Классный час Отцы и дети

  • Ларикова Ольга Владимировна, учитель математики

Цель: познакомить учащихся с понятием
“толерантность”, развить способности адекватно
и полно познавать себя и других людей. Уметь
находить выход из конфликтных ситуаций, которые
возникают между отцами и детьми.

Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми
задачами и проблемными вопросами.

Форма работы: групповая (класс делится на две
– три группы).

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход классного часа

“Без сострадания и милосердия
невозможно жить в мире”.

Зигфрид Ленц

Вступительное слово учителя.

– Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень
важном в жизни: о любви, об уважении, о терпении. А
начну я разговор со старой легенды, которую,
наверное, знают многие.

– Однажды, много лет тому назад жил один
необыкновенный народ. Славился народ молодостью
и красотой, песнями и танцами. Если случайный
путник заходил в селение, то удивлению его не
было предела. Спросите почему? Да потому, что во
всём огромном селении не было ни одного старика.
Везде веселье, смех. Молодые красивы. Нет старых,
сморщенных лиц, нет болезней. Оказывается, этот
народ имел очень древнюю традицию. Как только
человек начинал стареть, сын взваливал его на
плечи и уносил далеко-далеко в горы, где и
встречали старики в одиночестве свою смерть. Жил
в этом селении Хаким, очень любил он своего отца,
часто разговаривал с ним, дивился его мудрости.
Ежедневно смотрел Хаким с тревогой на родного
человека, наблюдая за его старением. Знал Хаким,
что недалеко то время, когда и он, как и другие его
соплеменники, должен будет взвалить на плечи
драгоценную ношу и идти вверх, чтобы навечно
расстаться. Бежали минуты, дни, месяцы. Страшный
день наступил. Отец улыбался, пытаясь придать
силы своему сыну.

Драгоценная ноша уже на плечах. Каждый шаг в
гору отдаётся сердечной болью. Хаким движется
медленно, пытаясь оттянуть час расставания. Отец
успокаивает, даёт последние советы и
наставления. Хаким почти дошёл, и вдруг мысль
пронзила его, как молния. Мысль, что скоро его
самого вот так же понесёт его сын. Хаким
развернулся и почти бегом кинулся назад, он бежал
очень быстро, не останавливаясь ни на минуту
отдохнуть, не слушая старого отца, который
призывал к благоразумию.

Отец знал, что нарушать традицию, сложившуюся
веками, не под силу одному человеку. Хаким
спрятал отца в своём доме, ухаживал за ним,
подолгу беседовал ежедневно. И нагрянула однажды
беда на селение. Обступили его враги, голод и
болезни постучали в каждый дом. И послышались
плач и стенания вокруг. И никто не знал, что
делать, растерялись люди перед нежданной бедой.

И только Хаким сказал, чтобы все, кто мог
держать оружие, встали в строй, поделился
несколькими военными хитростями, и враг был
разбит. Все стали восхвалять Хакима, его мудрость
и умение найти выход из создавшегося положения.
Тогда вышел Хаким на середину площади и вынес
своего старого отца, поклонившись, рассказал о
том, что нарушил древнюю традицию, и только
мудрые советы отца помогли спасти селение.

Отныне, в этом селении стали почитать стариков,
относиться с терпением и уважением к ним.

– Ребята, скажите, почему же так относились к
старикам жители селения?

– Чего не хватало им, чтобы изменить это
отношение? (Терпения, любви).

– Я предлагаю вам прочитать высказывания,
записанные на слайде.

(Слайды 2–3, см. Приложение 1)

Определите, представителям каких возрастных
групп могут они принадлежать?

1. “Молодые строптивы, без послушания и
уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не
признают. Никто их не понимает, и они не хотят,
чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут
последним его пределом”. (Надпись на гробнице
фараона, ок. 3500 лет до н.э.).

2. “К старости недостатки ума становятся всё
заметнее, как и недостатки внешности” (Ф.
Ларошфуко).

– Прослушав сказку и прочитав высказывания, вы,
конечно же, сразу определите о терпимости между
кем мы будем говорить?

(Об отношениях между отцами и детьми, об
отношениях между поколениями).

Тема нашего классного часа: “Отцы и дети”. (Слайд
4)

– Для того, чтобы наш разговор был предметным и
конкретным, мы введём в нашу речь термин толерантность.
(Слайд 5)

Толерантность – слова заимствованное, а
поэтому мало понятное.

Ближайшие синонимы: терпимость, уважение к
чужому мнению, лояльность. (Слайд 6)

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто
Талейран Перигор. Он отличается тем, что при
разных правительствах оставался неизменно
министром иностранных дел. Это был человек
талантливый во многих областях, но, более всего,
– в умении учитывать настроения окружающих,
уважительно к ним относиться и при этом
сохранять свои собственные принципы, стремиться
к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо
подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие
“толерантность”. (Слайд 7)

Толерантность – это

  • Прощение
  • Милосердие
  • Сострадание
  • Уважение человеческого достоинства
  • Принятие другого таким, какой он есть

Сегодня мы постараемся выяснить, что нужно для
того, чтобы противоречий и разобщённости между
людьми разных поколений было меньше,
разобравшись при этом в особенностях каждого
человеческого возраста. Проще всего понять
другого, поставив себя на его место.

Вам предстоит перевоплотиться в тех людей,
портреты которых вы сейчас увидите. Подумайте,
что объединяет этих людей? (Слайд 8)

Ребёнок – юноша – взрослый – старик.

(Их объединяет любовь, знание, уважение,
ответственность, терпимость.)

– Мы живем в третьем тысячелетие. Меняется
образ жизни, образ мыслей, уходят в прошлое и
перестают быть важными многие нормы поведения.
Конечно, мы свободны в выборе своего пути, но
должны оставаться неприкосновенными такие
ценности как сострадание и уважение к пожилым
людям. Предлагаю вам посмотреть клип.

(Слайды 9-58, на слайды можно наложить
музыку из кинофильма “Профессионал” или любую
другую
)

– У каждого свой путь, он похож и вместе с тем
своеобразен.

Ученица читает стихотворение:

Как легко обидеть старика…
Как легко обидеть старика!
Скажешь ему что-то неуклюже —
Сразу взгляд бездомного щенка:
Никому-то я теперь не нужен!
Ты уж позабыл, что ты сказал,
А у него горит на сердце рана,
Слезы набегают на глаза,
Словно у ребенка от обмана.
Жизнь ушла. И завтра будет ночь.
Заберет. Ни встать, ни оглянуться.
А ведь так легко ему помочь —
Только, как ребенку, улыбнуться!
Что нас ждет? Быть может РАЙ иль АД?
Может быть, что ничего не будет.
Старики над самой пропастью стоят.
Помните всегда об этом, ЛЮДИ!

– Почему же мы, проходя одним и тем же путём,
конфликтуем с разными поколениями?

(Потому что старшие всегда забывают о том, что
были детьми).

(Слайд 59)

– Что является причиной конфликта? (Ответы
детей)

Из-за:

  • учёбы
  • друзей
  • вредных привычек
  • праздности
  • денег
  • домашних дел
  • отношения в семье

– Может быть, конфликты рождаются в душах
людей, в семьях от того, что все люди делятся на
тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого
встречают дома безразлично, хмуро, сердито, с
выговорами и нотациями.

– Давайте разберём несколько ситуаций. (Слайд
60)

Разыгрывается учащимися сцена. (Мама, папа,
ребёнок). (Приложение 2)

– Что же мы можем посоветовать семьям, которые
попадают ежедневно в конфликтные ситуации?

– Давайте предложим правила, которые
необходимо выполнять и детям и родителям.

(Слайд 61)

Чтобы не ссориться, нужно:

— Стараться понять друг друга в любой ситуации.

— Никогда не повышать голос друг на друга.

— Уметь дать совет, выслушать совет другого.

— Уметь поддержать в трудную минуту.

— Доверять друг другу.

— Уметь слышать и слушать.

Учитель подводит вывод:

– Играя в шахматы, мы можем часами думать над
одним ходом, если бы с такой дотошностью и
дальновидностью мы обдумывали свои действия в
отношениях друг к другу, насколько бы меньше было
неверных поступков.

– Скажите, ребята, какое чувство должно
победить все конфликты? Ответы детей. (Любовь,
конечно любовь и терпимость).

(Слайд 62).

– Послушайте еще одну народную притчу.

Китайская притча “Ладная семья”

Жила-была на свете семья. Она была не простая.
Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И
занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и
всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших
семейств на свете. Но дело в том, что семья была
особая – мир и лад царили в той семье, и, стало
быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси,
драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки
страны. И он решил проверить, правду ли молвят
люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась:
кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо
детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил
узнать, как жители села добились такого лада,
пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты
добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал
долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем
передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал
разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и
удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь,
прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз
любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл
владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— И всё?

— Да – ответил старик, — это и есть основа жизни
всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

— И мира тоже.

– Согласны ли вы с тем, что написал глава семьи
на листе бумаги?

(Ответы учащихся)

Учитель читает стихотворение:

Помните родителей, делитесь
Молодою силою своей,
Их любите, им продлить стремитесь
Череду счастливых, ясных дней!

Ревности, обиде и сомненьям
Не позвольте между вами встать,
Не остудит время пусть стремленье
Друг для друга жить и побеждать –

Побеждать проблемы и рутину,
Быт, усталость, долгий груз зимы,
Главное, чтоб были вы любимы,
Чтоб друг другу были вы нужны!

Спасибо за внимание!


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *