Ш. А.
    Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. − 8-е
    изд., перераб. — М.: Просвещение, 2000.
  3. Геометрия, 10 – 11: Учеб. для общеобразоват.
    учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С.
    Б. Кадомцев и др. – 13-е изд. – М.:
    Просвещение, 2004.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *