Камиль Сен-Санс. Сюита Карнавал животных. 1-й класс

  • Усманова Ольга Владиславовна, учитель музыки

Цель: Через программное произведение познакомить детей с жанром «сюита».

Оборудование: Мультимедийный аппарат, Ноутбук.

Ход урока

Музыкальное приветствие: (темп вальса)

Музыка здравствуй, музыка здравствуй, музыка, музыка-а
Праздник прекрасный, праздник прекрасный
Дарит нам музыка
– Здравствуйте девочки – здравствуйте
– Здравствуйте мальчики – здравствуйте
– Все первоклассники – здравствуйте
Здравствуйте, здравствуйте, все.

Повторение

Перечислите музыкальные жанры, с которыми мы познакомились в первой четверти

– По какой особенности мы узнаём

  • марш – пульс
  • танец – притопы
  • песню – мелодия

Беседа учителя: Сегодня мы познакомимся с новым музыкальным жанром – СЮИТА

Пока я могу сказать только то, что это инструментальный жанр, а какие особенности у этого произведения вы сами узнаете к концу урока.

А поможет нам разобраться удивительный французский композитор Камиль Сен-Санс (слайд 1)

Сен-Санс прожил долгую жизнь (86 лет)

С 3-х лет занимался музыкой

С 5-ти начал сочинять

С 10-ти дал свой первый концерт

Дирижер, пианист, педагог, автор книг по философии, литературе, живописи, театру, писал стихи, пьесы, замечательно рисовал карикатуры, коллекционировал бабочек и минералы, любитель путешествий. Его познания в астрономии и физике, археологии и истории, зоологии и ботанике не уступали ученым.

Поистине универсально одаренная, необыкновенно деятельная личность!

Им написано огромное количество произведений. Мы сегодня познакомимся с фрагментами его произведения, которое он написал в уединенном местечке в Австрии.

О чем же оно, догадайтесь сами:

В этой сюите, – увидите сами!
– Ноты живые: с хвостами, с усами.
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать.
Ноты мохнатые,
Ноты пернатые,
Стройные ноты и даже горбатые,
Добрые, злые,
Наземные, водные –
Кто же они?
Догадались? ЖИВОТНЫЕ

А какие произведения мы слушали и пели о животных на уроках?

  • «Танец молодого бегемота»
  • «Уж как шла лиса»
  • «Дон дон»
  • «Перепелочка»

Исполнение «Уж как шла лиса»

Да, произведение называется «Карнавал животных» (слайд 2)

А что такое карнавал?

Наши животные тоже будут в масках, но маски необычные – музыкальные.

И так отправляемся на музыкальный карнавал, а открывает его животное, которое вы должны отгадать. Вам помогут звуки, изображающие голос, повадки, манеры этого животного. Так же вам подскажет жанр, который вы должны определить. И так начали…

Слушание: «Королевский марш львов».

Вам надо их отгадать Помогут вам средства музыкальной выразительности (регистр, темп, тембр, лад, динамика… И так слушаем…

«Королевский марш львов»

Обсуждение услышанного: как догадались, определение регистра, характера, изобразительности, жанра… Почему именно это животное открывает сюиту. (слайд 3)

Исполняют их следующие инструменты:

  • Флейта (слайд 4)
  • Кларнет (слайд5)
  • Стеклянная гармоника (слайд 6)
  • Ксилофон (слайд 7)
  • Фортепиано (слайд 8)
  • Скрипка (слайд 9)
  • Виолончель (слайд 10)
  • Контрабас (слайд 11)

Давайте наш урок завершим песней про «Львенка и черепаху»

Исполнение «Песенка Львенка и Черепахи»

Дополнение к последующим урокам. И слайды 12 и 13.

  • «Петух и куры»

Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает?
(петух)

Эти всюду ходят вместе,
Вместе дремлют на насесте,
Вместе раньше всех встают,
Очень долго воду пьют:
После каждого глотка
Долго смотрят в облака
(куры)

  • «Черепаха»

Идет спокойно, не спеша,
Пусть видят все, как хороша,
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит…
(черепаха)

Что за чудо? Вот так чудо…
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге –
Голова торчит, да ноги
(черепаха)

  • «Слон»

Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Догадались? Это… (слон!)

Очень много силы в нем
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос.
Будто нос лет тысячу рос.
(слон)

  • «Аквариум»

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
(аквариум)

  • «Осел»

Я его узнаю сам по его большим ушам
(осел)

Сер, да не волк, длинноух, но не заяц
С копытами, да не лошадь
(осел)

Загадки-обманки

Владимир Борисов

Быстрее всех от страха
Несётся …. (черепаха – заяц)

Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый… (слон – медведь)

По горной круче проходил
Обросший шерстью … (крокодил – козёл)

В тёплой лужице своей
Громко квакал… (соловей, муравей – лягушонок)

С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает… (корова – обезьяна)

Над лесной поляной
Ночью
Долго слышался
Кошмар:
Ухал, ахал,
Выл по-волчьи
И пугал зверей … (комар – сова)

К цветку приставишь ухо,
А в нём жужжит, поёт
Старательная… (муха – пчела)
И собирает мёд.

Марк Шварц

В чаще голову задрав,
Воет с голоду… (жираф – волк)

Клубком свернулся – ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий… (конь – ёжик)

Длиннее шеи не найдёшь.
Сорвёт любую ветку … (ёж – жираф)

Под луною песню петь
Сел на веточку… (медведь – соловей)

-Кто в малине знает толк?
— Косолапый, бурый … (волк – медведь)

На заборе поутру
кукарекал… (кенгуру – петух)

Как в автобусный салон
К маме в сумку прыгнул… (слон – кенгуру)

Ест осоку в речке Нил
Неуклюжий… (крокодил – бегемот)

Над лесом
Солнца луч потух,
Крадётся
Царь зверей… (петух – лев)

Все преграды одолев,
Бьёт копытом верный… (лев – конь)

Сено хоботом берёт
Толстокожий … (бегемот – слон)

Простой вопрос для малышей:
«Кого боится кот?» … (мышей – собак)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать… (соловей – свинья)

Хвост веером, на голове корона.
Нет птицы краше, чем … (ворона – павлин)

По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу… (кабан – дятел)

Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая … (лисица – белка)

Кто стучит как в барабан?
На сосне сидит … (баран – дятел)

Презентация.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *