Интегрированный урок по рассказам М.М. Пришвина. 6-й класс

  • Базанова Лилия Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • «открывать» учащимся рассказы М.М. Пришвина,
    выделять художественные детали в изображении
    природы.
  • развивать умение художественного пересказа
    текста, анализировать информацию, формулировать
    собственную точку зрения по обсуждаемой
    проблеме
  • способствовать формированию наблюдательности
    в окружающем мире, заставить
    задуматься над тем, что доброе отношение к
    природе облагораживает самого человека.

Оборудование и материалы к уроку:

  • Портрет М.М. Пришвина
  • Выставка книг писателя
  • На доске написан эпиграф: «Я ведь, друзья мои,
    пишу о природе, сам же только о людях и думаю» (М.М.
    Пришвин)
  • Фонохрестоматия: голоса птиц
  • Компьютер
  • Презентация к уроку
  • Теория литературы: эпитеты, олицетворения,
    сравнения, повторы, метафоры.

Подготовка к уроку. За две недели до
урока всем учащимся предлагается прочитать
рассказы М.М.Пришвина, выбрать понравившиеся и
приготовить художественный пересказ.

Работа в группах. Каждая группа
выбрала свой рассказ

ХОД УРОКА

1. Слово учителя о писателе из статьи
В.А.Солоухина «Очарованный странник» (см. Приложение 1)

2. Художественные пересказы рассказов
М.М.Пришвина

3. Вопросы на восприятие

1) «Лесной доктор»

Понравился ли рассказ? Видели дятла, сову?
Где они живут?

2) «Этажи леса»

Объясните, как поняли про этажи у зверьков и
птиц? Что Пришвин говорит о погибших березах?
Как охотники спасли птенцов? Что им помогло? Был
ли у вас такой случай?

3) «Журка»

Что знаете о журавле? В каких прочитанных
книгах встречали эту птицу? Верите ли, что такой
случай был на самом деле?

4) «Золотой луг»

Что увидел писатель в привычном непривычное?
Выразите свое отношение к этому явлению.

5) «Лисичкин хлеб»

Почему так называется рассказ? Какую добычу
принес охотник из леса? Что знаете об этих
птицах? Какие чудесные травы достал писатель из
сумки?

6) «О чем шепчутся раки?»
Что понравилось в рассказе? Чем герои ловили
раков и на какую приманку?

4. Вопрос классу. Как выражает свою
любовь к природе автор в прочитанных вами
рассказах?

Учащиеся отвечают.
Учитель делает вывод. М.М.Пришвин не только
прекрасно знает природу, подмечает малейшие
изменения, происходящие вокруг, но удивительно
бережно и тепло относится к виденному, стараясь
передать то ощущение счастья, радости жизни,
которое может и должен испытывать человек.
Пришвин так любит родную землю и так умеет
рассказать о ней, что читатель, обогащаясь
красотой, увиденной писателем, сам начинает
замечать то, мимо чего проходил равнодушно.
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же
только о людях думаю», – говорил М.М.Пришвин.

5. Физминутка «ласточка» (или игра-этюд
«ласточка»)

6. Учитель. Какие художественные
приемы использовал в своих рассказах писатель?
Найдите их в прочитанных текстах.

7. Беседа. Вопросы классу

Мы, жители села, все время находимся среди
природы.
Как вы наблюдаете природу, находясь на улице?
Ведете ли дневник природы?
Знаете ли народные приметы? Приведите примеры.
(Народная примета – это проверенное
многократными наблюдениями или традиционно
принятое и передаваемое из поколения в поколение
предсказание событий, выраженное в краткой
форме).
Народные приметы очень красивы, предельно
лаконичны. И мы порой не успеваем заметить ее
художественное изящество.
Учитель раздает учащимся листы (см. Приложение
2
)
Давайте прочитаем их вслух.

8. Экспресс-тест (Приложение
2
) Определите резервы художественности,
таящиеся в этом жанре.

9. Викторина о птицах (так как
большинство учащихся выбрали рассказы для
пересказа о птицах)

– Почему снегирю дали снежное имя? (Они
прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают
на север)

– Почему клест зимой гнезда вьет? (Зимой много
еловых семян для птенцов, а весной нет)

– Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком)
– У какой птицы большая семья? (У серой
куропатки 26-28 птенцов)

– Какая перелетная стая обещает снег? (Стая
перелетных гусей. Через 2-3 дня жди снегопада)

– Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)
– Какая птица умеет дразниться? (Попугай)
– Какая птица хвостом разноцветным гордиться? (Павлин)
– Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин)

10. Итоги урока.

11. Домашнее задание:

1) написать сочинение «Птицы – наши друзья»
2) читать сказку-быль «Кладовая солнца»

Заключение. Пришвин любил писать о
птицах. И, я думаю, мы это сегодня увидели в
процессе урока. Птицы, действительно, чудесные
создания. Их мелодии, веселые звонкие песни,
яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас
бодрость и радость. Предлагаю послушать пение
соловья.

Список используемой литературы:

1. В.А.Солоухин «Очарованный странник» БМЛ
для детей Москва «детская литература» 1982 стр. 5.
2. В.К.Харченко «Эстетика народной приметы»
Русский язык в школе №4 1997.


Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *