Классный час. Конкурс-игра Этикет и мы

  • Чуева Майя Михайловна, преподаватель технологических дисциплин

Методика подготовки конкурса

Условия проведения конкурса

Конкурс «Этикет и мы» может проводиться в
одной или нескольких группах;

Подготовительный этап занимает 15-20
дней.

Организатор должен:

  • продумать содержание конкурсных заданий;
  • подготовить сценарий (для этого можно привлечь
    студентов);
  • провести работу с командами о культуре
    поведения и внешнем виде во время проведения
    конкурса;
  • провести работу по оформлению конкурса
    (желательно привлечение студентов);
  • выбрать и подготовить ведущего из числа
    студентов, обговорив с ним культуру поведения и
    внешний вид; провести репетицию;
  • подготовить реквизит для конкурсов, для этого
    привлекаются студенты групп, участвующих в игре:
    плакаты с названием игры, таблички с названиями
    команд, цветные карточки с вопросами;
  • подбор жюри — это могут быть студенты старших
    курсов или выпускники. Организатор игры должен
    пояснить членам жюри критерии оценки конкурсов и
    культуры поведения участников команд во время
    проведения мероприятия;
  • продумать техническое оснащение, микрофоны,
    видеоаппаратуру; подобрать студентов,
    отвечающих за техническое обеспечение. Для них
    готовится технический сценарий.

Конкурс проводится в помещении, где
одновременно может находиться 2-3 группы. Время
проведения конкурса — 1 час 15 минут.

Рефлексия

Необходимо выразить благодарность всем
присутствующим в зале: участникам, зрителям,
гостям. После игры ребята, участвовавшие в
подготовке и проведении мероприятий, остаются на
обсуждение. С ними обговаривается соответствие
всех конкурсов запланированным. Необходимо
отметить все положительные стороны во время
конкурса, а также аккуратно указать ошибки.
Выслушать мнение ребят. Дать установку на
будущее. Впоследствии провести индивидуальную
работу со студентами, нуждающимися в коррекции, в
психологической поддержке.

Цели мероприятия

Классный час — игра «Этикет и мы» проводится с
целью повышения уровня общей культуры студентов
и развития навыков пользования формами этикета.

Для проведения мероприятия выбрана игровая
форма. Игра помогает снять психологическое
напряжение, усилить интерес к мероприятию,
позволить за короткое время погрузить студентов
в различные стандартные ситуации, требующие
знания этикета, и закрепить эти знания через
игровые ситуации.

Кроме того проведение классного часа
способствует развитию внимания и
наблюдательности, развитию умения выступать
перед не очень знакомой аудиторией и грамотно
выражать свои мысли и суждения.

Процесс подготовки классного часа работает на
воспитание чувства ответственности, умение
работать в команде, быть доброжелательным,
умеющим прийти на помощь друг другу.

Ситуация конкурсной игры, кроме того,
вырабатывает дух здорового соперничества,
желания показать свои лучшие качества.

Для проведения мероприятия необходимо
подготовить реквизит:

  • Конкурс «Приветствие» — папки для капитанов.
  • Конкурс «Найди ошибку» — проигрыватель для DVD
    — дисков, диск, ручки, бумага.
  • Конкурс «Чай вдвоем» — чашки, блюдца и ложечки
    для оформления чайного стола на двоих, а также
    лишние столовые приборы.
  • Конкурс «Знакомство» — карточки с заданиями

Подготовка мероприятия

Деятельность студентов:

  1. Студенты должны подобрать команду в составе 5
    человек, в том числе выбрать капитана. При этом
    основное требование к ребятам —
    интеллигентность, знание правил поведения,
    остроумие и находчивость.
  2. Следующий этап — придумать название команды и
    приветствие, обращенное к другим участникам и
    гостям игры. Приветствие должно содержать
    комплименты, но не лесть
  3. В качестве домашнего задания ребята должны были
    изучить или вспомнить правила поведения в
    транспорте, в гостях, при телефонном разговоре.
  4. Обговорить со студентами общий стиль команды.

Деятельность преподавателя:

  1. Организатор конкурса должен тесно сотрудничать
    с классными руководителями групп, участвующих в
    игре для оказания помощи в подборе и подготовке
    состава команд.
  2. Необходима работа с командами с целью
    объяснения основных моментов конкурса, внешнего
    вида и поведения во время игры.
  3. Организатор подбирает и компонует конкурсы.
  4. Пишет сценарий, подбирает студентов — актеров,
    проводит репетиции и делает съемку видеосюжетов
    конкурса «Найди ошибку», в которых
    разыгрываются сценки, показывающие нарушения
    этикета.
  5. Подготовить посуду для конкурса «Чай вдвоем».
  6. Придумать ситуации для конкурса «Знакомство»
  7. Работа с членами жюри. Подобрать, познакомить с
    критериями оценки, обратить внимание на
    необходимость строгого соблюдения этикета.
  8. Пишется сценарий всей игры.
  9. Подбор музыкального сопровождения к игре.
  10. Подбирается ведущий из числа студентов. С ним
    проводятся репетиции
  11. Продумывается награждение.

Ход мероприятия

  1. Вступление ведущих.
  2. Представление названия команд участников,
    ведущего и жюри.
  3. Конкурс «Приветствие». Капитан команды
    зачитывает свою речь, подготовленную в качестве
    домашнего задания. Условие составления речи: она
    должна быть обращена к другим участникам и
    гостям. Речь должна содержать комплименты, но не
    быть льстивой. Жюри при оценивании учитывает
    название, внешний вид и общий стиль команды,
    наличие в речи комплиментов. Максимальная оценка
    5 баллов.
  4. Конкурс «Найди ошибку». Каждой команде
    показывают видеосюжет. Это сценка, в которой
    заснять поведение в транспорте, при приеме
    гостей, при разговоре по телефону с нарушением
    этикетных норм. После небольшого обсуждения
    ребята указывают на ошибки поведения, замеченные
    в сюжете. Максимальная оценка 7 баллов. Во время
    подготовки ребят к конкурсу «Найди ошибку»
    проводится викторина со зрителями.
  5. Конкурс «Чай вдвоем». Два представителя от
    каждой команды должны подготовить столик для чая
    на двоих. При этом посуду ребята подбирают себе
    на общем столе, где есть лишняя посуда. При
    оценивании конкурса жюри учитывает однотипность
    посуды, расстановку, присутствие всех
    необходимых приборов. Максимальная оценка 5
    баллов
  6. Конкурс «Знакомство». Два человека от команды
    должны разыграть сценку, которая изображает, как
    представить друг другу незнакомых людей. Дается
    несколько минут на обсуждение. Для сценки члены
    команды имеют право пригласить себе помощников
    из числа зрителей. При оценивании жюри учитывает
    не только правильность, но также находчивость и
    артистичность ребят. Максимальная оценка 7
    баллов. Во время подготовки ребят к конкурсу
    «Знакомство» проводится викторина со зрителями
  7. Подведение итогов игры. Награждение
    победителей.

Приложение 1. Вопросы викторины со
зрителями

  1. Если телефон отключился, кто должен
    перезвонить? (тот, кто звонил)
  2. По какую руку от женщины должен идти мужчина? (по
    левую руку)
  3. Вы опоздали к началу представления, ваши места в
    центре зала, как вы поступите? (Либо
    продвигаетесь лицом к сидящим, либо
    присаживаетесь на ближайшие места, а в паузу
    пересядете на свои места)
  4. До которого часа вечером можно шуметь дома? (до
    22ч)
  5. Кто из пары должен идти первым при входе в двери
    и выходе из дверей? (при входе — мужчина, при
    выходе — женщина)
  6. Вы хотите есть и на улице купили пирожок. Ваши
    дальнейшие действия? (остановиться в стороне от
    движения, чтобы никому не мешать и съесть)
  7. Вам нужно покинуть концерт, в какой момент это
    удобнее сделать? (во время смены актеров,
    декораций или объявления новых участников)
  8. Кто из пары должен спускаться и подниматься по
    лестнице первым? (спускается — мужчина,
    поднимается — женщина)
  9. Какое место в легковом автомобиле с незнакомым
    водителем считается наиболее удобным? (сзади
    справа)
  10. С какого времени утром можно звонить по
    телефону друзьям и знакомым? (с 9 ч)

Приложение 2. Шпаргалка жюри

Конкурс: «Приветствие» — максимум 5 баллов:

При оценке учитывать:

  • наличие в приветственной речи комплиментов
    (исключая грубую лесть);
  • внешний вид команды, желательно соблюдение
    единого стиля
  • отсутствие в речи слов — паразитов, речевых
    ошибок;

2 конкурс: «Найди ошибку» — максимум 7
баллов

При оценке учитывать:

видеосюжет «В транспорте». Допущены
следующие ошибки:

  • грубо вели себя на улице;
  • толкались при входе, мешая остальным
    пассажирам;
  • в троллейбусе привлекали к себе много внимания,
    висли на поручнях, громко разговаривали;
  • заметив друга, стали звать его через весь салон
    вместо того, чтобы самим подойти к нему; [2]

видеосюжет «День рождения» . Допущены
следующие ошибки:

  • именинник стал грубо возмущаться по поводу
    опоздания гостей;
  • ребята не извинились за опоздание;
  • именинник, не развернув подарок, оставил его в
    стороне;
  • хотя гости пришли с опозданием, стол не был
    накрыт;
  • узнав, что стол не готов, гости не предложили
    хозяину свою помощь [1]

видеосюжет «Телефонный разговор» .
Допущены следующие ошибки:

  • звонивший не представился;
  • не узнав, с кем разговаривает, начал говорить на
    «Ты»;
  • если было необходимо передать что-то срочное,
    следовало попросить это сделать;
  • если же ничего срочного не было, следовало
    извиниться и попрощаться;

(Видеосюжеты не размещены из-за большого
объема)

3 конкурс «Чай вдвоем» — максимум 5 баллов

При оценивании учитывать:

  • на столе должны быть чашки, блюдца, ложки, все
    подобрано по стилю
  • за столом, накрытом на двоих, сидят напротив
    друг друга, в соответствии с этим ставят посуду;
  • чашки должны стоять на блюдцах;
  • ручки на чашках должны быть повернуты вправо, по
    отношению к сидящему;
  • ложечка на блюдце лежит перед чашкой
    параллельно ручке.

4 конкурс: «Знакомство» — 7 баллов

При оценивании учитывать правильные действия:

  • младших представляют старшим;
  • сначала представляют женщин, затем мужчин;
  • при знакомстве одного человека с целой
    компанией его представляют всем присутствующим,
    а дальше он знакомится сам;

Сценка 1: Вы приводите домой
девушку для знакомства с родителями:

Как вы будете представлять их друг другу?

— Мама, папа, познакомьтесь это — Катя, моя
девушка;

— Катя, это моя мама Галина Петровна и папа Иван
Семенович.

Сценка 2: У вас дома собралась
компания: парни и девушки. И вы пригласили своего
друга, его никто из присутствующих не знает.

Как вы будете всех представлять?

Ребята, знакомьтесь — это Коля, прошу любить и
жаловать

Далее представить по именам сначала девушек,
потом ребят. (если компания небольшая)

Если компания очень большая, то Коля дальше сам
знакомится с присутствующими

Сценка 3: Вы с родителями идете по
улице, навстречу ваш преподаватель, который
давно хочет познакомиться с родителями. Как вы
будете всех представлять?

Здравствуйте Людмила Петровна!

Здравствуй, Петя, это твои родители?

Да, знакомьтесь, это моя мама Елена Юрьевна, и
папа Иван Сергеевич, а это Людмила Петровна,
преподаватель истории в нашем техникуме

Литература

  1. Гольдин В.Е. Речь и этикет. Книга для
    внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1983.-109с.
  2. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура
    общения. М.: Высшая школа, 1989.-159с.
  3. Деловое общение. Деловой этикет. Учебное
    пособие для вузов / Автор-составитель И.Н.
    Кузнецов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 431с.

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *