Лекарственные растения

  • Оганесян Гоар Максимовна, учитель начальных классов

Цели:

  • познакомить с лекарственными растениями;
  • рассказать о лечебных свойствах растений;
  • учить детей бережно относиться к богатствам
    страны;
  • формировать представление о многообразии
    растений;
  • культура поведения;
  • активизировать познавательную деятельность
    учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением лекарственных
    растений;
  • лекарственные растения в пакетах;
  • гербарий;
  • раздаточный материал для конкурсов.

Ход урока

На столах, за которыми сидят дети лежат
иллюстрации с изображением лекарственных
растений.

Учитель:

Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живёт,
А ночью среди звёздных тучек
Танцует звёздный хоровод.

И лес живёт под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зелёном,
Твоя семья живёт и ты.

Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нём и народа,
А называется наш дом,
Мы знаем все

(дети хором ) — природа.

— Ребята! А знаете ли вы, что относится к живой и
неживой природе ?

Дети:

— Человек, растения, животные, грибы — живая
природа.

— Солнце, воздух, вода, почва — неживая природа.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о
растениях, об особых растениях.

Это лекарственные растения. Что же такое
,,лекарственные растения»?

Дети: Это растения, которые помогают нам
вылечиться.

Учитель: Какие лекарственные растения вы
знаете ?

Дети:

— лопух;

— ромашка;

— подорожник;

— зверобой;

— мать-и-мачеха.

Учитель: (Рассказ учителя о лекарственных
растениях)

В каждом доме есть небольшая аптечка. Разве
обойтись нам без средств первой медицинской
помощи, ведь то палец пораним, то голова
разболится или зуб. Чаще в аптечке мы храним
препараты химического происхождения.

Наряду с препаратами химического
происхождения, мы с успехом применяем
лекарственные средства растительного
происхождения, оказывающие то же самое действие.
В отличие от таблеток и порошков травы редко
вызывают те или иные побочные эффекты, обладают
лучшими вкусовыми качествами.

Приступая к подбору растительного сырья для
аптечки, нужно прежде всего усвоить: ни в коем
случае не заниматься самолечением, обязательно
нужно посоветоваться с врачом.

Нужную траву не всегда удаётся купить в аптеке.
Не беда, можно выращивать её на приусадебном
участке. Можно собирать траву в лесу. При этом не
забудьте согласовать свои действия с правилами
охраны природы.

Итак, какие же могут быть в аптечке травы?

Помогут нам ответить на этот вопрос конкурсы.

Каждый ряд — команда.

Конкурс 1.

Отгадайте лекарственное растение по описанию.

(Дети пользуясь иллюстрациями дают описание
растению).

Конкурс 2.

Определите по запаху данное растение (глаза
закрыты).

(Валериана, мята, ромашка).

Физ. минутка.

Прыг да скок, прыг да скок!
Прыг кузнечик на листок.
А за ним — лягушки,
Хитрые подружки!

Зайка — за лягушкой,
Маленькой квакушкой,
А за зайкой я бегу,
Удержаться не могу!

Зайка прыг, зайка скок.
Наклонил к земле листок!
Подниму листок, спасу.
Вместе с ним и я расту!

Учитель: В нашем крае растёт очень много
лекарственных растений.

Одуванчики — растут повсюду, доступны с
ранней весны до поздней осени.

Свежие молодые листья — оригинальное
дополнение к любому салату.

Одуванчики — природное мочегонное средство.
Применяют для лечения заболеваний кожи.

Крапива — также мочегонное средство.
Листья полезны при астме, артрите.

Подорожник — настой из листьев подорожника
применяют при кашле, при лечении желудка.

Зверобой — используют как вяжущее,
противовоспалительное и противомикробное
средство. Зверобой обладает ранозаживляющим,
спазмолитическим и желчегонным свойствами.

Мелисса — применяют настой травы для
возбуждения аппетита и улучшения деятельности
органов пищеварения. Применяют как
противосудорожное и болеутоляющее средство, в
частности при различных невралгиях, головной
боли, болях в желудке.

Мята — водный настой этой травы улучшает
пищеварение, помогает при спазмах кишечника,
тошноте.

Шиповник — плоды шиповника широко
используют для витаминизации различных
кулинарных и кондитерских изделий. Витаминные
экстракты, сиропы, пилюли, таблетки, драже, а
также водные настои из плодов принимают для
профилактики и лечения заболеваний, связанных с
недостатком в организме витаминов, при истощении
и малокровии.

(Демонстрация каждого растения).

— Какие лекарственные травы использовались в
вашей семье?

Ответы детей.

Учитель:

— Приходилось ли вам собирать лекарственные
растения ?

— Кто занимался сбором растений ?

Ответы детей.

Конкурс 3.

Учитель:

Послушайте загадки. Отгадки — лекарственные
растения.

Загадки.

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Растёт зелёный кустик,
Дотронешься — укусит.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)

Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай? (Душица)

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

Учитель: Рябину используют при заболеваниях
лёгких. А также пьют сок из спелых ягод для
хорошего аппетита.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

Учитель: Черёмуху используют при
заболеваниях желудка и кишечника.

Подводим итоги конкурсов и вручаем награды.

Учитель: (Раздаёт лекарственные растения в
пакетах. Демонстрирует, как выглядят готовые
лекарственные растения в аптеках.)

— Заниматься заготовкой растений должны люди,
хорошо разбирающиеся в них. Надо помнить:
заготовка лекарственного сырья не должна быть
хищнической. Не только о себе нужно заботиться,
но также о природе, всё более угнетаемой
человеком. Ваше бережное отношение к лесу и лугу
— это выражение вашей благодарности. Надо
стремиться понимать себя не как ,,царя природы»,
а как одушевлённую частицу этих сил.

Итог урока.

Учитель:

— О каких лекарственных растениях мы сегодня
говорили?

— Какую пользу приносят эти растения ?

— Что нужно помнить при сборе лекарственных
растений?

Ответы детей.

Вывод:

Леса и луга — наше богатство.
Берегите их.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *